Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 «Психическое здоровье» школьника.
2.1 Принципы сотрудников психологической службы в школе.
2.2 Аспекты сотрудников психологической службы в школе.
2.3 Направления школьной психологической службы.
2.4 Этапы успешного решения задачи психологического развития детей.
Глава 3. Критерии оценки и эффективности психологической службы.
3.1 Критерии оценки психологической службы.
Введение.
В настоящее время школьная психологическая служба является неотъемлемой частью каждой средней общеобразовательной школы страны. Данная служба появилась в восьмидесятых годах прошлого века, и является практической формой деятельности психологов. В помощи психологов нуждаются все участники учебного процесса: начиная от непосредственно учащихся и их родителей, заканчивая преподавательским составом. В случае с первыми- психолог может быть полезен как в решении проблем личного характера (семейные проблемы или проблемы общения между сверстниками) так и в решении проблем связанных с жизнедеятельностью школы. Так, в случае с преподавателями, психолог может быть полезен в создании оптимальных условий для работы с обучающимися.
Предмет изучения- психологическая служба школы.
Объектом курсовой работы является изучение методов работы психологической службы.
Задачи работы изучение, исследование и рассмотрение деятельности школьной психологической службы.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа работы психологической службы.
Глава 1. Школьная психологическая служба, ее цели, задачи. Понятие «психическое здоровье». Духовность.
1.1 Понятие, цели и задачи.
Психологическая служба школы - специализированное подразделение в системе народного образования, основной задачей ее является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Обеспечение необходимых психологических условий, которые способствуют максимальному личностному и психическому развитию каждого школьника является целью психологической службы.
Объектами психологической службы школы являются:
ребенок — он является основным объектом прямых психологических воздействий;
семья (родители и все члены семьи) — объект опосредованных психологических воздействий на ребенка;
педагогический коллектив (педагоги, специалисты, администрация, как участник педагогического процесса) и детский коллектив (сверстники в контексте детской субкультуры) как социальное окружение — объект опосредованных психологических воздействий на ребенка.
Психическое здоровье детей и школьников является предметом профессиональной деятельности психолога.
1.2 «Психическое здоровье» школьника.
Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он по сути своей является связующим звеном между двумя науками — медицинской и психологической.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» самого такого термина как «психическое здоровье» не существует, только слово «здоровье». Также очень важным является то, что данным термином обозначено состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Широко употребление в медицинской литературе и в медицинской практике термина «психическое здоровье». При том что состояние психического здоровья обуславливается условиями психосоциального развития детей.
В психологическую литературу само понятие психическое здоровье вошло относительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивается адекватными условиями окружающей действительности регуляцией поведения и деятельности. В ряде некоторых психологических работ психическое здоровье можно соотнести с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психoлoгический дискoмфорт пoявляется в результате фрустрации пoтребнoстей ребенка, что в свою очередь приводит к депривации. В основе так называемых школьных неврозов лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей, которые проявляются в виде многих заболеваний психосоматического генеза (головные боли, приступы рвоты, бронхиальные астмы и т. п.).
Основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, согласно научным данным последних лет и анализа опыта практической работы психологов в учреждениях образования, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.
Почему психическое развитие ребенка имеет столь важное значение для его психического здоровья?
В ответ на данный вопрос можно сказать, что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в общении, деятельности, познании и т.д. Помехой в удовлетворении дынных потребностей является нарушение в развитии его психических способностей, так как это тормозит поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром природы, культуры, людей и этим провоцирует депривационную ситуацию.
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Психическое здоровье обеспечивается именно развитием высших психических функций. Необходимость в коррекционной работе, как следствия нарушения психического здоровья возникает тогда, когда нет своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей, при отсутствии создания условий для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, которые находятся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому основной, но не единственной целью психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.
Использование терминов психическое здоровье и психологическое здоровье характерно для современной психологии.
