Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций(Особенности кадровой стратегии кредитных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Значение стратегического управления резко возросло в последние десятилетия. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутренних процессах, но и вырабатывать стратегию в долгосрочной перспективе, которая позволяла бы своевременно реагировать на изменения, происходящие в их внешнем окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности ее внутренних процессов. Сейчас же исключительно важным становится осуществление такого управления, которое направлено на адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса [1]. Изменение роли человеческих ресурсов как основополагающий фактор наряду с другими факторами (экономическими, финансовыми, имиджевыми и т.п.) привело к резкому возрастанию значения стратегического управления.

В современных условиях рыночных отношений человеческий ресурс как основной показатель конкурентоспособности российского предприятия является главным стратегическим фактором, представляющий собой совокупность потенциала (знаний, компетенций, опыта и интеллекта) и определяющий будущее развитие организации. Управление человеческими ресурсами, чьи возможности безграничны (тогда как другие ресурсы - ограничены), является внутренней компетенцией фирмы, обеспечивающей лидерские позиции и успех в возрастающей конкурентной борьбе. Именно людские ресурсы, способные к постоянному самосовершенствованию и развитию, оказывают непосредственное влияние на стоимость фирмы, ее капитализацию, создают тот организационный климат, который повышает уровень производительности, качество продукции и результативность бизнес-процессов в компании. Таким образом, наблюдается взаимосвязь между стратегией управления человеческими ресурсами и эффективностью деятельности организации.

Вопрос взаимосвязи управления человеческими ресурсами с результатами деятельности бизнес-организаций начал изучаться и исследоваться в 80-е годы ХХ века. Наиболее логично связать этот факт с произошедшими в 1980-х годах изменениями в практике менеджмента и управления человеческими ресурсами. Одним из основных направлений этих изменений стало развитие стратегического подхода в управлении организацией и соответственно стратегического управления человеческими ресурсами. Выдвинутые гипотезы относительно положительной корреляции между показателями результативности УЧР и результатами деятельности бизнес-организаций базировались на предположении о том, что эффективное использование человеческих ресурсов является одним из самых мощных фундаментов конкурентного преимущества и позволяет достигать стратегических организационных целей [26].


Одним из ключевых секторов экономики России являются банки и финансовые учреждения, играющие значимую роль в развитии экономики страны.

Управлению человеческими ресурсами в банковской сфере уделяется немаловажное внимание. Однако ряд таких проблем затрудняет в работе развитие данной направленности: отсутствие соответствия статуса HR- службы в структуре банка и функций и задач на нее возложенных, структура затрат по УЧР по остаточному принципу и другие [17]. Наличие данных проблем в том числе может быть связано и с отсутствием эмпирических доказательств исследования о важности стратегического УЧР в банке, оценку его влияния на показатели HR-системы и результаты деятельности организаций в целом, а также с отсутствием подтверждений того, какие именно HR-функции представляют наибольшую важность и значимость в системе управления человеческими ресурсами банков, работающих на российском рынке.

Таким образом, исследование важности стратегии УЧР в банковской сфере, взаимосвязи стратегии УЧР с результативностью деятельности банков на российском рынке является актуальным в настоящее время и представляет как с научной, так и с практической точки зрения интерес.

Объектом исследования является АО «Россельхозбанк»

Предметом исследования являются возможности практического применения рекомендаций по совершенствованию HR-стратегии российских банков.

Целью исследования является совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами российских банков (на примере АО «Россельхозбанк») с учетом международного опыта.

Задачи исследования:

  1. Описать теоретические предпосылки совершенствования HR- стратегии, включая обзор отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме;
  2. Систематизировать основные показатели, которые позволяют оценивать эффективность стратегии системы УЧР и ее влияние на результативность деятельности российских и международных банков;
  3. Разработать рекомендации по совершенствованию HR-стратегии российских банков с учетом международного опыта, определить возможности их практического применения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Особенности кадровой стратегии кредитных организаций


1.1.Значение кадровых стратегий в банковском секторе

В современных условиях стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе. Это ориентирует организации гибко реагировать на запросы потребителей, осуществлять своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации достигать своих целей в долгосрочной перспективе [4]. При этом люди являются ключевым ресурсом организации, эффективность деятельности которой во многом зависит от них.

Как упоминалось ранее, «управление человеческими ресурсами» - понятие комплексное и наряду со стратегией включает в себя и совокупность других взаимосвязанных между собой элементов: функции и службу УЧР, кадровую политику, систему мотивации и поощрения персонала, показатели эффективности и результативности и т.д. На сегодняшний день общего определения понятия «управление человеческими ресурсами» не существует, и каждый автор выстраивает свой подход к определению данного понятия, выделяя значимость тех или иных элементов. Так ряд авторов рассматривают понятие УЧР как набор функций, которые представляют своего рода технологии, используемые для управления людьми в организации [26]. Однако системный подход в менеджменте трактует понятие УЧР как систему, представляющая собой совокупность:

  • взаимосвязанных и взаимодействующих между собой частей организации, которые представляют собой целостность;
  • подсистем, которые включают набор функций, направленных наУЧР;
  • совместных целенаправленных действий по управлению человеческими ресурсами [9].

