Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Теоретические особенности изучения деятельности государственных служащих).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические особенности изучения деятельности государственных служащих
1.1. Конституционные основы государственной службы
1.2.Социальное обеспечение государственных служащих
1.3.Имидж государственных служащих
2.1.Анализ особенностей структуры государственного управления в РФ
2.3.Анализ состава государственных служащих в структуре государственного управления РФ
2.3.Анализ особенностей формирования позитивного имиджа государственных служащих в РФ
3.Проблемы деятельности государственных служащих в РФ и пути их преодоления
Социально-бытовое обеспечение. Государственные служащие обеспечиваются жильем в установленном порядке из государственного фонда.
Пенсионное обеспечение и денежная помощь государственным служащим. Пенсия государственным служащим выплачивается за счет государства. Пенсия государственным служащим назначается в размере 80 процентов от сумм их заработной платы, на которые начислялся сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, без ограничения предельного размера пенсии.
1.3.Имидж государственных служащих
Имидж государственного служащего иллюстрирует, насколько общество поддерживает государственную власть. Поэтому крайне важно, чтобы он имел позитивные характеристики. Также имидж является, в своем роде, критерием, который позволяет оценить эффективность взаимодействия населения и власти. У различных социальных групп населения складываются определенные требования и ожидания, относящиеся к государственным органам власти. [5]
Имидж государственных служащих детерминирует не только специфику восприятия и оценок населения отдельных чиновников, но и государственной власти в целом. Более того, опосредованно имидж может влиять и на отношение к программам, реализуемыми государством, определяя уровень доверия и поддержки общества той деятельности, которая осуществляется органами государственной власти. Развитие государственной службы, ее эффективное функционирование непосредственно связано с ее позитивным имиджем, позволяющим выстраивать партнерские взаимоотношения с гражданами.
Имидж государственного служащего непосредственно взаимосвязан с имиджем власти и зависит от совокупности качеств личностных и деловых, с которыми в повседневной жизни сталкиваются граждане, от обратной связи и степенью отзывчивости.
К слову, позитивный деловой имидж государственного служащего — это значительный фактор создания благоприятных условий для успешного взаимодействия с бизнесом в целях развития инвестиционного потенциала государства и отдельных его территорий[6]
Профессионализм и компетентность госслужащего в большей мере влияют на его имидж. А конкретнее, профессионализм — это владение профессиональными теоретическими знаниями и практический опыт в определённой сфере, компетентность же означает умение применения знаний и навыков для повышения рациональности и эффективности установленных перед ним задач.
Имидж государственного служащего — совокупность внутренних и внешних характеристик проецируемых во внешнюю среду с помощью специфического образа-сигнала, позволяющего судить о профессиональной и социальной значимости госслужащего. Имидж формируется или «искусственным» или «стихийным» путём. Первый подразумевает осознанную деятельность специалистов или самой личности, целенаправленность, а второй отражает немотивированное, «естественное» создание имиджа личности, его восприятие у, так называемой, целевой аудитории.[7]
Имидж — это выработанный или естественный образ, производящий положительное или отрицательное впечатление. Эффективное функционирование государственного аппарата, опирающееся на поддержку и доверие со стороны граждан, осуществляется исключительно с позиции позитивного имиджа. Но только качественное выполнение каждым госслужащим своей работы недостаточно. Необходим вклад в формирование образа, который бы ассоциировался с авторитетом. К тому же, положительный имидж государственной службы необходим для привлечения молодых специалистов в органы государственной власти.
Принято считать, что имидж государственных служащих состоит из нескольких элементов, таких как:
1.Имидж данной конкретной личности
2.Имидж конкретного органа власти в целом
3.Имидж, который воплощает в себе культуру, традиции, нравственные ориентации различных групп населения и тд.
Имидж государственного служащего может быть как позитивным, так и негативным. Зачастую, для формирования у населения и всего общества в целом, сформировать позитивный имидж достаточно сложно. А вот негативный имидж намного проще. Негативный имидж государственных служащих может сформироваться под влиянием некоторых факторов, среди которых:
1.Расхождение слов с делом[8]
2.Оторванность чиновников от забот народа
3.Закрытость аппарата государственного управления от общественности
4.Отсутствие патриотизма и тд.
В этой связи, государственным служащим необходимо пересматривать свою политику и получать более весомую поддержку у населения по средствам различных мероприятий.
Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением конституционных основ государственной службы, исследован вопрос социального обеспечения государственных служащих, а также выяснена специфика имиджа государственных служащих.
