Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Покупка сырья и материалов»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

закупка сырье производство оборудование

Закупки — один из важнейших бизнес-процессов, протекающих у хозяйствующих субъектов.

Обеспечение эффективного функционирования современного предприятия во многом определяется процессом закупок, оказывающим существенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность предприятия. Соответствие такому понятию как конкурентоспособность существенным образом определяется возможностью предприятия удовлетворять требования потребителей посредством предоставления им качественных товаров или услуг по приемлемым рыночным ценам в требуемые сроки. Поскольку деятельность предприятия не ограничивается одним днем, то это требует нахождения оптимальных и комплексных решений, рассчитанных на длительную перспективу, которые, в конечном итоге, находят свое отражение в маркетинговой, логистической и производственной стратегиях предприятий.

Целью курсовой работы является разработка на платформе «1С: Предприятие 8.2» информационной системы, автоматизирующей процесс закупок сырья, материалов и оборудования с использованием стандарта MRP II.

Автоматизация процессов закупки ТМЦ позволяет упростить работу с документацией. Обеспечивает информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении запасов, для снижения затрат на закупки и четкой организации взаимодействия с поставщиками, а также получение отчетной информации по закупкам и договорам за определенный период и тем самым экономит время. 1С: Предприятие является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия.

Система 1С:Предприятие представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация.

Методами исследования являются анализ предметной области и полученных результатов и их систематизация.

Задачами данного курсового проекта являются:

  • описание предметной области (функции, входные и выходные документы, хранение и методики обработки информации, состав объектов создаваемой информационной системы);
  • разработка констант, справочников и перечислений;
  • разработка регистров;
  • разработка документов, их форм, движений по регистрам;
  • разработка отчетов;
  • разработка интерфейса информационной системы.

1. Теоретические основы процесса закупок сырья, материалов, оборудования до уровня расхода в производство

1.1 Процесс закупок сырья, материалов и оборудования

1.1.1 Процесс закупок сырья, материалов, оборудования на основании стандарта MRPII

Планирование производственных ресурсов MRPII (Manufacturing Resources Planning) – метод, основанный на использовании планирования потребности в материалах, включающий в себя функции управления складами, снабжением, продажами и производством. Также допускает включение в единую систему функций учёта и управления финансами.

Методология MRP II описывает сквозное планирование и управление цепочкой "сбыт - производство - склад - снабжение".

Принцип работы MRP II опирается на три базовых принципа: иерархичность, интерактивность и интегрированность. Иерархичность означает, что каждому звену производственной цепи присваивается свой уровень, совокупность которых образует иерархическую лестницу. Планирование деятельности предприятия осуществляется с высших ступеней, одновременно с этим функционирует надёжный механизм обратной связи. Интерактивность MRP II-системы обеспечивается заложенным в неё блоком моделирования. Суть интерактивности заключается в возможности анализа и прогнозирования развития событий. Интегрированность заключается в объединении множества сторон деятельности организации, среди которых планирование производства, снабжение производства, сбыт продукции, исполнение плана производства, учёт затрат и другие функции предприятия.

MRPII-система состоит из следующих функциональных модулей: планирование развития бизнеса (Составление и корректировка бизнес-плана), планирование деятельности предприятия, планирование продаж, планирование потребностей в сырье и материалах, планирование производственных мощностей, планирование закупок, выполнение плана производственных мощностей, выполнение плана потребности в материалах, осуществление обратной связи [1].


В процессе планирования составляется совокупность планов по направлениям деятельности, которые охватывают важнейшие подразделения предприятия. Планирование является одним из наиболее результативных способов снижения издержек.

Планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия, оно заключается в установлении целей деятельности предприятия на определенный период времени, определение путей реализации поставленных целей, ресурсного обеспечения, предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей предприятия.

В результате удается снизить уровень простоя оборудования и специалистов, сократить сроки выполнения заказов, оптимизировать движения материалов и складские остатки, сделать процесс производства прозрачным и управляемым, в целом повысить эффективность работы предприятия.

От эффективности управления закупками товарно-материальных ценности зависит качество производимой продукции, бесперебойность снабжения производства, соблюдение сроков выполнения заказов в рамках плановой себестоимости. Нетиповая конфигурация обеспечивает менеджеров, отвечающих за снабжение, информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении запасов, для снижения затрат на закупки и четкой организации взаимодействия с поставщиками.

Нетиповая конфигурация автоматизирует планирование запасов по следующим двум категориям: операционные запасы — данная категория обеспечивает операционную деятельность предприятия и страховые запасы — данная категория запасов формируется для защиты от непрогнозируемого поведения покупателей и срывов сроков поставок заказанных товаров.

Потребности в закупках товарно-материальных ценностей (ТМЦ) рассчитываются с учетом имеющихся свободных остатков ТМЦ на складах и с учетом необходимости остаточного страхового запаса ТМЦ после выполнения производственной программы.