Таким образом, функции являются основополагающим элементом системы УЧР, включающие в себя планирование, организацию, набор и отбор персонала, адаптацию, развитие, обучение и оценку персонала, мотивацию и стимулирование и др. Однако в современном мире управление человеческими ресурсами, будучи ключевым ресурсом организации, во многом определяющим результаты ее деятельности, должно не только ограничиваться выполнением комплекса традиционных взаимосвязанных между собой функций. Задача менеджмента все больше сводится к познанию личности и развитию мышления персонала в рамках стратегических концепций: целенаправленность, анализ комплексных задач, принятие решений в условиях ограниченных ресурсов (информации), управление рисками, стратегическое планирование и реализация бизнес-стратегии. Сотрудник и его инициатива должны быть в центре внимания корпоративного и стратегического управления [26].


Другими важными элементами HR-системы являются субъекты и объекты. В роли субъектов выступают ключевые участники процесса, направленного на реализацию функций и достижения стратегических целей управления человеческими ресурсами компании: топ-менеджмент организации, линейные менеджеры по персоналу, HR-служба, а также руководители подразделений, которые реализуют HR-функции относительно непосредственно своих подчиненных. Следовательно, объектами HR-системы являются сотрудники либо конкретный работник подразделения [16].

Основной субъект системы УЧР - HR-служба, которая призванаисполнять набор различных функций и ролей в организации, в зависимостиот основной и стратегической цели, особенностей и специфики

деятельности системы УЧР, а также численности персонала компании. В теории УЧР выделяют основные роли HR-службы в зависимости от сущности исполняемых задач и функций и направленности на цели сотрудников или бизнеса (матрица Д. Ульриха):

  • административного эксперта,
  • защитника интересов работников,
  • стратегического партнера,
  • агента изменений [32].

Важно заметить, если роль административного эксперта и защитника интересов работников носят однообразный консервативный характер, то роль стратегического партнера и агента изменений являются более насыщенными по содержанию и имеют стратегически ориентированный подход к УЧР.

Благодаря развитию стратегического подхода к менеджменту HR- система стала носить более значимый характер и рассматриваться как комплекс целенаправленных в организации действий или функций по управлению человеческими ресурсами [18]. В процессе исследования HR- системы объектом анализа стали выступать не только функции, но и оценка их влияния на достижение таких важных для HR-целей, как создание состава персонала из высококвалифицированных сотрудников, увеличение степени приверженности работников и др., которые, в свою очередь, обеспечивают конкурентоспособность организации и положительные результаты функционирования. В то же время HR-система стала ориентироваться на исполнение новых функций: разработка HR-стратегии, разработка программ по управлению карьерой сотрудников, трудовыми отношениями (в том числе организационной культурой, социальными коммуникациями, регулированием трудовых споров).

Таким образом, в пределах стратегического подхода HR-системапредставляет собой систему взаимодополняющих и взаимовлияющих другна друга HR-функций, ориентированных на реализацию HR-стратегии иразработанной, формально утвержденной, общей стратегии [27]. Таким образом, в качестве основной характеристики HR-система приобретает ориентацию на стратегические цели компании. Данное определение HR- системы будет являться ключевым в процессе проведения диссертационного исследования, в наибольшей степени соответствующее заявленным во введении цели и задачам.


В последние годы на HR-систему оказали большое влияние произошедшие изменения в информационных технологиях. Большую популярность в HR-системе компаний набирает использование информационных технологий. Основываясь на результатах ранее проведенных исследований, компании больших масштабов внедряют информационные технологии с целью автоматизации HR-функций, в основном в процессе набора и отбора кандидатов [31]. Данная функция HR-системы приобретает важность в работах по изучению HR-стратегии в бизнес компаниях. Такие информационные технологии, автоматизирующие HR-функции, приобрели название электронных HR-систем. Такие системы используются для сбора, хранения и анализа данных о человеческих ресурсах предприятия. При этом понятие «электронных систем УЧР» не ограничивается программным обеспечением, оно включает политику, процедуры, сотрудников, которые необходимы для работы этих систем [30].

В настоящее время в зарубежной литературе по управлению человеческими ресурсами большое внимание уделяется также изучению гибкости HR-системы. Появление данного термина и интерес к его исследованию связаны с высокой динамикой внешней среды, которая требует быстрой реакции и адаптивности к ее изменениям от системы управления организацией, в том числе и от системы УЧР. Впервые измерение гибкости системы УЧР на базе анализа таких показателей, как гибкость навыков, поведенческая гибкость персонала и гибкость функций

УЧР было предложено зарубежными исследователями в 1990-х годах.

Впоследствии, список показателей, характеризующих гибкость HR- системы был расширен. Помимо интереса к изучению гибкости системы УЧР, растет число публикаций, посвященных инновационности HR- системы [26].

На основе проведенного анализа было выявлено, что в настоящее время при изучении и анализе HR-системы организаций, исследования направлены не только на изучение HR-функций, но также на анализ ориентации HR-системы на стратегические цели, автоматизацию HR- функций, гибкость и инновационность HR-системы. Таким образом, определив область исследования, актуальной задачей выступает анализ особенностей управления человеческими ресурсами в российском и зарубежном банковском секторе.