2.Анализ системы государственной службы в структуре государственного управления РФ: текущее состояние и перспективы развития
2.1.Анализ особенностей структуры государственного управления в РФ
Нормативное закрепление принципа социально-политической государственности является своего рода традицией для конституционной практики развитых государств . Данная традиция в полной мере воспринята и РФ, закрепившей принцип социальной государственности в Конституции, а также в актах социального законодательства РФ.
Следует констатировать, что в определенном смысле не лишенные политической окраски положения Основного закона несут ярко выраженный гуманистический характер, определяют вектор дальнейшего государственного развития России – формирование государства равных стартовых возможностей, социально ориентированной рыночной экономики, развитие социальной мобильности, благотворительности, взаимопомощи и сотрудничества. Все эти, безусловно, позитивные цели могут явиться той самой общей целью, искомой государственной идеей, консолидирующей российское общество. [9]
При построении данной модели РФ следует в первую очередь учитывать опыт и ошибки европейских обществ. Так, следует констатировать, что развитые зарубежные страны постепенно отходят от модели «государства благоденствия» или государства-донора, принимающего полную ответственность за уровень социально-экономического благополучия граждан.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что масштабный опыт поиска, успехов либо локальных неудач в понимании и реализации европейскими обществами концепции социальной государственности не должен игнорироваться при определении объема социально- экономических обязательств Российской Федерации, основных рычагов воздействия на социально-экономическую сферу у, а также основных акторов социальных преобразований.
На сегодняшний день, РФ представляет собой федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Вся государственная власть в РФ условно поделена на три ветви:
1.Законодательная власть;
2.Исполнительная власть;
3.Судебная власть
Высшие органы исполнительной власти РФ можно отобразить графически в виде схемы на рисунке 2.1.
Рис 2.1. Структура исполнительной власти в РФ
Как можно заметить из данного рисунка, возглавляет исполнительную власть Правительство РФ, которому подчинены министерства, комитеты, агентства и иные органы.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.
Президент РФ обладает определенным перечнем полномочий, которые схематично отображены на рисунке 2.2.
Рис 2.2. Полномочия Президента РФ
Как можно заметить из данного рисунка, Президент РФ обладает достаточно обширным перечнем полномочий, среди которых:
1.Определение основных направлений внешней и внутренней политики РФ
2.Формирование Совета Безопасности РФ
3.Назначение высших должностей в государственном управлении РФ и тд.
Правительство РФ, будучи главным исполнительным органов власти в РФ, выполняет определенный перечень функций, которые графически отображены на рисунке 2.3.
Как можно заметить из данного рисунка, к функциям Правительства РФ можно отнести следующие:
1.Осуществление управления федеральной собственностью
2.Разработка федерального бюджета
3.Обеспечение единой финансовой, кредитно-денежной политики
4.Осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод человека и гражданина и тд.
Рис 2.3. Функции Правительства РФ
Правительство РФ, являясь главным органом исполнительной власти, обеспечивает исполнение положений и реализации главного закона государства — Конституции РФ. Помимо этого, Правительство РФ наделено полномочиями для осуществления мониторинга исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов. [10]
Переходя к исследованию высших законодательных органов власти РФ необходимо отметить, что законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.
Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).
В структуру законодательной власти РФ входят:
1.Совет Федерации
2.Государственная Дума
Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. К полномочиям Совета Федерации можно отнести следующие (рис 2.4)
Рис 2.4 Полномочия Совета Федераций РФ
Как можно заметить из данного рисунка, к полномочиям Совета Федерации относятся:
1.Назначение выборов РФ
2.Утверждение границ между субъектами РФ
3.Право законодательной инициативы и тд.
Рассмотрим особенности и структуру Государственной Думы РФ. В структуру Государственной Думы РФ входят:
1.Руководитель Государственной Думы
2.Аппарат Государственной Думы
3.Совет государственной Думы
4.Депутатские образования.
В общем виде, структура государственной Думы отображена на рисунке 2.5.
Рис 2.5..Структура государственной Думы РФ
Данные рисунка 2.5 свидетельствуют о том, что к ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;
1.она дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства — кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;
2.решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства и тд.
Помимо специальных функций, которые относятся исключительно к ведомости Совета Федерации или Государственной Думы РФ, существует определенный перечень вопросов, которые две палаты законодательной власти РФ решают совместно. К совместным функциям относятся:
1.Обсуждение и принятие законов
2.Обсуждение и принятие бюджета
3.Установление налогов и сборов
4.Вопросы финансового регулирования и тд.
Последней ветвью государственной власти в РФ является судебная власть. В общем виде, механизм осуществления судебной власти в РФ можно графически отобразить на рисунке 2.6.