Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Аспекты сотрудников психологической службы в школе.

Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство прикладного, научного, организационного и практического аспектов, а не просто важная часть целостной системы образования.

Выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, в обосновании и разработке технологий работы и инструментария практического психолога – все это подразумевает в себе научный аспект. Данные технологии должны основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе его образования и воспитания. Школьные психологи проводят работу с коллективом класса, с детьми, родителями, учителями по решению возникших конкретных проблем. Они не ведут работу по созданию новых программ и методик школьной психологической службы, исследованию психических закономерностей и пр. Все необходимые материалы предоставляет им наука. Опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — фундаментальные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы предполагает именно научный аспект. Обязанностью каждого практикующего психолога является профессиональное использование им всеми возможными достижениями современной отечественной и зарубежной психологии. Научным аспектом и достижением главной цели работы школьной психологической службы определено максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку в итоге к концу школьного обучения все это обеспечивается психологической готовностью выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

Использование психологических знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности предполагает прикладной аспект 

Практические психологи обеспечивают практический аспект именно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, к примеру, школьной психологической службы — совместная работа психолога с родителями и педагогами. И само положение психолога в школе не так просто. Ведь он взаимодействует с учениками разных возрастных категорий, с их преподавателями и родителями; причем интересы ребенка, как формирующейся личности, являются главенствующим во всем этом не простом и разнообразном взаимодействии. Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как профессионал в области детской, социальной и педагогической психологии. Он несет ответственность за то, чтобы взять под свой контроль процесс психического развития учащихся, быть профессионалом в своем деле и обеспечивать основные психологические условия, которые в наибольшей степени способствуют этому развитию. Эти условия, в самом общем виде можно представить так: 1) более полная реализация возможностей возрастных и резервов развития (опора на сенситивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей учеников в ходе обучения и воспитания внутри каждого возрастного периода; 3) создание благоприятного психологического климата (в школе, педагогическом коллективе, классе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте.


Создает действенную структуру психологической службы образования организационный аспект. Психологическая служба образования создана как единая система в масштабах региона, области, города, а в перспективе и всей страны. Отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня выступает руководящим органом психологической службы образования. А на федеральном уровне это отдел психологической службы Министерства образования и науки России.

Структура психологической службы образования включает в себя:

  • 1) научно-методический центр по практической психологии при Министерстве образования и науки;
  • 2) центры психологической помощи (центры психологической помощи и профориентации) при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местных органах власти;
  • 3) районные (городские, областные) кабинеты психологической службы в соответствующем управлении (отделе) народного образования;
  • 4) практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Центр психологической службы образования руководит деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона, он и является головной организацией. Этот центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение данных служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться педагоги, родители и другие работники народного образования.

Существует два основных отдела Центра — отдел индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений. Примером такой системы может служить региональная модель службы практической психологии Юго-Западного округа Москвы.

Непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контроль и организацию их деятельности, оказание методической и другой профессиональной помощи осуществляют психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) отделах народного образования.

Объем работы у психологов, работающих в отделах народного образования (районных и городских), очень велик. Психолог, во время этой работы проводит консультации для родителей и учителей, по интересующим их психологическим проблемам, а также он оказывает необходимую информационную помощь; организует, с целью психологического просвещения родителей и учителей, циклы лекций; осуществляет, в каком-либо классе (в зависимости от запроса к психологу), углубленную работу; помогает в проведении и соответственной подготовке педагогических консилиумов; организует для учителей по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений постоянно действующие семинары; формирует, из числа учителей школ района, психологические активы; проявляет участие в наборе в первые классы, с целью определения готовности детей к систематическому обучению в школе.


Психологи, осуществляющие свою профессиональную деятельность в отделах народного образования, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий , а также комиссий по делам несовершеннолетних, проводят консультативную работу в администрациях образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создании оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по иным вопросам профессиональной деятельности. Помимо психологов, в штат кабинета, входят также социальные работники, врач-психоневролог, педагог.

Практический психолог может осуществлять свою деятельность в конкретных учебных заведениях — гимназии, детском саду, детском доме, общеобразовательной школе, и в др. местах. В его работу входит изучение детей и консультации родителей, учителей, воспитателей, администрации образовательных учреждений, по проблемам воспитания и обучения, способствующие повышению их психологических знаний, решению профессиональных проблем. Обязанности психолога-практика, а также его права, регламентируются соответствующими нормативными документами.

Также можно отметить, что для работы психологической службы в школе характерны два направления: актуальное и перспективное. В рамках первого (актуального направления) возможно обсуждение и принятие соответственных решений злободневных проблем и вопросов, связанных с конкретными трудностями в воспитании и обучении детей, с характерными нарушениями в их поведении, с трудностями в общении (в той или иной системе отношений) и т.д.; в рамках второго (перспективного направления)  реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе — что в свою очередь возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития детей.

