Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций(Особенности кадровой стратегии кредитных организаций).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности кадровой стратегии кредитных организаций
1.1.Значение кадровых стратегий в банковском секторе
1.2.Управление человеческими ресурсами в российском и международном банковском секторе
Глава 2. Исследование особенностей реализации кадровой стратегии АО «Россельхозбанк»
2.1.Исследование HR-системы в АО «Россельхозбанк»
Интегральная оценка показателя автоматизации HR-функций в АО «Россельхозбанк» ниже, чем в среднем по отрасли. В АО «Россельхозбанк» значение данного показателя выше для электронных систем по обучению, развитию и оценке персонала.
Однако ниже, чем по отрасли, получена оценка по таким электронным HR-системам, как администрирование соц. пакета, подбор персонала и планирование и бюджетирование затрат на персонал.
Оценка гибкости HR-системы АО «Россельхозбанк», представленная в таблице 2.8, осуществлялась на базе из 6 утверждений, которые оценивались специалистами HR-службы банка.
Таблица 2.8 - Средние значения оценки гибкости HR-системы в АО«Россельхозбанк»
Характеристики гибкости HR-системы |
АО «Россельхозбанк» |
В среднем по отрасли |
Четкая регламентация функций УЧР, позволяющая быстро вносить изменения, вызванными изменениями во внешней среде |
4 |
4,23 |
Изменения в функциях УЧР повышают конкурентоспособность банка |
4,32 |
4,33 |
Высокая оценка адаптации кандидатов при отборе к изменениям |
4,38 |
4,42 |
Ориентация программ обучения персонала на адаптацию к изменениям в банковской сфере |
4,68 |
4,64 |
Регулярный мониторинг всех элементов HR-системы и внесение необходимых изменений |
4,41 |
4,45 |
Интегральная оценка |
21,79 |
22,07 |
Интегральная оценка показателя гибкости HR-системы оказалась выше в среднем по отрасли, чем в АО «Россельхозбанке».
Тем не менее, оценка по программам обучения персонала, позволяющие сотрудникам получать знания и навыки, необходимые для адаптации к частым изменениям в банковской сфере, получилась выше, чем в среднем по отрасли.
В рамках текущего исследования инновационность HR-системы оценивается с точки зрения реализации новых инициатив (мероприятий, проектов) в сфере УЧР.
Средние значения оценок по каждой характеристике показателя инновационности HR-системы для АО «Россельхозбанк» и банков в среднем по отрасли представлены в таблице2.9.
Таблица 2.9 - Средние значения оценки инновационности HR-системы в
АО «Россельхозбанк»
Характеристики инновационности HR- системы |
АО «Россельхозбанк» |
В среднем по отрасли |
Направленность инициатив в сфере УЧР на достижение стратегических целей банка |
4,27 |
4,31 |
Направленность инициатив в сфере УЧР на анализ рисков и их предотвращение в будущем |
4,33 |
4,35 |
Направленность инициатив в сфере УЧР на повышение лояльности и вовлеченности персонала |
4,48 |
4,51 |
Ориентированность инициатив в сфере УЧР на различные группы персонала (в зависимости от возраста, уровня образования, опыта работы и т.д.) |
4,28 |
4,30 |
Интегральная оценка |
17,37 |
17,47 |
В результате оценки инновационности HR-системы в АО «Россельхозбанк» было выявлено, что в среднем по отрасли банки получили более высокий балл по всем характеристикам показателя инновационности HR-системы. В результате, интегральная оценка инновационности HR-системы в среднем по отрасли выше, чем в АО «Россельхозбанк».
Таким образом, большинство показателей HR-системы АО «Россельхозбанка» ниже среднеотраслевого уровня: оплата труда работников, адаптация персонала, оценка результативности HR-системы, ориентация системы УЧР стратегии банка, уровень автоматизации, гибкости и инновационности HR-системы. Высокую оценку получили показатели функций профессионального обучения и развития, стимулирования и управления внутренними коммуникациями персонала.ресурсами в АО «Россельхозбанк»
SWOT-анализ внутренней среды управления человеческими ресурсами в АО «Россельхозбанк» с характеристикой сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - SWOT-анализ внутренней среды управления человеческими
Возможности: |
Угрозы: |
|
Сильные стороны:
|
|
ответственности работников в точности, не искажении доносимой информации |
Слабые стороны:
|
|
|
Из таблицы видно, несмотря на то, что слабые стороны АО «Россельхозбанк» превосходят сильные, у банка есть возможности выйти из проблемных областей в части УЧР и улучшить стратегию HR-системы.
Таким образом, исследование HR-стратегии на примере Красноярского РФ АО «Россельхозбанк» позволило выявить особенности системы УЧР банка:
- формализованная реализация программ стимулирования, адаптации и оценки персонала;
- портфель программ обучения, ориентированный на различные категории работников;
- высокий уровень текучести кадров (отсутствие процедур снижения текучести персонала и удержания высокопроизводительных сотрудников).
В результате анализа показателей HR-системы АО«Россельхозбанка» были выявлены показатели ниже отраслевого уровня, аименно: оплата труда работников, адаптация персонала, оценкарезультативности HR-системы, ориентация системы УЧР стратегии банка,уровень автоматизации, гибкости и инновационности HR-системы.
Высокую оценку получили показатели функций профессиональногообучения и развития, стимулирования и управления внутренними коммуникациями персонала.
Для сравнения показателей HR-системы АО «Россельхозбанка» с иностранным банком, была проведена диагностика системы УЧР АО «Райффайзенбанк». По результатам диагностики HR-системы был сделан вывод о том, что большинство функций УЧР в банке автоматизированы, используется большое количество электронных систем, позволяющих добиваться операционной эффективности УЧР.
