Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций(Особенности кадровой стратегии кредитных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, проведенный анализ литературы позволил выявить ключевые HR-функции в банках. Эмпирические исследования, посвященные изучению ориентации системы УЧР на корпоративную стратегию, уровня автоматизации функций УЧР, а также гибкости и инновационности HR-системы в банках на российском рынке, выявить не удалось.

Глава 2. Исследование особенностей реализации кадровой стратегии АО «Россельхозбанк»

2.1.Исследование HR-системы в АО «Россельхозбанк»

Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» - один из крупнейших банков в России, основа национальной кредитнофинансовой системы обслуживания агропромышленного комплекса России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% голосующих акций Банка принадлежат Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. АО «Россельхозбанк» обладает второй в России филиальной сетью по всей территории страны, объединяющей порядка 1600 точек продаж [37].

Красноярский региональный филиал АО «Россельхозбанка» работает успешно на территории Красноярского края с 13 декабря 2001 года. В компании работает до 500 человек. Руководство красноярского филиала АО «Россельхозбанк» осуществляет Владимир Донских.

На сегодняшний день Красноярский РФ - это 19 офисов по Красноярскому краю, 4 из которых находятся в Красноярске, остальные в крае. Одной из основных стратегических задач было и остается развитие агропромышленного комплекса региона. Среди клиентов филиала - сельхозпроизводители, хлебоприемные и мукомольные предприятия, элеваторные хозяйства, предприятия перерабатывающей промышленности, животноводческие комплексы, предприятия лесной отрасли. По состоянию на январь 2017 года клиентами филиала являются более 420 сельскохозяйственных предприятий края и 100300 физических лиц.


Пассивные средства филиала составляют больше 9,1 млрд. рублей, из них почти 5,9 млрд. - депозиты физических лиц [7].

Одним из негативных факторов развития банковского сектора в 2015 г. стало ухудшение качества кредитных портфелей: по банковской системе просроченная задолженность выросла на 141 %, по АО «Россельхозбанк»на 134 %. При этом реализация антикризисных мер позволили банку не допустить более существенного роста просроченной задолженности. По итогам года уровень просроченной задолженности оказался ниже по сравнению с банковской системой в целом, в том числе в разрезе структуры кредитного портфеля по видам бизнеса: кредитование корпоративных клиентов, представленное на рисунке 1, и розничное кредитование [4].

Рисунок 2.1 - Доля просроченной задолженности в корпоративном кредитном портфеле АО «Россельхозбанк» поквартально за 2015 год, %

Резерв кадров - стратегический и ключевой ресурс банка и приоритетный источник для замещения вакантных должностей.

Банк осуществляет комплексную работу по формированию и развитию внутреннего резерва кадров. Резерв кадров позволяет обеспечить эффективное и своевременное замещение руководящих вакантных должностей наиболее подготовленными кандидатами из числа работников Банка. Система привлечения персонала в Банк строится на основе следующих принципов:

  • предоставление всем кандидатам на вакантные должности равных прав и возможностей, исключающих дискриминацию по какому-либо признаку;
  • идентичность требований к кандидатам, одновременно рассматриваемым на одну и ту же должность;
  • отбор кандидатов, обладающих высоким профессиональным потенциалом [4].

В целях развития кадрового потенциала в качестве одного из приоритетных направлений своей работы выделяют формирование и развитие внешнего резерва кадров из числа студентов, выпускников учебных заведений и молодых специалистов.

С целью обеспечения быстрого вхождения новых работников в должность, определения соответствия уровня и потенциала поручаемой им работе, а также их приобщение к единым корпоративным ценностям в Банке внедрена и реализуется программа профессиональной и социально психологической адаптации работников. Программа адаптации, закрепленная в «Положении об адаптации вновь принятых на работу работников в АО «Россельхозбанк» №221-П» на электронном портале Банка включает в себя:

  • подготовку индивидуального плана работы, в котором определяются основные цели и задачи в период испытательного срока;
  • изучение электронных курсов на Учебном портале;
  • участие в Адаптационном семинаре, проводимом Корпоративным университетом/учебным центром регионального филиала;
  • подготовку листа оценки с целью подведения итогов по результатам прохождения испытательного срока [3].

В целях обеспечения требуемого уровня эффективности персонала Банк уделяет особое внимание квалификации, компетенциям и потенциалу сотрудников. В 2016 году стандартизированная оценка кандидатов с использованием тестов способностей и личностных опросников проводилась как для кандидатов в головной офис, так и в отношении кандидатов на руководящие должности в региональной сети Банка. Результаты проводимой оценки используются при планировании и реализации программ обучения и развития работников Банка, приформировании резерва кадров и ротации [3].

В банке предусмотрены процедуры профессиональной оценки: комплексная оценка, состоящая из оценки компетенций и результативности; аттестация (Положение об аттестации работников Банка № 106-П) [44]. Взаимосвязь потенциала, наряду с квалификацией (проф. знания, навыки, умения, опыт работы) как важного фактора, с результативностью работника в конкретной должности представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Факторы профессиональной оценки персонала

Для определения соответствия кандидата требованиям конкретной должности составляется специальный «профиль идеального кандидата». При этом один и тот же кандидат может, например, соответствовать профилю «идеального» клиентского менеджера и не соответствовать профилю «идеального» специалиста по анализу и оценке кредитных проектов.

Социальный пакет сотрудников составляют медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, предоставление единовременных пособий по семейным обстоятельствам, дополнительная материальная помощь в исключительных ситуациях.

