Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Понятие конкуренции).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
1) равный и полный доступ всех участников рынка к информации;
2) бесконечное множество продавцов и покупателей на рынке, каждый из которых в отдельности не сможет влиять на рыночную цену;
3) каждый производитель специализируется на выпуске однородного продукта, и продуктовая дифференциация отсутствует[13, 22].
Рассматривая монопольный рынок, А. Смит пришёл к такому выводу, что он возникает вследствие «случайных обстоятельств», таких как неинформированность других участников рынка или особые распоряжения правительства. Монополия, как пишет А. Смит, является «великим врагом хорошего хозяйства». Кроме того, монополия препятствует развитию экономики и уменьшает благосостояние потребителей, назначая цену выше ее естественного уровня. «Монопольная цена во всех случаях является высшей ценой, какая только может быть получена. Естественная цена, или цена свободной конкуренции, напротив, представляет собой самую низкую цену, на какую можно согласиться» [4, 145].
Таким образом, А. Смит рассматривал конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, не требующее вмешательства государства и уделял внимание только ценовой конкуренции[18, 20].
Альфред Маршалл (1842–1924) для обоснования теории равновесия рассматривал модель совершенной конкуренции, которая характеризовалась огромным числом независимых друг от друга продавцов и покупателей, свободным доступом на рынок и отсутствием возможности оказывать влияние на рыночные цены. Механизм достижения равновесия при отклонениях цены от равновесного уровня рассматривается Маршалом в качестве колебаний объёмов продаж (в частности, особую роль играют в модели Маршалла запасы производства).А. Маршалл считал монополию полной противоположностью конкуренции. Либо одно существует на рынке, либо другое. И если свободная конкуренция –это оптимальное состояние экономики, то монополия как ее антипод – такая организация, которая уменьшает общественное благосостояние.
Маршалл впервые объяснил преимущества крупномасштабного производства. Он подчеркивает наличие связи между экономии на масштабе и концентрацией производства: «Расширение масштабов его производства быстро увеличивает его преимущества перед конкурентами и снижает цены, по которым он может позволить себе продавать свою продукцию» [1, 401].
Таким образом, к началу ХХ века в экономической науке складывается статическая модель конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка, между которыми не существуют промежуточные состояния. Первой преодолеть этот разрыв попыталась Джоан Робинсон (1903–1983), которая предложила теорию несовершенной конкуренции в противоположность другой организации рынка – совершенной конкуренции. Робинсон признает многообразие поведенческой активности фирм[15, 17].
Американский экономист Эдуард Чемберлин (1899–1967) положил начало исследованию конкуренции как динамического по своей природе процесса. Э. Чемберлин предложил теорию монополистической конкуренции, в которой обосновал идею синтеза конкуренции и монополи. Этот тип рыночной структуры, прежде всего, базируется на дифференциации продукта. Различия во вкусах, желаниях доходах и местоположении покупателей и различия в способах употребления товаров, по его мнению, указывают на потребность в разнообразии и необходимость в замене концепции «конкурентного идеала» идеалом, включающим и монополию и конкуренцию. Монополистическая конкуренция – это механизм, который наилучшим образом удовлетворяет растущие потребности общества. Если продукт дифференцирован, то каждый продавец является одновременно и монополистом и конкурентом.
Э. Чемберлин теорией монополистической конкуренции обосновал не только ценовые формы конкурентной борьбы, но и раскрыл новые (неценовые), среди которых дифференциация продукта, улучшение качества, реклама, повышение репутации фирмы и её торгового знака [7,38].
Австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883–1950) основным фактором развития считает инновации – изменения в способах производства и реализации товаров. Нововведение – есть стержень конкуренции нового типа, гораздо более действенной, чем традиционная ценовая конкуренция. Любое нововведение, по его словам порождает ситуацию монополистической конкуренции.
Механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию. Механизм, очищающий экономику от всего отжившего, Шумпетер назвал «созидательным разрушением». Конкуренция ведет к открытию нового товара, новой технологии, нового источника сырья или нового типа организации. Эта конкуренция, с одной стороны, обеспечивает существенное сокращение издержек и повышение качества продукции, но с другой стороны, «она угрожает существующим фирмам не незначительным сокращением прибылей и выпуска, а полным банкротством» [8, 128].
Фридрих Хайек (1899–1992) считает, что экономическая теория неправильно использует термин «конкуренция». Согласно его точки зрения, конкуренцию следует рассматривать более широко, не только и не столько в качестве стратегии взаимодействия фирм на рынке, но в качестве движущей силы экономической жизни. Поэтому Хайек делает различие между конкуренцией как процессом динамическим по своей природе и конкурентным равновесием – статической версией модели рынка.
