Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
Понятие организационной культуры
1.2. Функции и виды организационной культуры
Роль руководителя в формировании организационной культуры
2.1. Социально-экономическая характеристика ООО «Алмаз»
2.2. Анализ организационной культуры ООО «Алмаз» и рекомендации по её совершенствованию
Введение
Актуальность. Одним из наиболее важных условий создания саморазвивающейся, перспективной организации является формирование и развитие её организационной культуры.
Это обуславливается тем фактом, что динамично развивающаяся экономика требует от предприятий постоянного совершенствования. Перенасыщение рынков товарами и услугами настолько, что от компаний требуется постоянно увеличивать свою конкурентноспособность, приводит к полной переоценки принципов и задач функционирования различных структур в рамках организации.
Непрерывно подвергаясь воздействию факторов внешней среды, приспосабливаясь к происходящим изменениям, современная организация должна уметь формировать и накапливать потенциал, который сможет обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия извне, но и предоставит возможность активно менять окружающую действительность, осуществлять эффективное управление функционированием и развитием большого числа элементов и подсистем организации.
Этот потенциал деятельности компании во многом обеспечивается рациональными действиями руководства предприятия и его влиянием на организационную культуру.
Управленцы играет главную роль как в формировании, так и в поддержании организационной культуры. Руководители среднего уровня устанавливают базовые правила и нормы поведения, основываясь на высказываниях руководителей высшего уровня и моделях их поведения в конкретных ситуациях. Подобные нормы и правила распространяются по всей организации на более низкие иерархические уровни. Новые сотрудники также со временем «впитывают» организационные ценности и нормы поведения.
Таким образом, значимость руководителя как организатора системы управления и трудового коллектива в формировании организационной культуры обуславливает актуальность данной работы.
Целью курсовой работы является изучение роли руководителя формировании и развитии организационной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Провести теоретический анализ работ, посвященный изучению сущности понятия организационной культуры.
- Рассмотреть виды и функции организационной культуры.
- Проанализировать роль руководителя в формировании и развитии организационной культуры.
- Провести исследование организационной культуры и стиля управления в ООО «Алмаз».
- Проанализировать результаты исследования организационной культуры и стиля управления в ООО «Алмаз» и разработать рекомендации по её совершенстованию.
Объект исследования: организационная культура.
Предмет исследования: роль руководителя в формировании организационной культуры ООО «Алмаз».
Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование, обобщение.
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
Понятие организационной культуры
Организационная культура представляет собой социальное явление, возникающее на любом предприятии и являющиеся системой ценностей, убеждений, а также норм, ролей, правил, которые ориентируют деятельность организации. Организационная культура имеет ряд специфических черт, выделяющую конкретную организацию среди остальных и чаще всего являющиеся продуктом исторического развития организации. Подобными специфическими чертами являются традиции, язык (сленг), лозунги, обычаи – всё, что является основой передачи культурных ценностей, убеждений, норм и содержания ролей следующим поколениям сотрудников, приёмы адаптации и сплачивания (интеграции) персонала данного предприятия. Организационная культура есть результат многократного взаимодействия работников, их персональных ценностей, убеждений, принимаемых норм поведения, ролевого распределения, выработки приёмов и метод построения эффективной коммуникации. С одной стороны, организационная культура представляет собой продукт человеческих отношений на предприятии, объединенных общей целью, – культура предприятия формируется из ценностей, убеждений, норм, ролей, установок людей, работающих в данной организации. С другой стороны, культура находится над людьми – определяет направление и корректирует поведение сотрудников в соответствии с принятыми нормами и ценностями [10, c.46].
К свойствам организационной культуры, отражающим сущность этого данного феномена, относят:
- Коллективность. Выработка организационной культуры есть прерогатива коллектива, члены которого непрерывно взаимодействуют.
- Эмоциональность. Организационная культура имеют огромную эмоциональную силу. Эмоциональный окрас культурных элементов придаёт им важное значение в жизни социума.
- Историчность. Выработка организационной культуры - процесс трудный и медленный, в особенности на уровне тех допущений, которые даются как само собой разумеющееся. «Сильная» организационная культура формируется в том случае, когда организация постоянна и однородна по своему составу и функционирует в течение продолжительного периода времени.
- Динамичность. Несмотря на свою демонстрируемую стабильность, организационная культура постоянно изменяется на протяжении всей истории работы организации. Культурные образцы, постепенно утратив свою актуальность, либо совсем исчезают, либо принимают соответствующую новым условиям форму
- Инертность. Организационная культура представляет собой консервативный элемент организации, так как основывается на ценностях и установках, не способных быстро меняться [1, c. 80].
К пониманию сущности и содержания организационной культуры имеются различные подходы. Все определения организационной культуры делятся на три группы (таблица 1):
- Определения, являющиеся характеристиками деятельности организации и ее членов.
- Определения, включающие перечень элементов организационной культуры.
- Определения, понимающие организационную культуру как целостную категорию [2, c. 220].
Таблица 1.