Заключение
В результате изучения показателей результативности HR-системы российских и иностранных банков, имеющих количественное выражение, и гибкости HR-системы была выявлена зависимость между национальностью капитала банка и гибкостью системы УЧР - в банках с иностранным капиталом гибкость выше, чем в российских банках. Национальность капитала банка оказывает существенное влияние и на расходы на персонал и на производительность труда. Расходы на персонал в расчете на одного сотрудника и производительность труда в банках с иностранным капиталом выше по сравнению с банками с российским капиталом.
В качестве объекта исследования был выбран Российский сельскохозяйственный банк (Красноярский РФ), который дал согласие на предоставление данных об HR-системе. Информация о системе УЧР банка включала как результаты анкетированного опроса сотрудников HR-служб и уволившихся работников, так и данные частично структурированных интервью с ними и руководителями HR-подразделений. Кроме того, изучались внутренние документы исследуемого банка, которые регламентируют деятельность в сфере управления человеческими ресурсами (годовая отчетность, вторая форма финансовой отчетности и бухгалтерский баланс, положение о наборе и отборе персонала, об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, инструкция по ведению кадрового делопроизводства, положение о количестве уволившихся сотрудников за I квартал 2017 года, положение о повышении квалификации, подготовке и переподготовке персонала и т.д.).
Исследование HR-стратегии на примере Красноярского РФ АО «Россельхозбанк» позволило выявить особенности системы УЧР банка:
- формализованная реализация программ стимулирования, адаптации и оценки персонала;
- портфель программ обучения, ориентированный на различные категории работников;
- высокий уровень текучести кадров (отсутствие процедур снижения текучести персонала и удержания высокопроизводительных сотрудников).
В результате анализа показателей HR-системы АО«Россельхозбанка» были выявлены показатели ниже отраслевого уровня, аименно: оплата труда работников, адаптация персонала, оценкарезультативности HR-системы, ориентация системы УЧР стратегии банка,уровень автоматизации, гибкости и инновационности HR-системы.
Высокую оценку получили показатели функций профессиональногообучения и развития, стимулирования и управления внутренними коммуникациями персонала.
Для сравнения показателей HR-системы АО «Россельхозбанка» с иностранным банком, была проведена диагностика системы УЧР АО «Райффайзенбанк». По результатам диагностики HR-системы был сделан вывод о том, что большинство функций УЧР в банке автоматизированы, используется большое количество электронных систем, позволяющих добиваться операционной эффективности УЧР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. И авт. предисл. Л.И. Евенко.- М., 2009 - 519 с.
- Алавердов, А.Р. Менеджмент персонала в коммерческом банке / А.Р. Алавердов. - М.: Маркет-ДС, 2008. -360 с.
- Алавердов, А.Р. Организация управления персоналом современного российского банка / А.Р. Алавердов. - М.: БДЦ-Пресс, 2003. -320 с.
- Ансофф И. Стратегический менеджмент: Классическое издание.СПб.: Питер, 2009.
- Армстронг, М. PerformanceManagement: управление эффективностью работы / М. Армстронг, А. Барон. - М.: HIPPO, 2005. -384 с.
- Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 256 с. - (Высшее образование: Магистратура).
- Беккер, Б. Измерение результативности работы HR- департамента. Люди, стратегия и производительность / Б. Беккер, М. Хьюзлид, Д. Ульрих. - СПб.: Вильямс, 2007. -304 с.
- Браун, М.Г. За рамками сбалансированной системы показателей: как аналитические показатели повышают эффективность управления компанией / М.Г. Браун. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. -248 с.
- Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебное пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2000. -283 с.
- Исаев, Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг / Р.А. Исаев — М.: ИНФРА-М, 2011. -400 с.
- Каплан, Р. Сбалансированная система показателей / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. -304 с.
- Кибанов, А.Я. Оценка экономической и социальной эффективности проекта совершенствования системы и технологии управления персоналом организации: учебное пособие / А.Я. Кибанов. - М.: ГУУ, 2006. - 41 с.
- Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко. - М.: Приор, 2014.
- Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - М.: Экзамен, 2010. - 695 с.
- Одегов, Ю.Г. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход. Учебно-методическое пособие / Ю.Г. Одегов, К.Х. Абдурахманов, Л.С. Котова. - М.: Альфа-Пресс, 2011. -752 с.
- Одегов, Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова. - М.: Экзамен, 2002. -255 с.
- Петренко, Е.А. Система управления персоналом в коммерческих банках / Е.А. Петренко// Управление развитием персонала, 2011, № 02(26).С.102-110.
- Попов, С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / С.А. Попов. - М.: ИНФРА-М, 1999. -344 с.
- Самоукина, 1997; Алавердов, 2003; Одегов и др., 2005; Петренко, 2011 Ульрих, Д. Эффективное управление персоналом / Д. Ульрих. - М.: Вильямс, 2007. -304 с.
- Сравнительный анализ российского банковского сектора с другими странами. Центр экономических исследований Московской финансово-промышленной академии // Промышленник России, 2015, № 2.С.30-31.
- Управление персоналом / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.
- М.: Юнити-Дана, 2012. -563 с.
- Фей, К.Ф. Исследование эффективности управления персоналом
- в иностранных компаниях в России /К.Ф. Фей, М. Либо, С. Моргулис-
- Якушев//Персонал Микс, 2001, № 4. - С.21.
- Фитценц, Я. Рентабельность инвестиций в персонал. Измерение экономической ценности персонала / Я. Фитц-енц. - М.: Вершина, 2006. - 320 с.
- Эффективная Россия: производительность как фундамент роста. Исследование McKinseyGlobalInstitute // Российский журнал менеджмента, 2009, Т. 7, № 4. - С.109-168.