Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования (Теоретические особенности изучения деятельности государственных служащих).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические особенности изучения деятельности государственных служащих
1.1. Конституционные основы государственной службы
1.2.Социальное обеспечение государственных служащих
1.3.Имидж государственных служащих
2.1.Анализ особенностей структуры государственного управления в РФ
2.3.Анализ состава государственных служащих в структуре государственного управления РФ
2.3.Анализ особенностей формирования позитивного имиджа государственных служащих в РФ
3.Проблемы деятельности государственных служащих в РФ и пути их преодоления
Как можно заметить из данного рисунка, совокупный механизм осуществления судебной власти в РФ включает в себя несколько основных элементов, среди которых:
1.Конституционное судопроизводство;
2.Гражданское судопроизводство;
3.Административное судопроизводство;
4.Уголовное судопроизводство.
Судебная власть самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Рис 2.6 Механизм осуществления судебной власти в РФ
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. В общем виде, структура судебной власти отображена на рисунке 2.7
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. «Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ. К функциям судебной власти относятся вопросы:
1.Осуществления правосудия
2.Осуществление судебного надзора за соблюдением норм закона
3.Установление ограничений правосубъектности граждан и тд.
Рис 2.7 Судебная система РФ
К полномочиям Конституционного суда РФ можно отнести:
1.Проверка конституционности актов
2.Решение спорных вопросов, связанных с Конституционными основами права и тд.
К компетенциям судов общей юрисдикции относятся вопросы, связанные с рассмотрением гражданских, уголовных, административных дел с участием граждан
К компетенциям арбитражных судов относятся вопросы, связанные с рассмотрением гражданских и административных дел с участием предпринимателей и юр.лиц.
2.3.Анализ состава государственных служащих в структуре государственного управления РФ
Административная реформа, проходившая в РФ в конце XX века, имела несколько основных направлений, к которым можно отнести
1.Расширениен ормативных технологий
2.Разграничение функций по контролю и надзору
3.Устранение дублирования функций и полномочий в государственном управлении и тд.
Административная реформа в РФ, помимо основных направлений, имела основное целевое предназначение Основными целями административной реформы являлись:
1.Повышения качества доступности государственных услуг
2.Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти[11]
3.Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства
Для более емкого и рационального анализа деятельности государственных служащих в РФ, исследуем их по основным критериям, таким как половой состав, уровень образования и тд.
Начнем изучение государственных служащих с исследования динамики численности государственных служащих в РФ, данные о которых представлены на рисунке 2.8.
Рис 2.8.Динамика численности государственных служащих ( в тыс.чел)
Как можно заметить из данных рисунка 2.8., за последние годы в системе государственного управления РФ можно наблюдать снижение численности государственных служащих с отметки в 726 тыс.человек в 2005 году, до 713 тыс.человек в 2015 году. Такая же ситуация наблюдается и с численным составом муниципальных служащих.
Рис 2.9.. Динамика численности муниципальных служащих ( тыс.чел)
В системе муниципальной службы РФ можно наблюдать аналогичные показатели: динамика численности муниципальных служащих с 355 тыс.человек в 2005 году сократилась до 323 тыс.человек к концу 2016 года.
Если обобщить данные рисунка 2.8 и 2.9., то можно заметить, что в структуре государственного управления, численность государственных гражданских служащих превышает аналогичный показатель муниципальных служащих. В процентном соотношении данное соотношение отобразим на рисунке 2.10.
Рис 2.10. Структура государственной гражданской службы
Начнем исследование кадрового состава государственных служащих в РФ с гендерного состава работников. Данные представим на рисунке 2.11.
Рис 2.11. Гендерный состав государственных служащих в РФ по категориям в %
Как можно заметить из данных рисунка 2.11., в системе государственной службы РФ преобладает мужской персонал, на долю которого приходится более 70%. Исследуем структуру государственных служащих в РФ по уровню образования. Данные отобразим на рисунке 2.12
Рис 2.12. Структура государственных служащих в РФ по уровню образования в %
Как можно заметить из данных рисунка 2.12., основная доля госслужащих в РФ имеет среднее специальное и высшее образование – 50% и 40% соответственно. Исследуем государственных служащих в РФ в зависимости от стажа работы. Данные отобразим на рисунке 2.13.
Рис 2.13. Структура госслужащих в РФ по стажу работы в %
Как можно заметить из данных рисунка 2.13, в системе госслужбы РФ с каждым годом увеличивается число сотрудников со стажем работы от 3 до 5 лет. На данную категорию госслужащих приходится 60% всех сотрудников. Возрастной состав персонала отобразим на рисунке 2.14.[12]
Рис 2.14. Структура персонала в системе госслужбы РФ по возрасту в %
Деятельность государственных служащих в РФ напрямую связана с их имиджем, речь о котором пойдет в следующем параграфе.
