Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 4959
Скачиваний: 3
64
Аналогично в таблице представляются суммарные затраты по всем ресурсам
проекта.
Раздел 3.3. Оценка экономической целесообразности
выполнения проекта автоматизации
Оценка эффективности проектов в сфере ИТ до настоящего времени вы-
зывает много споров и как научная задача не имеет единой методологии реше-
ния.
Анализ публикаций в этой области позволяет отметить, что практически
во всех объектом исследования являются организации, а не информационные
технологии или ИТ проекты, так как корпоративные ИТ влияют на организа-
цию в целом. Однако для практики внедрения ИТ проектов в организациях и
для обоснования экономической целесообразности выполнения проектов ав-
томатизации в выпускных квалификационных работах студентов направления
«Прикладная информатика» требуется как раз оценка именно отдельного ИТ
проекта, а не всей организации в целом.
Для этого в настоящее время используется сравнение трудоемкости опе-
раций, выполняемых вручную и автоматизированным способом. Однако не
всегда при таком сравнении получается положительный эффект. Кроме того,
многочисленные работы ученых-экономистов подчеркивают некорректность
такого сравнения.
Вторым способом оценки является использование традиционной финан-
совой методики оценки инвестиционных проектов, которая базируется на
«трех китах»: временная стоимость денег (учет временной стоимости денег
выполняется через введение ставки дисконтирования), анализ потоков денеж-
ных средств, альтернативность проектов (одна из основных целей – получение
сравнимых оценок по проектам). Основными характеристиками проекта при
этом являются: чистая приведенная стоимость NPV, внутренняя норма доход-
65
ности IRR, срок окупаемости инвестиций – обычный PP и дисконтированный
DPP, индекс доходности PI, показатель средней доходности инвестиций ARR.
Несмотря на несомненные преимущества этой методики (легкость рас-
чета, понятность для финансовых и ИТ служб) следует отметить и существен-
ные недостатки: будущие доходы в инвестиционном анализе определить точ-
но чрезвычайно трудно; ставка дисконтирования директивно назначается фи-
нансовым директором, что в конечном итоге дает неудовлетворительную до-
стоверность получаемых результатов.
Использование при оценке ИТ проекта ставки дисконтирования, полу-
ченной расчетным путем, и введение в инвестиционный анализ предположе-
ний по вероятностям исходов не может значительно повлиять на точность
расчетов. Поэтому нами предлагается рассмотреть другие подходы к оценке
эффективности ИТ проекта.
Для этого целесообразно использовать матрицу управления МакФарла-
на. В матрице оценивается важность проекта для настоящей и будущей дея-
тельности предприятия, в связи с чем выделяются четыре категории ИС:
-
поддерживающие (обслуживающие)- это не обязательные, но ценные
для деятельности предприятия системы, которые обеспечивают, в основном,
материальные эффекты от внедрения (повышение эффективности работы);
-
производственные, от которых зависит текущий бизнес и отказ от них
немедленно приносит убытки, однако эти ИС некритичны для будущего. Эко-
номическая эффективность таких ИС может быть прямо выражена в деньгах, а
нематериальные эффекты присущи для них в малой степени;
-
для переходных задач, текущий бизнес от которых существенно не за-
висит, но их разработка может быть критичной для будущего. Эффекты от
внедрения таких ИС в основном нематериальны.
-
стратегические, которые являются важнейшими для деятельности,
критичными для будущего делового успеха, конкурентных или стратегиче-
66
ских преимуществ. Эффекты от их внедрения в большей степени нематери-
альны, в очень малой – материальны.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для каждой ка-
тегории ИС следует применять разные методики оценки эффективности ИТ
проектов. Рассмотрим примеры оценки эффективности ИТ проектов по созда-
нию поддерживающих ИС.
Поддерживающие ИС – это, как правило, достаточно простые системы,
с небольшим числом автоматизируемых функций. Именно такие системы раз-
рабатываются в качестве выпускных квалификационных работ бакалавров
студентами направления «Прикладная информатика». Наилучшей методикой
оценки экономической целесообразности разработки таких систем является
методика расчета совокупной ценности возможностей TVO (Total Value of
Opportunities). Она разработана компанией Gartner Group в развитие метода
совокупной стоимости владения Total Сost of Ownership (ТСО) для большей
полноты отражения экономических результатов внедрения информационных
систем. Достоинство этой методики — в высокой гибкости, позволяющей
приспособить ее к различным уровням управления в организации и к различ-
ной относительной значимости финансовых и нефинансовых факторов.