Страховые запасы планируются с использованием механизма управления запасами по точке заказа. Данный механизм предусматривает автоматизированное формирование заказов поставщикам при снижении запасов ниже предопределенного уровня — точки заказа. Механизм помогает контролировать момент формирования заказов поставщикам и определять требуемый объем заказа. Точка заказа и размер страхового запаса могут быть определены пользователем отдельно для каждого вида номенклатуры. Для этого могут использоваться различные стратегии расчета: установка фиксированного значения, по среднему размеру партий номенклатуры, по оптимальному размеру заказа.


Материалы планируются с точностью до номенклатурной позиции и цели ее использования — заказа, проекта, наименования готового изделия.

В числе возможностей, которые предоставляет нетиповая конфигурация:

  • оперативное планирование закупок на основании планов продаж, планов производства, неисполненных частей заказов покупателей, внутренних заказов;
  • оформление заказов поставщикам и контроль их исполнения;
  • управление запасами по точке заказа — формирование заказов поставщикам по достижении запасами предопределенного уровня (точки заказа);
  • регистрация и анализ выполнения дополнительных условий по договорам с фиксированными номенклатурными позициями, объемами и сроками поставок;
  • поддержка различных схем приема товаров от поставщиков, в том числе прием на реализацию и получение давальческого сырья и материалов;
  • анализ потребностей склада и производства в товарах, готовой продукции и материалах;
  • планирование закупок с учетом прогнозируемого уровня складских запасов и зарезервированных товарно-материальных ценностей на складах;
  • подбор оптимальных поставщиков товара по их надежности, истории поставок, критериям срочности исполнения заказов, территориальному и прочим произвольным признакам; автоматическое формирование заказов для подобранных поставщиков;
  • составление графиков поставок и графиков платежей [2].

1.1.2 Этапы процесса закупок сырья, материалов, оборудования

Целью процесса Закупки сырья, материалов, оборудования является обеспечение производства продукции качественным сырьем, материалами и оборудованием в необходимом количестве и в установленные сроки.

Выделим основные этапы процесса:

  1. Планирование закупок. Выбор поставщиков.
  2. Бизнес-процесс закупок.
  3. Верификация закупаемой продукции. Оценка поставщиков.
  4. Порядок закупок на основании норм потребления.
  5. Порядок закупок на основании внеплановых заявок.

Входами процесса Закупки сырья, материалов, оборудования являются:

  1. плановая потребность сырья и материалов на производственную программу;
  2. перечень сырья и материалов, применяемых в производстве;
  3. сводка остатков сырья и материалов;
  4. реестр производителей.

Выполнение процесса:

  1. Определение требований к сырью и материалам.

Требования к сырью и материалам определяются при разработке перечня сырья и материалов, применяемых в производстве, в соответствии со стандартом предприятия системы менеджмента качества.


  1. Планирование закупок сырья и материалов осуществляется на основании:
  • перечня сырья и материалов, применяемых в производстве продукции;
  • реестра производителей;
  • плановой потребности сырья и материалов на производственную программу на следующий месяц;
  • сводки остатков сырья и материалов на складах на определенное число каждого текущего месяца экономист службы снабжения составляет предварительный баланс сырья и материалов на планируемый месяц и размещает его в базе данных.
  1. Планирование поступления сырья и материалов.

На основании заключенных контрактов на закупку сырья и материалов экономисты службы снабжения составляют полный баланс сырья и материалов с целью:

  • отслеживания поступления сырья и материалов;
  • проведения своевременной оплаты согласно условиям заключенных контрактов.
  1. Выбор поставщика.
  2. Заключение контрактов на поставку сырья, материалов, оборудования.
  3. Подготовка документов на отгрузку сырья и материалов.

Экономист службы снабжения на основании заключенного контракта готовит письмо-заявку на отгрузку сырья или материалов на бланке предприятия на имя руководителя организации-поставщика. Письмо-заявка должна содержать следующую информацию:

  • полное и точное описание закупаемых сырья и материалов;
  • наличие ссылки на документы, подтверждающие соответствие закупаемых сырья и материалов и дополнительные требования;
  • ссылка на контракт, на условиях которого будет проведена закупка;
  • перечень заказываемой продукции по номенклатуре и количеству;
  • этапы и сроки поставки продукции;
  • просьбу о выставлении счет-фактуры.

Экономист службы снабжения в зависимости от условий платежа, оговоренных в контракте на оплату продукции, составляет заявку на оплату, которая должна содержать следующую информацию:

  • номер контракта;
  • цель оплаты;
  • сумма оплаты;
  • реквизиты для оплаты.

К заявке прилагается счет-фактура и реестр контрактов.

Если условиями контракта оговорена последующая оплата сырья и материалов, то она проводится в том же порядке после получения положительных результатов анализа проб материалов.

На основании заявки начальник финансовой службы дает указание на проведение оплаты закупаемых сырья или материалов. После проведения оплаты копия платежного поручения передается экономисту службы снабжения. Экономист проводит уведомление поставщика об оплате отправкой в его адрес копии платежного поручения.