2.3.Анализ особенностей формирования позитивного имиджа государственных служащих в РФ
Технология формирования положительного имиджа государственного служащего является сложным и продолжительным процессом с немалой долей усилий. По мнению В. Томсона, «бюрократическая болезнь» является порождением системы, на основе которой развивается недобросовестная системная практика, вызванная к жизни деятельностью госслужащих. Т. е., от полной смены персонала коренных изменений не произойдёт, а нарушения продолжатся. [13]
Средства массовой информации активно поддерживают устоявшийся в общественном сознании стереотип о государственных служащих. Согласитесь, куда чаще мы читаем, видим или слышим новости о нарушениях, злоупотреблении полномочий, коррупции. Бесспорно, всё это, к сожалению, имеет место быть, но позитивные тенденции так же есть, и они не освящаются. Вероятно, что молодые люди, поступающие на государственную службу, надеются пошатнуть сформировавшееся шаблонное мышление, но устоявшаяся система просто ставит их в те же самые рамки и диктует свои правила.
Этический кодекс государственных служащих, в котором на законодательном уровне закреплено поведение, отвечающее этическим нормам, вещь абстрактная, существующая разрозненно, в форме типовых кодек- сов на региональном уровне. Но формулировки большей части положений нечётки и размыты, а некий единый свод правил и законов, регламентирующий этическую сторону деятельности государственных служащих, помог бы поднять уровень восприятия их обществом.
На сегодняшний день, государственные служащие в РФ активно взаимодействуют с населением. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин:
1.Снижение уровня доверия населения
2.Общественная и мировая нестабильность
3.Предстоящие выборы в 2018 году и тд.
От контакта с населением зависит успешность многих начинаний государственных служащих в РФ, реализации местных проектов и программ. Доверие населения к власти является решающим условием привлечения местных средств и ресурсов для решения проблем муниципальных образований.
За последние годы, государственными служащими в РФ проводится большая работа, направленная на информирование населения о делах государственной власти, предоставление сведений о целевом использовании бюджетных средств и тд.
В последнее время, одним из самых популярных средств взаимодействия государственных служащих в РФ с населением является средство обратной связи на официальном сайте Правительства.[14]
В нем граждане могут задавать интересующие их вопросы в приемную Правительства, а те в течении временного промежутка, дают ответы на предложенный вопрос от населения. Помимо данной формы, участились опросы среди населения о деятельности государственных служащих РФ
Гражданам РФ были заданы вопросы:
1.Устраивает ли Вас деятельность государственных служащих в РФ По результатам данного опроса, были получены результаты, представленные на рисунке 2.8.
Рис 2.15. Удовлетворенность населения государственными служащими в РФ в %
Как можно заметить из данных рисунка 2.15., по результатам опроса относительно удовлетворенности населения деятельностью государственных служащих в РФ, более 65% ответили, что удовлетворены, 25% не удовлетворены, 10% затруднились ответить.
2.Какие проблемы в деятельности государственных служащих вы считаете самыми пагубными. Результаты данного опроса, были отображены на рисунке 2.16
Рис 2.16. Проблемы в деятельности государственных служащих РФ в %
Как можно заметить из данных рисунка 2.16, по мнению опроса, проведенного среди граждан РФ, основными проблемами в деятельности органов государственной власти являются:
1.Коррупция -60%
2.Бюрократия -20%
3.Некомпетентность власти -7%
При этом, более 13% среди опрошенных считают, что на сегодняшний день, проблем в деятельности государственных служащих нет
Разъяснительная работа должна проводиться с населением по вопросам структуры, функциональных обязанностей и полномочий, перечню принимаемых решений и структур государственного управления. В систему обратной связи по оси " власть - население" должны быть включены печатные СМИ, радио и телевидение. [15]
Речь идет о вовлечении в контакт всех групп населения по поиску общего решения, которое не может не учитывать интересы этих групп. Работа над совместным решением дает возможность понимания каждой из групп интересы других, возможность почувствовать себя частью сообществ.
3.Проблемы деятельности государственных служащих в РФ и пути их преодоления
Осуществление в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы поднимает на поверхность многие проблемы и накопившиеся противоречия, без скорейшего решения которых невозможно создание эффективного государственного управленческого аппарата.
Традиционно, в специальной литературе, к числу нерешенных проблем относят такие как:
1.отсутствие целостной системы государственной службы; отсутствие полного и четкого законодательного регулирования государственной службы в целом и отдельных ее видов; [16]
2.недоверие граждан к государственным служащим;
3.низкая эффективность работы государственных служащих;
4.снижение уровня престижности государственной службы из-за трудностей продвижения по карьерной лестнице;
5.отсутствие системы перевода государственного служащего из одного государственного органа или государственной службы в другую с сохранением его статуса;
6.неэффективность кадровой политики на государственной службе, связанная с частым реформированием системы органов государственной власти;
7. коррупция и невысокая эффективность мер по борьбе с ней, а также недостаточный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов; несоответствие уровня возлагаемой ответственности и ограничений социальному положению государственного служащего;
8.отсутствие единой системы управления государственной службой Российской Федерации;
9.неупорядоченность механизма внутренней организации государственной службы, влекущая повышение уровня коррупции и злоупотреблений; формализм и бюрократия как в отношениях между государственными служащими и гражданами, так и между государственными структурами
Эти и другие проблемы государственной службы по- прежнему являются следствием ее малой эффективности и неспособности компетентно решать задачи по развитию рыночной экономики и гражданского общества, невосприимчивости к реформированию и стимулированию деятельности государственных служащих.