Сравнительная таблица основных определений
организационной культуры
Авторы |
Содержание определений |
Определения, являющиеся характеристиками деятельности организации и ее членов. |
|
Д.Олдхэм |
Методы выполнения рабочих задач и характер взаимодействия с людьми в этой организации |
Э.Шейн |
Коллективные базовые представления, формируемые в группе в ходе внешней адаптации и внутренней интеграции |
Б.З.Мильнер |
Представления и подходы к постановке рабочей задачи, тип отношений к достигаемым результатам |
Определения, включающие перечень элементов организационной культуры. |
|
Д.Хэмптон |
Понятия, имеющиеся знания, ценностные ориентации, материальные предметы, формальные нормы и неформальные обычаи |
Д.Гибсон Д.Иванцевич |
Принятые ценности, убеждения, нормы и паттерны поведения в организации |
Р.Дафт |
Набор базовых ценностных ориентаций, убеждений, негласных соглашений и норм, принимаемых всеми членами организации |
Определения, понимающие организационную культуру как целостную категорию. |
|
М.Мескон |
Сложившаяся атмосфера или социальный климат в организации |
Э.Джакус |
Образ мышления и способ действия, которые необходимо усвоить хотя бы частично новичкам коллектива, чтобы стать его частью |
Принципиальным условием является тот факт, что организационная культура должна быть принята всеми членами организации. Центральным элементом в большинстве трактовок организационной культуры являются ценности компании. Организационная культура представляет собой идеологию управления и организации социально-экономической системы. Она ориентирована на увеличение трудового потенциала системы и отражает основные ценности организации. Идеология управления – это система взглядов, идей, тесно связанных с процессом управления организацией, ее стратегией развития, способами и методами достижения поставленных целей, с деловой этикой компании (то есть с принципами морали, принятыми нормами и правилами, отражающими поведение в организации, отношения с деловыми партнерами, потребителями, обществом, и т.п.) [13].
Идеология управления находит проявление в миссии и целях организации; она оказывает сильное влияние на отношение сотрудников к организации и самой организации к своему персоналу (создаваемые условия труда, социальные гарантии и др.), на базовые принципы деятельности работников в частности и организации в целом, на совокупность позиций организации относительно социума, деловых контактов и т.п., то есть, на мировоззрение компании относительно внешней и внутренней среды. Ценности организации есть значимость определенных материальных предметов, действий, явлений для сотрудников организации. Появление самого понятия «ценности» уместно только в том случае, если имеются в виду сложные субъектно-объектные отношения. В контексте организационной культуры под субъектом понимается работник организации, демонстрирующий свое отношение к объекту и оценивающий его с позиций ценности, а объект – любой из материальных предметов, событий, являющийся непосредственным носителем организационных ценностей. Ценность представляет собой значение объекта для субъекта.
Таким образом, структурными компонентами организационной культуры являются: ценности и знания организации, внутренние и внешние коммуникативные связи, целевые установки, культура трудового, производственного и других материальных процессов [12, c. 56].
1.2. Функции и виды организационной культуры
В.А. Спивак выделяет функции организационной культуры, в целом отражающие функции культуры общества:
- создание и накопление духовных ценностей;
- оценочно-нормативная – сравнение реального поведения индивида с идеальным образом;
- регламентирующая и регулирующая – использование культуры в качестве индикатора и регулятора поведения;
- опознавательная как путь включения в жизнь социума;
- смыслообразующая – участие организационной культуры в определении индивидом и социумом смысла в жизни, смысла своего существования;
- коммуникационная – посредством ценностей, принятых обществом, норм поведения и других элементов культуры обеспечивается взаимопонимание членов социума и их взаимодействие;
- функция общественной памяти, то есть сохранения и накопления опыта;
- рекреативная – восстановления духовных сил в ходе восприятия или включения в культурную деятельность [15, c. 90].
Согласно М.М. Алексеевой, максимально полно организационную культуру характеризуют следующие функции: охранная, интегрирующая, регулирующая, замещающая, адаптивная, образовательная и развивающая, регулирования партнерских отношений.
Охранная функция состоит в представлении организационной культуры как барьера для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, присущих внешней среде. В итоге, она нейтрализует воздействие негативных внешних факторов.
Интегрирующая функция культуры состоит в синтезе интересов всех организационных уровней, одновременно создавая ощущение идентичности у отдельных индивидов и групп – её участников. Это даст возможность каждому субъекту внутрифирменной жизни:
- более четко осознать цели организации;
- приобрести наиболее положительное впечатление об организации, в которой он работает;
- принять себя как часть единой системы и определить свою ответственность перед ней.
Регулирующая функция организационной культуры состоит в формировании неформальных и неписанных правил, указывающих на ожидаемое поведение людей в ходе выполнения своей работы. Данные правила предопределяют привычные способы действий в компании, а именно последовательность выполнения работ, тип рабочих контактов, способы обмена информацией и т.д. В итоге формируется однозначность и упорядоченность базовых хозяйственных актов.
Интегрирующая и регулирующая функции содействуют увеличению производительности в организации по нескольким причинам:
- ощущение идентичности и восприятие организационных ценностей дают возможность повысить целеустремлённость и настойчивость сотрудников в выполнении своих задач;
- наличие негласных правил, регулирующих организационную деятельность и устраняющих несогласованность и разно направленность действий, создаёт экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.
Замещающая функция организационной культуры позволяет фирме не прибегать к избыточному усложнению формальной структуры и увеличению объемов официальной информации и распоряжения посредством их эффективной замены. В итоге, происходит экономия на расходах управления в организации. Несмотря на тот факт, что на создание и управление культурой требуются определенные затраты, она, в отличие от формальных механизмов, самовоспроизводит феномены: язык, культурные коммуникации, принятые формы поведения и пр. Не связаны с формальным регулированием личные качества лидеров и их энергетический потенциал. Следовательно, большая часть элементов культуры для своего воспроизводства не требует специальных усилий и затрат.