Весь спектр социального пакета и корпоративных преференций, включая большой выбор скидок, бонусов, льгот на услуги компаний-партнеров, собран в специально разработанном для работников «Социальном Атласе» .

За выдающиеся достижения и значимый вклад в развитие Банка наиболее результативные работники поощряются почетными грамотами, благодарностями и благодарственными письмами. Портреты награжденных работников размещаются в Галерее лучших работников [4].

В банке функционирует комплексная система повышения квалификации работников, направленная на создание и поддержание единого профессионального пространства, способствующего достижению максимально эффективных результатов и качественных показателей деятельности Банка . Система корпоративного обучения охватывает все категории сотрудников и представлена различными видами и формами обучения:


  1. внутреннее обучение:
  • очные корпоративные программы: программы переподготовки и повышения квалификации, семинары, тренинги, семинары-совещания,

семинары с использованием видео - курсов, бизнес-сессии, мастер-классы, стажировки;

  • очные корпоративные программы с применением средств электронного обучения: вебинары, видеоконференции;
  • дистанционное обучение: курсы, тесты.
  1. внешнее обучение: семинары, курсы, конференции.

Обучение и развитие работников по профессиональным направлениям реализуется за счет средств Банка. Кроме того, по системе корпоративных скидок организованы программы повышения личной эффективности (курсы иностранного языка, курсы быстрого чтения и т.п.). Система обучения сотрудников разрабатывается и реализуется Корпоративным университетом Банка (функционирующий с 2008 года), который включает семь учебных центров: Учебный центр для работников головного офиса Банка и руководящих работников региональных филиалов и 6 региональных Учебных центров по федеральным округам Российской Федерации (Новосибирский филиал и др.) [4].

Так, всего в 2016 году организовано и проведено 3577 мероприятий обучения и тестирования (в 2015 году организовано и проведено 2632 учебных мероприятия) для 29611 работников Банка, из которых:

  • 29611 (100%) работников прошли обучение и тестирование в дистанционной форме посредством действующей в Банке системы дистанционного обучения;
  • 14620 (49,4%) работников прошли обучение в очном формате [7].

Принципами формирования портфеля программ обучениявыступают:

  • возможность трансляции программ на всю сеть: программы разрабатываются с учетом их дальнейшей передачи внутренним тренерам региональных учебных центров и/или внутренним преподавателям в региональных филиалах;
  • ориентация на оптимизацию затрат: программы преимущественно разрабатываются собственными силами Корпоративного университета с учетом их дальнейшей реализации наименее затратным способом;
  • компетентносный подход: программы разрабатываются с учетом необходимости развития отдельных групп компетенций (функциональных, управленческих, лидерских и др.);
  • сочетание обучения управленческих команд и индивидуального обучения [4].

Так, для руководителей ССП и РФ и линейных руководителей Банка разрабатываются преимущественно программы, направленные на развитие лидерских, управленческих, коммуникативных и функциональных компетенций. Для специалистов отделов и подразделений обучающие программы ориентированы только на совершенствование функциональных компетенций и коммуникативных навыков [4].


Несмотря на многопрофильную структуру, координирующую процессы развития и обучения работников на стратегическом уровне, в АО «Россельхозбанк» отсутствуют программы по сохранению, сдерживанию основного производственного персонала.

Важно отметить, в Красноярском РФ АО «Россельхозбанк» за последние два года наблюдаются достаточно высокие показатели текучести кадров, что может быть связано с большим объемом работ и несоответствием уровня заработной платы основных категорий сотрудников уровню сложности исполняемых обязанностей и времени трудозатрат, выражающихся в переработке неоплачиваемых часов, а также сменой и назначением нового директора филиала и, соответственно, введением новых методик и стиля руководства. Основной состав сотрудников составляют как специалисты с достаточно большим опытом работы в банковской сфере (преимущественно руководители и заместители руководителей различных отделов), так и молодые специалисты, с небольшим стажем, неготовые к высокой нагрузке, оплачиваемой на уровне средней заработной платы.

Основываясь на результатах анализа публикуемой внутренней отчетности и интервью с должностными представителями кадрового резерва было выявлено, что уровень текучести кадров в Красноярском РФ АО «Россельхозбанк» имеет возрастающую тенденцию и за последние годы характеризуется весьма высокими показателями. Наиболее интенсивный процесс текучести кадров приходится на производственный персонал: менеджеры, экономисты, операционисты в возрасте от 27 до 36 лет. Так, на конец четвертого квартала 2016 года данный показатель составил 39%, что выше в среднем на 6% по сравнению с предыдущим периодом.

Уровень экономических потерь, вызванных текучестью кадров в АО «Россельхозбанк», представлен в таблице 2.1 [4].

Таблица 2.1 - Экономические потери, вызванные текучестью кадров

Показатель

Расчет, руб.

Потери, вызванные перерывами в работе

Ппер=29238*5*21=3069990

Потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников

По=5000*0,918/0,91=5044

Затраты по проведению набора персонала

Зн/тек=2500*49/0,91=134615

Итого:

3209650

Таким образом, экономические потери, вызванные текучестью кадров, составили 3210 тыс. руб.

С целью выявления причин текучести персонала в филиале было проведено анкетирование с увольняющимися сотрудниками, которое включало 10 вопросов . Участие приняло 20 уволившихся сотрудников из отделов по работе с малым и микро - бизнесом, залогового обеспечения, ОСКП, рисков и операционного отдела за четвертый квартал 2016 года. Базовый блок вопросов был ориентирован на выявление потребностей и определение степени удовлетворенности сотрудников условиями работы в филиале.