Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение предложенных изменений должно производиться только после диагностики состояния организационной культуры и с учетом потребностей и ценностей персонала.

Выводы по Главе 2

  1. Исследование роли руководителя в формировании и развитии организационной культуры проводилось на базе ООО «Алмаз». Организация занимается продажей ювелирных изделий российских и зарубежных производителей. Результаты исследования организационной культуры показали, что в компании наблюдается высокий уровень организационной культуры. Это говорит о том, что большая часть сотрудников довольна условиями труда, должностными обязанностями, организацией деятельности магазина. В коллективе наблюдается высокий уровень коммуникативной культуры, а также в благоприятный морально-психологический климат. Система мотивация работает эффективно, а организационные ценности разделяются всеми членами коллектива.
  2. Анализ стиля управления показал, что руководитель совмещает демократический и авторитарный, что является наиболее оптимальным сочетанием. Это означает, что директор обладает необходимыми личностными качествами и авторитетом у подчиненных для формирования и развития организационной культуры.
  3. Несмотря на результаты исследования, организационная культура требует постоянного совершенствования и развития. Необходимо проводить мероприятия по оптимизации стиля управления, улучшению взаимодействия на всех организационных уровнях, расширять документальную основу организационной культуры, внедрять систему адаптации новых сотрудников и пр.

Заключение

Данная курсовая работа была посвящена изучению роли руководителя в формировании и развитии организационной культуры. Был проведен теоретический анализ работ, посвященный изучению сущности понятия организационной культуры, рассмотрены её виды и функции, а также роль руководителя в её формировании и развитии.

Исследование влияния руководителя на организационную культуру проводилось на базе ООО «Алмаз» - магазина ювелирных изделий. Диагностика уровня организационной культуры проводилась с помощью теста «Уровень организационной культуры» (ОК). Стиль управления определялся посредством методики «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки».

Результаты исследования показали, что стиль руководства, а также профессиональная компетентность и лидерские качества управленца оказывают непосредственное влияние на уровень организационной культуры. Руководитель является источником организационных ценностей, норм поведения, а также мотивации персонала.


Таким образом, реализация организационных функций управления диктует конкретные требования к уровню профессиональной квалификации менеджера. В первую очередь, он должен обладать знаниями в сфере организации труда, производства и управления, социальной психологии и пр. Помимо этого, ему требуются практические знания, относящиеся к объекту управления. Важно, чтобы руководитель мог дать правильную установку, конкретно ориентировать исполнителя, заинтересовать, выбрать наиболее оптимальные формы общения и психологического воздействия на коллектив, сформировать у него верную социальную позицию, основывающуюся на экономическом мышлении, знании системы и своего места в ней. В этом и состоит формирование конкретного типа организационной культуры.

