Файл: Методические указания к ВКР бакалавра.pdf

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4941

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

59 

 

туре  ВКР  обусловлен  тем,  что  эти  этапы  связаны  с  совершенно  разными  ас-

пектами системы, поскольку отвечают на вопрос, что делать, а не как делать. 

Кроме  того, они  выполняются  в разное  время и  требуют  совершенно разных 

навыков и опыта. 

Физическое проектирование базы данных – процесс подготовки описания 

реализации  базы  данных  на  вторичных  запоминающих  устройствах.  На  этом 

этапе рассматриваются основные отношения, организация файлов и индексов, 

предназначенных  для  обеспечения  эффективного  доступа  к  данным,  а  также 

все связанные с этим ограничения целостности и средства защиты. Приступая 

к  физическому  проектированию  БД,  прежде  всего  необходимо  выбрать  кон-

кретную  целевую  СУБД,  поскольку  специфика  конкретной  СУБД  может 

включать в себя ограничения на именование объектов базы данных, ограниче-

ния на поддерживаемые типы данных, и т. П 

В  результате  физического  проектирования  в  пояснительной  записке  

представляется  разработанная  схема  данных,  а  также  для  всех  таблиц  базы 

данных ИС представляются характеристики полей и размер записей в них.  

Правильность физического проектирования  должен подтвердить тот факт, что 

поля в таблицах базы данных ИС являются неизбыточными по их количеству 

и  размерности,  а  взаимосвязь  между  таблицами  должна  позволять  осуще-

ствить преобразование информационных объектов в соответствии с информа-

ционной моделью. 

 

2.4 Разработка главы 3 «Оценка проектных решений» 

 

Третья глава включает три следующих раздела: 

3.1 

Оценка уровней зрелости автоматизируемых процессов; 

3.2 

Управление проектом автоматизации; 

3.3. Оценка экономической целесообразности выполнения проекта авто-

матизации; 


background image

 

60 

 

3.3.1Анализ затрат на ресурсное обеспечение (Оценка совокупной стои-

мости владения); 

3.3.2 Анализ качественных и количественных факторов воздействия 

проекта на бизнес-архитектуру и деятельность организации. 

 

Раздел 3.1. Оценка уровней зрелости автоматизируемых процессов 

В международном стандарте ISO/IEC 15504 [6]оценка процессов опре-

делена как деятельность, которая выполняется либо в составе программы со-

вершенствования процессов, либо как часть подхода к определению возмож-

ностей  процессов.  Совершенствование  процессов  производится  с  целью  по-

стоянного повышения результативности и рациональности организации. 

Для оценки процессов часто используют уровни  их зрелости. Зрелость 

показывает, насколько деятельность определена, управляема, контролируема и 

эффективна,  а  сама  модель  зрелости  предоставляет  основные  принципы 

управления, которые необходимо применить для повышения зрелости. Счита-

ется,  что  чем  выше  уровень  зрелости,  тем  деятельность  более  продуктивна, 

что позволяет постепенно улучшать качество результатов, а также управлять 

стоимостью и временем выполнения бизнес-процесса. 

Методология COBIT 4.1 предлагает систему оценки процессов, называя 

ее  «Моделью  зрелости»  (COBIT  4.1  Maturity  Model).  В  основе  системы  ис-

пользуется шкала оценки и модель зрелости способностей (Capability Maturity 

Model, CMM) Института разработки программного обеспечения (the Software 

Engineering  Institute,  SEI),  широко  известная  как  «Интегрированная  модель 

зрелости» (Capability Maturity Model Integration, CMMI). Оценка процессу вы-

ставлялась  по  принципу:  «Насколько  вероятно,  что  процесс  в  заданных 

условиях приведет к ожидаемому результату?»

В COBIT 4.1 Предусмотрено 6 уровней зрелости процессов [7]: 

 

 «0»: Не существующий процесс 

 

«1»: Начальный процесс 

 

«2»: Интуитивно повторяющийся 


background image

 

61 

 

 

«3»: Определенный (документированный) процесс 

 

«4»: Измеряемый и управляемый 

 

«5»: Оптимизируемый 

В COBIT 4.1 имеются инструменты, с помощью которых можно опреде-

лить, какую из этих оценок нужно поставить рассматриваемому процессу. 