Имеется связь между двумя этими направлениями, они оба оказывают влияние друг на друга, но все же определяющим, в достижении целей школьной психологической службы безусловно, является перспективное направление. При этом очень существенным является момент, при котором практический психолог осуществляет стыковку, согласование начальных и конечных целей деятельности относительно ребенка. С самого начала, при взаимодействии школьного психолога с ребенком происходит определение готовности этого ребенка к его систематическому обучению в школе. Довольно-таки большое количество программ комплексного обследования детей было разработано и введено в использование. По итоговым результатам данных, полученных после обследования ребенка, психолог определяет оптимальные способы для его обучения и воспитания. При конечном этапе взаимодействия психолога со школьником, специалистом определяется цель сформировать у ребенка психологическую готовность к его жизненному самоопределению, которое включает личностное, социальное и профессиональное самоопределение. В свою очередь хотелось бы обратить особое внимание на то, что здесь речь идет не об итоговом, окончательном, состоявшемся самоопределении старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя: а) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего, самосознания школьников.


2.3 Направления школьной психологической службы.

Существует несколько направлений, по которым собственно и осуществляет свою деятельность в системе образования практический психолог: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное. Данные направления являются основными.

Далее ознакомимся с данными направлениями более детально.

Что же представляет собой психологическое просвещение? Данное направление ориентировано на приобщение детей и взрослое поколение к психологическим знаниям. Психолог, осуществляет просветительскую деятельность посредством разных форм, таких как: проведение лекций, бесед, семинаров, выставок, подбором необходимой литературы и пр. Основным смыслом просветительской работы является ознакомление с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога существует для того, чтобы сформировать представление о том, насколько значимы психологические знания и психологическая помощь для формирования человека, а также очень важно построить педагогический процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Следующим направлением, которое мы рассмотрим будет психопрофилактическая работа. Направление, при котором у родителей, детей, педагогов или лиц, их заменяющих, формируется общая психологическая культура, желание использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создавать условия для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременно предупреждать нарушения в становлении личности и интеллекта. В психопрофилактике имеется три уровня: первичная профилактика, ориентированная на детей, которые не имеют определенных проблем, в эмоциональном плане, поведении и учебе; вторичная профилактика представляет собой работу с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем; профилактика при работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На данном уровне профилактическая работа происходит параллельно с коррекционной работой.


В состав психопрофилактической работы психолога, в зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором он осуществляет свою деятельность, входит: решение вопросов, касающихся адаптации детей в учебном заведении, он рекомендует родителям или людям, их заменяющим, как правильно оказать помощь детям в их адаптационный период; наблюдать и обследовать детей при их переходе из класса в класс, насколько они готовы к обучению, также психолог ведет подготовку родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей, какие при этом возможны рекомендации по ликвидации если ребенок отстал, или у него имеются пробелы в обучении; определяет насколько школьники психологически готовы к обучению в школе для осуществления дальнейшего оптимального выбора учебного заведения, выявить определенные способности у детей на раннем этапе, или же имеющиеся у ребенка отклонения в развитии, для того, чтобы в последующем их скорректировать; вместе с преподавателем подготовить программу работы индивидуально с каждым нуждающемся в этом ребенке; проводить обследования детей психологического характера при их поступлении в учреждения интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации; предупреждать и выявлять у детей психологическую перегрузку и неврoтические срывы, вызванные услoвиями их жизни, oбучения и вoспитания; создавать максимально благоприятный психологический микроклимат в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, проводить консультации с работниками учреждения, связанные с широким кругом проблем. В случаях, когда сотрудниками психологических служб, работающими с детьми, грамотно решаются задачи, тогда они занимаются в основном психопрофилактической работой. Но в случаях нарушения нормальных условий развития ребенка в любой возрастной ступени , тогда на следующей ступени психологу приходится сосредоточить основное внимание на коррекцию и проводить специальную развивающую работу.

Выявлять индивидуальные особенности развития детей, проводить психолого-педагогические исследования на протяжении всего школьного периода, а также определять причины обнаруженных нарушений развития личности и интеллекта все это предусматривает психодиагностическая работа. Решение данных задач практическим психологом осуществляются путем проведения, в случаях когда это необходимо, психологического обследования ребенка целью которого является определить его психическое развитие и соответствие данного развития с возрастными нормами; также он изучает психологические особенности детей, их способности, интересы и склонности, чтобы в последствии диагностировать одаренность, и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, оказать ему помощь в профессиональном и жизненном самоопределении; диагностировать психологические причины имеющихся отклонений в интеллекте и личностном развитии детей любых возрастов, найти причины нарушения поведения, и определить их уровень владения необходимыми навыками и умениями; проводить диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявлять психологические причины нарушения общения. Психодиагностическая работа психолога включает в себя проведение и изучение практического запроса и формулировки психологической проблемы, какой правильный выбрать метод диагностики и как проводить исследования, а также как поставить психологический диагноз. Заключительным этапом в работе психолога является составление практических рекомендаций.