Список использованной литературы

  1. Веснин В. Р. Теория организации: учебник [для студентов вузов] / Веснин В. Р. - М.: Проспект, 2013. – 272 с.
  2. Виханский О. С. Менеджмент [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» и специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / О. С. Виханский, А. И. Наумов; [рец.: Л. М. Бадалов, А. М. Зобов, В. Н. Шитов]. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 576 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник 3-е изд. – М.: Гардарика, 2015.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студентов вузов - 2-е изд.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017 - 480 с.
  5. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб: Издательство "Питер", 2013. - 560 с.
  6. Егоршин А.П. Управление персоналом. /[Текст] А.П. Егоршин – Н. Новгород: НИМБ, 2015. – 607 с.
  7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. /[Текст] А.В. Игнатьева – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 157 с.
  8. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов /[Текст] Г.Б. Казначевская – ростов н/Д: Феникс, 2016. – 384 с.
  9. Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение [Текст]: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / Ю. Н. Лапыгин; [рец.: Л. К. Корецкая, К. В. Хартанович]. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 329 с.
  10. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 416с.
  11. Литвинюк А. А. Организационное поведение: учебник для бакалавров / Литвинюк А. А.; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М.: Юрайт, 2015. – 505 с.
  12. Мамедов Р.К. Менеджмент. /[Текст] Р.К. Мамедов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 450 с.
  13. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций. /[Текст] Н.Л. Маренков - М.: Инфра-М, 2015. – 461 с.
  14. Масленников. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений /[Текст] Масленников.проблемы теории и практики управл. – 2014 – №4 – 98 c.
  15. Менеджмент. Учебник/Под ред. В.В.Томилова.- М.: Юрайт-Издат.2013. – 591 с.
  16. Мильнер Б. З. Теория организации [Текст] / Б. З. Мильнер. - Изд. 8-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 848 с.
  17. Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 408 с.: ил. — (Высшее образование).
  18. Организационная культура: учебное пособие / Автор- составитель О. Е. Стеклова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 110 с.
  19. Персикова Т. Н. Корпоративная культура / Персикова Т. Н. - М.: Логос, 2011. – 224 с.
  20. Рульев В.А. Менеджмент / В.А.Рульев, С.О. Гуткевич. - Изд-во «Центр учебной литературы», 2014. - 183с. 
  21. Титова С. В., Хисамова Л. М. Организационная культура фирмы: современный взгляд [Текст]: учебное пособие / С. В. Титова, Л. М. Хисамова. - СПб.: Инфо- да, 2016. - 180 с.
  22. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учеб. пособие / О. Г. Тихомирова. М.: ИНФРА-М, 2015. 151 c.
  23. Торопова А.В. Формирование и развитие организационной культуры // Инновационная наука. 2015. №7-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-organizatsionnoy-kultury (дата обращения: 10.11.2016).
  24. Хмельницкая Н.И. Анализ понятия «организационная культура» как подход к разработке её содержания // Вестник ЧелГУ. 2012. №3 (257). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-organizatsionnaya-kultura-kak-podhod-k-razrabotke-eyo-soderzhaniya (дата обращения: 10.11.2016).
  25. Черняева Г.В. Организационная культура. Часть 3. Управление организационной культурой: Учебное пособие. — М.: МИИТ, 2013. — 152 с.
  26. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: учебник. СПб.: Питер, 2016. - 330 с.

Приложение 1

А

Тест «Уровень организационной культуры» (ОК)

Суждения

Баллы

На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

На ша деятельность четко и детально организована

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Система заработной платы у нас не вызывает  нареканий работников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Все,  кто желает, у нас могут приобрести новые специальности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

На нашем предприятии налажена система коммуникаций

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас принимаются своевременные и эффективные  решения  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рвение и инициатива у нас поощряются

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения  на новые должности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций  (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наши работники участвуют в принятии решений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рабочие  места  у нас обустроены 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас поощряется двухстороння коммуникация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дисциплинарные меры у нас применяются как исключения 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Работа ля меня интересна

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

На нашем предприятии  поощряется непосредственное  обращение мастеров и бригадиров к руководству

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Конфликтные ситуации у нас допускаются  с учетом всех реальностей обстановки 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рвение к труду  у нас всячески  поощряется

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Трудовая  нагрузка у нас оптимальная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У нас практикуется  делегирование полномочий  на нижние эшелоны управления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение  между работниками

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наши работники испытывают гордость за свою организацию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подсчет баллов

1.  Подсчитайте общий балл. Для  этого надо сложить показатели всех ответов.

2.  Посчитайте средний балл по секциям:

Работа -  1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.

Коммуникации  - 2, 6, 10, 14, 18, 22.

Управление  - 3, 7,  11, 15, 19, 23, 26, 28.

Мотивация и мораль – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29. 

Б

Методика «Диагностика стиля управления с помощью самооценки»

  1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
  2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
  3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
  4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
  5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
  6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
  7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
  8. Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо.
  9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.
  10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
  11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
  12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
  13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
  14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
  15. Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
  16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
  17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
  18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
  19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.

Ключ к тесту

Авторитарный: 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60

Либеральный 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59

Демократический3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58

Обработка и интерпретация результатов теста

В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0 – 7), средняя (8 – 13), высокая (14 – 20).