Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Теоретические особенности изучения деятельности государственных служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях мировой политической и общественной нестабильности, для того, чтобы сделать государственное управление эффективнее, необходимо добиваться положительного имиджа госслужащих у окружающих.

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, выполняет определенные функции и задачи. Они реализуются посредством осуществления конкретных действий государственными служащими, находящимися на государственной службе.

Имидж государственных гражданских служащих, как научная категория, является одним из перспективных направлений современных исследований, в рамках которых решаются проблемы совершенствования государственного управления. В настоящее время термин «имидж государственных гражданских служащих» используется в различных источниках в контексте возникновения, целеустремленного конструирования и проектируемого влияния на общество. Имидж государственного гражданского служащего фактически выступает независимым критерием оценки эффективности управленческой деятельности. Он фиксирует степень соответствия действий государственных органов требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом.

Функции государственной службы определяются потребностями социума, то есть, корректируются и трансформируются в соответствии со стратегическими целями государства и общества. Следовательно, имидж государственных гражданских служащих также подлежит изменениям в соответствии с динамикой общественного развития. Разрабатываемые в рамках реализации Концепции открытости органов исполнительной власти государственные проекты - в первую очередь, «электронное правительство», служат основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании. Контроль соблюдения норм служебного поведения государственными гражданскими служащими призван содействовать повышению степени доверия граждан к органам власти и авторитета государственных служащих.

Предмет исследования – государственные служащие. Объектом исследования государственных служащих в РФ. Целью данной работы является исследование текущего состояния деятельности государственных служащих и перспектив их развития в РФ.

Задачами данной работы являются:

1.Изучить конституционные основы государственной службы ;


2.Исследовать имидж государственных служащих;

3.Рассмотреть социальное обеспечение государственных служащих;

4.Выявить особенности структуры государственного управления в РФ;

5.Провести анализ состава государственных служащих в структуре государственного управления РФ;

6.Выяснить особенности формирования позитивного имиджа государственных служащих в РФ;

7.Оценить проблемы в деятельности государственных служащих в РФ и предложить пути их преодоления.

В работе были следующие методы исследования: метод сравнения и анализа. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и насыщенным.

Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам исследования деятельности государственных служащих, такие как Абрамов Р.А., Якушев А.О, Трусова А.С., Остроухова В.А и тд.

Работа состоит из введения, трех глав, а также заключения и списка использованной литературы.

1.Теоретические особенности изучения деятельности государственных служащих

1.1. Конституционные основы государственной службы

Системе государственного управления во многих странах мира, обеспечивающей законность политических решений, целостность государства как института, качественный уровень реализации конституционных гарантий граждан путем стабильного и непрерывного предоставления им публичных услуг, принадлежит особая роль в построении современного правового государства.

Государственное управление представляет собой совокупность органов государственной власти, которые осуществляют руководство и управленческие полномочия на уровне государственном уровне. Основу государственного управления составляет определенный перечень функций, которые схематично отображены на рисунке 1.1.

Социальная

Экономическая

Функции государственного управления

Налогообложения

Рис 1.1. Функции государственного управления


Как можно заметить из данных рисунка 1.1., все функции государственного управления условно делят на две большие группы:

1.Внешние

2.Внутренние

К первой категории можно отнести функции, связанные с внешней политикой государства – функция обороны, функция мира и порядка.

Ко второй категории можно отнести функции, которые выполняют органы государственного управления внутри самой страны. К данной категории можно отнести – социальную функцию, налоговую и тд.

В условиях развития мирового общества, государственное управление принято подразделять исходя определенных властно-полномочной специализации, которую выполняют те или иные органы государственной власти. Данную специализацию именуют «ветви» государственной власти.

К основным ветвям власти государственного управления относят:

1.Законодательную;

2.Исполнительную;

3.Судебную

Государственное управление во многих странах мира, в том числе и в РФ, осуществляют государственные и муниципальные служащие.

Государственный служащие по своей сути, это человек, который находится в системе государственной власти и осуществляет возложенные на него полномочия. Государственный служащий входит в структуру государственного аппарата, которая отображена на рисунке 1.2.

