Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 «Психическое здоровье» школьника.
2.1 Принципы сотрудников психологической службы в школе.
2.2 Аспекты сотрудников психологической службы в школе.
2.3 Направления школьной психологической службы.
2.4 Этапы успешного решения задачи психологического развития детей.
Глава 3. Критерии оценки и эффективности психологической службы.
3.1 Критерии оценки психологической службы.
Они складываются из следующих показателей:
1. Кадровый состав педагогов-психологов: процент обеспеченности учреждений образования педагогами-психологами согласно штатному расписанию; уровень образования (высшее психологическое образование, высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки); квалификационная категория; процент текучести кадров.
2. Материально-техническое и методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов (наличие необходимого оборудования согласно требованиям к кабинету психологической службы, методического инструментария, библиотеки педагога-психолога, научно-методических журналов, обязательной документации).
3. Повышение квалификации педагогов-психологов, а также инспекторов, курирующих психологическую службу (курсы, методические объединения, стажировки, семинары, конференции, научно-методические публикации, магистратура, аспирантура, научно-исследовательские работы, пропаганда психологических знаний).
4. Подготовка и принятие управленческих решений по психологической службе на уровне отдельного учреждения образования района, города, области (планирование, анализ деятельности педагогов-психологов, разработка перспективной программы развития психологической службы с учетом современных требований).
5. Существованиее информационного банка данных о психологической службе (статистические отчеты, анализ планов, приказов, решений, критических замечаний, писем, жалоб).
6. Существование банка данных о детях, нуждающихся в коррекционной помощи педагога-психолога. Совместная работа педагога-психолога с комиссией по делам несовершеннолетних, его работа по профилактике правонарушений.
7. Рассмотрение вопросов организации психологической службы на заседаниях районных исполнительных комитетов, советах отделов образования, совещаниях руководителей учреждений образования.
8. Система работы отделов образования по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта работы в районе, городе, области. Внедрение передового республиканского и зарубежного опыта.
9. Выполнение санитарно-гигиенического режима, противопожарной безопасности и требований по охране жизни и здоровья детей педагогами-психологами.
10. Существование (а также знание) документации, нормативных документов по психологической службе у руководителей учреждения образования, правильность и регулярность ее оформления.
11. Работа руководителей учреждений образования по созданию условий для эффективной и творческой деятельности педагогов-психологов.
12. Участие в управленческой деятельности и педагогических советах педагогов-психологов.
13. Методы и формы контроля со стороны администрации, отделов образования за работой педагогов-психологов.
14. Работа педагогов-психологов в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, специалистами, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность ребенка, учащегося и студента).
Только специалист-психолог (психолог-методист отдела образования, специалисты факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в области психологии, методические объединения психологов, экспертные советы психологических обществ и ассоциаций) способен дать официальную оценку степени квалификации психолога и его профессиональной деятельности. Как правило, оценка профессиональной квалификации практического психолога включает в себя анализ его методической и теоретической подготовки, оценку овладения практическими профессиональными методами работы. Давать рекомендации администрации учреждения по установлению квалификационного разряда психолога в зависимости от уровня его образования, стажа работы, владения психологическими знаниями и практическими методами может только квалификационная комиссия.
Помимо нормативных официальных критериев, существуют и другие, неофициальные подходы к оценке работы психолога в учреждении. Со стороны администрации и своих коллег-психологов психолог оценивается скорее не на основании должностных требований и инструкций, а по отдельным эмпирическим показателям его деятельности, значимым для работы в данной сфере.
Заключение.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что психолог и школьная психологическая служба заняли прочное место в российской школе. Для того чтобы работа психологической службы школы была эффективной необходима сплоченность и взаимодействие психолога со всеми остальными участниками учебного процесса, то есть: учителями, учащимися, их родителями. Данное взаимодействие не только способно оказать сильнейшее влияние на деятельность учителя, но и способствует решению непосредственно поставленных перед психологической службой задач. По убеждению Е.Василевской психологическая и методическая службы становятся единомышленниками, работая непосредственно друг с другом в тесном контакте. Бывают случаи когда использование технологии индивидуального подхода невозможно без психологической диагностики, в такие моменты преподаватель вынужден обратиться за помощью к психологу, для того чтобы сделать обучение комфортным для детей и продуктивным для учителя и школы в целом. Зоной, на которой пересекаются психологическая и методическая службы школы считается индивидуальный подход к учащимся. В этом случае немаловажную роль играет общее видение обеими службами перспектив работы и путей ее реализации, а также согласованность их действий.