Если анализировать статическую модель конкуренции, то, по Хайеку, совершенная конкуренция оказывается лишь одной из возможных точек реального конкурентного процесса, а вовсе не единственной и не детерминированной. Однако конкуренция –это еще и особая скрепляющая сила, то, что делает экономическую систему экономической системой, это – некая внутренняя структура и опора экономики[9,48].
Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Фишер С., продолжатели неоклассических традиций, обобщив предшествующий опыт, использовали структурный подход к анализу конкуренции, обозначив четыре основные рыночные ситуации. Определив четыре типа рынка и применив функциональный метод исследования, они выявили особенности каждой рыночной ситуации, которые состоят в постепенном снижении количества участников конкурентной борьбы, расширением дифференциации продукта, увеличением препятствий для перелива капиталов между отраслями. В каждой рыночной ситуации фирмы по-разному формируют свою конкурентную стратегию в краткосрочном и долгосрочном периодах, неодинаково влияя на спрос и предложение, устанавливая разные цены и объём производства в зависимости от издержек производства[8, 62].
Существенный вклад в развитие теории конкуренции внес американский экономист Майкл Портер(1947). Он обобщил взгляды различных экономических школ и предложил собственную модель пяти конкурентных сил, которые формируют структуру отрасли. Эта модель может помочь найти конкурентное преимущество, позволяющее компании занять более выгодную позицию[3, 24].
Итак, профессор М. Портер выделил 5 сил (угроз), которые влияют на компанию в отрасли:
1) риск входа потенциальных конкурентов: создаёт опасность прибыльности компании (если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы) и зависит от высоты барьеров входа в отрасль;
2) соперничество существующих в отрасли компаний[2, 28].;
3) возможность покупателей «торговаться»:представляет угрозу давления на цены из-за потребителей;
4) давление со стороны поставщиков: заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль;
5) угроза появления заменяющих продуктов: существование полностью заменяющих продуктов – серьезная конкурентная угроза, ограничивающая цены компании и её прибыльность.
В дальнейшем Г. Хамел и К. К. Прахалад раскрыли теоретические и практические особенности конкурентного поведения компаний, стремящихся не только сохранить свои лидирующие позиции, но и прилагающих усилия для проникновения на рынки будущего. Одним из основных способов достижения этого является формирование в компаниях «ключевых компетенций», дающих им безусловное конкурентное преимущество, а также интеллектуальное лидерство[22, 68].
На стыке XX–XXI вв. подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатывают и реализуют на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке. Появляется масса литературы по «завоеванию рынка», в которой большое внимание уделяется непосредственно взаимоотношению продавца и покупателя. Данные книги пытаются научить как преодолеть возражения, умению убеждать и переубеждать покупателя купить товар именно у данного хозяйствующего субъекта, а не у конкурента. Другими словами, подобные «бестселлеры» обучают продавцов одержать победу в конкурентной борьбе при помощи психологического давления на покупателя. Стоит отметить, что такая тактика поведения предпринимателя, практически строится на обмане покупателя, ведь в выигрыше остается только продавец[19, 47].
Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 г., обусловил предпринимателей прибегать к более жестким методам конкуренции, либо к методам недобросовестной конкуренции (в т. ч. картельные сговоры, которые приводят к завышению цен и существенно увеличивают убытки потребителей) [16, 23].
Итак, эволюцию взглядов экономистов на проблему конкуренции вкратце можно сформулировать следующим образом. Первоначально формируется модель совершенной конкуренции и разрабатываются черты конкурентного рынка. Совершенная конкуренция, являлась неким эталоном, отклонения от которого расценивается негативно. Представлялось, что монополия, как антипод свободной конкуренции, снижает эффективность экономики. Постепенное развитие теории конкуренции приводит к пониманию того, что конкуренция и монополия настолько переплетены, что целесообразнее говорить о монополистической конкуренции – такой структуре, где в каждый момент присутствуют черты и монополии и конкуренции. Складывается принципиально новый взгляд на структуры рынка. Затем, становится понятным, что фирме, чтобы одержать победу в конкурентной борьбе необходимо обладать не только конкурентным преимуществом, но и применять методы стратегического планирования[2, 35].
2.2. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка
Конкуренция, как экономическое явление, ведет свою историю с установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. Самым главным теоретиком, который занимался этими вопросами является А.Смит. С его позиции конкуренция, это явление само собой разумеющееся, имеет место во всех сферах экономики и может ограничиваться только субъективными причинами[8, 22].
А.Смит обобщал конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. Он считает, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «…При полной свободе предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы, и стремиться к собственной выгоде вовсе не возникает хаос и неразбериха, …ведомые невидимой рукой Проведения, преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом» [3,23].
А.Смит считал, что цель предпринимателя – это получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам[6, 22].
«Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.
А.Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями[16, 11].
Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования[14, 12].:
- на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
- определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
- впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;