В TVO оценка ИТ деятельности ведется по пяти направлениям: соответ-
ствию стратегии бизнеса, воздействию на бизнес-процессы, непосредственной
окупаемости, архитектуре степени риска. При этом производится определение
ключевых показателей эффективности (KPI), затронутых проектом, оценка
изменений бизнес-процессов и инфраструктуры ИТ, в результате чего рассчи-
тывается итоговый рейтинг проекта с учетом важности (весомости) показате-
лей.
Однако сбор материала и выполнение таких расчетов требуют много
времени и выходят за рамки ВКР бакалавра. Поэтому в выпускной квалифи-
кационной работе следует применять похожий, но более простой метод сово-
купной стоимости владения Total Сost of Ownership (ТСО), позволяющий
оце-
67
нивать совокупные затраты на ИТ, анализировать их и управлять ими для до-
стижения наилучшей отдачи.
При этом рассчитанный ТСО на одного пользователя системы сравни-
вается с ТСО других компаний аналогичного профиля или «лучшими в груп-
пе», в результате чего делается вывод о целесообразности реализации проек-
та.
Подраздел 3.3.1 Анализ затрат на ресурсное обеспечение (Оценка сово-
купной стоимости владения)
При расчете ТСО учитываются две категории затрат: прямые (бюджет-
ные) и косвенные. Прямые расходы осуществляются за счет бюджетов отде-
лов, непосредственно реализующих техническую и программную поддержку
ИТ, развитие и обслуживание корпоративной компьютерной сети и другие ви-
ды работ по поддержке ИТ в организации. В зависимости от численности и
организационной структуры организации это могут департаменты, отделы,
группы и другие подразделения.
В состав прямых входят следующие группы расходов:
- капитальные затраты (на аппаратное и программное обеспечение;
- на управление ИТ;
- на техническую поддержку аппаратного и программного обеспечения;
- на разработку прикладного ПО своими сотрудниками;
- на аутсорсинг;
- командировочные;
- на услуги связи;
- другие группы расходов.
По этим группам прямых расходов определяют составляющие ТСО.
Наибольшее количество разных видов расходов на оборудование включают
капитальные затраты. Это:
- расходы на приобретение нового оборудования;
- средства, вырученные от продажи или передачи оборудования;
68
- расходы на амортизацию оборудования;
- затраты на сетевое оборудование и соединения (кабели, концентрато-
ры, карты, которые, как правило, не амортизируются);
- расходы на приобретение периферийных устройств;
- расходы на приобретение дополнительной оперативной памяти;
- расходы на дополнительные дисковые устройства;
- расходы на замену оборудования;
- другие расходы по оборудованию.
Несмотря на многообразие, расходы по оборудованию являются наибо-
лее простой группой для расчетов ТСО.
Аналогично рассчитываются и другие группы прямых расходов, однако
каждая из них имеет свою специфику расчетов.
Расходы на управление – наиболее трудоемкая для расчетов и достаточ-
но большая группа. Она включает расходы на управление проектами и непо-
средственно проектирование, управление контрактами на закупку и управле-
ние поставками, администрирование сетей, расходы на настройки систем и
подсистем, а также на преодоление чрезвычайных ситуаций.
Рассмотрим вторую группу расходов – косвенные. Несмотря на то, что
косвенные расходы находятся за рамками бюджетов на ИТ, они могут играть
существенную роль в оценке решения по проектам. Анализируя косвенные
расходы, следует рассмотреть две группы источников их возникновения, свя-
занных с использованием ИТ. Первая группа обусловлена возникновением
сверхнормативного времени неработоспособности аппаратного обеспечения,
которое может происходить из-за ошибок проектирования, упущений в работе
персонала и др. Первая группа косвенных расходов («неработоспособность
системы») может быть рассмотрена с использованием метода определения
производственных потерь[8].
Вторая группа косвенных расходов обусловлена плохой организацией
работы ИТ службы, что также уменьшает производительное время работы ко-
нечных пользователей и оборудования. Расходы второй группы («непроизво-