Прежде всего, это шесть атрибутов зрелости

1. 

Осведомленность и коммуникации; 

2. 

Политики, планы и процедуры; 

3. 

Инструменты и автоматизация; 

4. 

Навыки и квалификация; 

5. 

Ответственность и подотчетность; 

6. 

Цели и измерение. 

По характеристикам этих шести атрибутов зрелости студенту необходи-

мо определить уровень зрелости процесса ДО и ПОСЛЕ автоматизации. Срав-

нение уровней зрелости следует выполнить в виде диаграмм. 

Необходимо отметить, что студенты часто  необоснованно завышают 

уровень зрелости автоматизируемого ими процесса, причем иногда даже до 

уровня, превышающего лучшие мировые практики. Поэтому в данном разделе 

следует убедительно обосновать, почему присвоен именно этот уровень зре-

лости автоматизируемому процессу. 

 Необходимо отметить, что существуют и другие модели  оценки зрело-

сти автоматизируемых процессов: COBIT 5 PAM,

 

модель оценки на основе 

стандарта ISO 15504 и др. Студент  в ВКР может использовать любые модели 

оценки зрелости процессов, обосновав их преимущества перед другими. 

 

Раздел 3.2 Управление проектом автоматизации 

 

Проекты  по  созданию  информационных  систем  характеризуются  с  вы-

сокими  рисками  неудач,  которые,  как  правило,  заключаются  в  срыве  сроков 

сдачи проекта, превышении  его бюджета или неудовлетворительном качестве 


background image

 

62 

 

разработанного программного продукта. В связи с этим требуется управление 

проектом автоматизации, которое предусматривает описание проекта автома-

тизации, плана-графика автоматизации и сетевой модели задач.  

При  формировании  плана-графика    автоматизации  целесообразно  ис-

пользовать АС управления проектами: PRIMAVERA, с которой студенты ра-

ботали при изучении дисциплины «Автоматизированные системы управления 

проектами»  или    программным  продуктом  MS  Project,  который  входит  в  со-

став подписки MSDN и выдается каждому студенту бесплатно для использо-

вания на домашнем компьютере. 

Первоначально следует представить задачи, выполняемые в ходе реали-

зации  ВКР,  а  затем  привести  диаграмму  Гантта,  отражающую  план-график 

проекта. На диаграмме Гантта в левом крайнем столбце приводится название 

задачи,  во  втором  –  еѐ  длительность,  в  последующих  столбцах  –  начало  и 

окончание задачи и, наконец, задействованные при выполнении задачи ресур-

сы. Под задачами в данном случае следует понимать выполняемые работы по 

созданию информационной системы, которые проводит студент в рамках вы-

полнения  ВКР.  Затем  приводится  краткое  словесное  описание  этапов  выпол-

нения  проекта  автоматизации.  При  этом  указываются:  название  входящих 

подэтапов, их начало и окончание, длительность подэтапа, используемый тру-

довой ресурс (кто выполняет данную задачу иди подэтап) и результат выпол-

нения  

На все работы проекта следует произвести назначение ресурсов. Напри-

мер, такими ресурсами могут быть трудовые (программист, консультант и пр.) 

и  материальные  (бумага,  компьютер,  принтер  и  пр.)  ресурсы.  Пример  пред-

ставления ресурсов проекта приведен на рис. 5 

 

 

Рисунок  5– Окно «Назначение ресурсов» 


background image

 

63 

 

Затем  для  каждого  ресурса  назначаются  соответствующие  характери-

стики. Например, ресурсу «Программист» назначена дневная ставка в размере 

500 рублей (рис. 6).  

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Окно «Сведения о ресурсе» 

Для каждого ресурса автоматически рассчитываются суммарные затра-

ты  на  его  использование.  В  рассматриваемом  нами  примере  за  выполнение 

программной  разработки  программисту  была  начислена  зарплата  в  размере 

27500 руб. (рис. 7). 

 

Рисунок 7 – Окно «Сведения о суммарной задаче»