Рис 1.2 Структура государственного аппарата

Деятельность государственных служащих регламентирована нормативно-правовыми актами, в частности в РФ к таким НПА можно отнести:

1.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1]

2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119- ФЗ. «Об основах государственной службы Российской Федерации» и тд.[2]

Государственных служащих принято подразделять в зависимости о рангов, чинов и тд. Все особенности данного классового деления прописаны в вышеназванном законе.

В мировой практике, государственных служащих также принято подразделять исходя из видов деятельности. В РФ, все государственные служащие условно подразделены на 4 ветви, которые представлены на рисунке 1.3.

Рис 1.3. Виды государственной службы в РФ

Как можно заметить из данных рисунка 1.3., основными видами государственной службы в РФ можно назвать такие как:

1.Государственная гражданская служба

2.Военная служба


3.Правоохранительная

4.Федеральная государственная служба

Немаловажное значение для государственных служащих играет социальная защита и имидж, речь о котором пойдет в следующих параграфах.

1.2.Социальное обеспечение государственных служащих

Государственные служащие современной России представляют собой довольно многочисленную социальную группу, осуществляющую профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. [3]

Основополагающим элементом правового статуса гражданского служащего является гражданство. Наличие гражданства предполагает наличие полного спектра прав и обязанностей, в том числе права на равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Только граждане государства могут быть приняты на гражданскую службу.

В соответствии с важностью задач, стоящих перед госслужащими, отводимой им ролью в государственном управлении, государственные гражданские служащие обладают особым правовым статусом и занимают особое место в государственном аппарате.

Механизм функционирования и эффективность государственной службы напрямую связана с системой социальной защиты и социального обеспечения государственных служащих.

Понятие социальной защиты государственных служащих включает такие категории, как «социальное обеспечение», «социальное страхование» и «социальные гарантии» (рис. 1.4).

Рис 1.4. Система социальной защиты государственных служащих

Как можно заметить из рисунка 1.4, система социальной защиты государственных служащих состоит из:

1.Социальных гарантий и стандартов;

2.Социального страхования;

3.Социального обеспечения.

Первая категория состоит из прожиточного минимума, минимальной пенсии, минимальной заработной платы, и тд

Вторая категория включает в себя различные компоненты социального страхования ( ОМС, ДМС и тд)

К третьей категории принято относить социальную поддержку населения, социальное обслуживание и социальную помощь госслужащим


Социальная защита населения и государственных служащих в частности, призвана выполнять определенный перечень функций, среди которых:

1.Экономическая

2.Политическая

3.Демографическая

4.Социально-реабилитирующая

Понятие «социальная защита» включает наряду с правом на социальное обеспечение и другие социальные права, например, право на жильё (субсидируется оплата коммунальных услуг), право на достойный уровень жизни (пособия малоимущим гражданам), право на образование (бесплатное образование), право на охрану здоровья (страховая медицина).

Социальная политика на муниципальном уровне и в частности в муниципальном образовании, проявляется через призму нормативно-правовых актов, муниципальных программ по защите населения. Данные программы принимаются и реализуются по средствам финансирования из бюджета МО и имеют определенный временной интервал.

Если же более детально рассматривать систему социального обеспечения государственных служащих, то можно сказать о том, что она состоит из четырех элементов, которые отображены на рисунке 1.5.

Рис 1.5. Система социального обеспечения государственных служащих

Как можно заметить из данных рисунка 1.5., в систему социального обеспечения государственных служащих входит:

1. Оплата труда.

2. Поощрение за добросовестный труд.

3. Ежегодные и дополнительные отпуска.

4. Социально-бытовое обеспечение.

5. Пенсионное обеспечение и денежная помощь.

Оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого выполнения служебных обязанностей, способствовать комплектации аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд.

Поощрение| за добросовестный труд. За добросовестный непрерывный труд в государственных органах, образцовое выполнение трудовых обязанностей государственным служащим может выдаваться денежное вознаграждение За особенные трудовые заслуги государственные служащие представляются к государственным наградам и присвоению почетных званий.

Ежегодные и дополнительные отпуска. Государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск длительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрено более длительного отпуска, с выплатой помощи для оздоровления в размере должностного оклада.[4]