В том случае где термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам для обеспечения полноценного психического развития на всех этапах онтогенеза, где в свою очередь термин «психологическое здоровье» имеет отношение к личности в целом, и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, что позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от философского, социологического, медицинского и прочих аспектов.
Беспокоясь о здоровье и гигиене тела ребенка, занимаясь физическим, психическим и умственным развитием ребенка, подчас забывают о его духовном развитии.
1.3 Понятие духовности.
Духoвнoсть мoжнo пoнимать как oсoбoе эмoциoнальнo-нравственнoе сoстoяние личнoсти, как такoе сoзнание челoвека, кoтoрoе oриентирoванo на абсoлютные ценнoсти — Истину, Красoту, Дoбрo — и пытается реализoвать их в предметнo-целесooбразнoй деятельнoсти и oбщении.
Поэтому подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности является очень перспективным.
Собственно поэтому основным направлением психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих душевный комфорт каждого ребенка, его духовное развитие, что лежит в основе психологического здоровья.
В том случае, когда человек находит достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени в этом и заключается его психологическое здоровье.
Не маловажную роль для здоровья ребенка играет не только то, что в школе он удовлетворен своими познавательными потребностями, но и социальными потребностями в общении, психологическими потребностями в уважении к своему человеческому достоинству, к собственным чувствам и переживаниям, интересам и способностям (не только в учебной деятельности).
Личность, которая все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры, становится постепенно самодостаточной, что в свою очередь позволяет психологическое здоровье.
Это все предполагает:
способность к сильным чувствам и переживаниям,
разборчивость в средствах достижения цели,
интерес человека к жизни,
увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности,
активность и самостоятельность,
ответственность и способность к риску,
свободу мысли и инициативу,
творчество в самых разных сферах жизни и деятельности,
веру в себя и уважение другого,
осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей.
Сама собой Духовность не рождается. Внимание к внутреннему миру ребенка, к его увлечениям и интересам, способностям и знаниям, чувствам и переживаниям, его отношению к сверстникам, себе, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям и к жизни как таковой - все это в себя включает забота о психологическом здоровье.
Глава 2. Основные принципы, аспекты и направления сотрудников психологической службы в школе. Этапы успешного решения задачи психологического развития детей.
2.1 Принципы сотрудников психологической службы в школе.
Существует определенная система принципов, которая заложена в основу работы психолога в системе образования. Основным принципом является —принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении, выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции.
Второй немаловажный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог — член педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формировании полноценного члена общества.
Принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами - является третьим фундаментальным принципом.
Помимо существующих общих принципов выделяются и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который не допускает с одной стороны профессионалу быть узкоспециализированным и ограниченным, ну а с другой избегать хаоса, бессистемности, следованию моде и поверхностному отношению к своим обязанностям. Очень важно соблюдать принцип нравственности, этот принцип позволяет психологу всегда находить золотую середину между игнорированием вопросов нравственности и морализаторством. Принцип преемственности, в свою очередь данный принцип является для психолога ориентиром в усвоении современного уровня науки, он предостерегает его от излишнего консерватизма и закрытости по отношению к инновациям и способствует бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Далее следует не менее важный принцип — принцип самоактуализации, иными словами это принцип, при котором специалист осуществляет поиск внутренних источников развития, которые позволяют ему активно противостоять как самосгоранию на работе, так и его внутренней пассивности. Принцип профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — его осуществление происходит в результате чтения и анализа научно профессиональной литературы, журналов и т.д., а также посредством профессиональных организаций психологов (например, ассоциации, общества и пр.). Реализация данного принципа происходит в тот момент, когда психолог преодолевает тенденцию к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Вышеперечисленные принципы дополняют такие качества психолога как его готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, гибкость, разумная самоирония и действенный оптимизм, что позволяют ему избегать трудностей эмоционального характера, пессимизма, ригидности, с одной стороны, и непоследовательности, приспособленчества, угодничества, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.