Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Проблемы обеспечения муниципальных структур управления квалифицированными кадрами ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень зарегистрированной безработицы имеет тенденцию к снижению. Дефицит квалифицированных кадров отмечается по таким рабочим профессиям как машинисты, слесари, электрогазосварщики и другие, а также по медицинским и педагогическим специальностям

Возрастная структура населения города Минусинска имеет регрессивный характер: в общей численности населения сокращается доля лиц трудоспособ­ного возраста и увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста.

В муниципальном образовании город Минусинск численность населения в трудоспособном возрасте составляет 56,5% от общего числа жителей, моложе трудоспособного –18,0%, старше трудоспособного -25,5 %. Тенденция уменьшения численности населения города остается устойчивой на протяжении последних нескольких лет и отражает общую для региона динамику сокращения продолжительности жизни населения и отрицательного естественного воспроизводства.

Сложившаяся демографическая ситуация в городе остается крайне сложной, несмотря на повышение уровня рождаемости на протяжении нескольких последних лет, остаётся высоким уровень смертности населения, что в ближайшем времени может привести к возникновению проблем с формированием трудовых ресурсов. Старение населения может способствовать возникновению не только дефицита рабочей силы, но и росту нагрузки на систему здравоохранения и социальной защиты населения.

Анализ возрастной структуры указывает на “старение” населения города, что вероятнее всего приведет в будущем к увеличению нагрузки по обеспече­нию лиц пожилых возрастов.

По прогнозным оценкам, вследствие демографических процессов и изменения возрастной структуры населения к 2020 году будет отмечаться увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, численность трудоспособного населения г. Минусинска может сократиться до 54 % от всего населения города.

Прогнозируемые негативные тенденции изменения трудовых ресурсов и занятости:

усиление структурной диспропорции на рынке труда, связанной с нарастающим дефицитом кадров определенных квалификаций и профессий, в первую очередь - рабочих и инженерных;

дефицит лиц с квалификациями и компетенциями, необходимыми для экономики города, в том числе вследствие оттока из города в территории с более высоким уровнем жизни и привлекательными условиями трудовой деятельности инновационно ориентированной молодежи и высококвалифицированных специалистов.

Существенное влияние на ситуацию на рынке труда также оказывает территориальная специфика г. Минусинска – близкое расположение (24 км.) к г. Абакану, столице республики Хакасия, что увеличивает возможности трудоустройства за пределами постоянного места проживания.


В настоящее время Минусинск является самым крупным промышленным центром юга Красноярского края. Хозяйственный комплекс муниципального образования – это все предприятия, организации, предпринимательские структуры, объекты социально-культурного назначения, общественные и политические организации, структуры некоммерческого сектора, находящиеся на территории данного муниципального образования.

Ведущими предприятиями города являются предприятия пищевой промышленности, основой которых являются сплоченные коллективы, заинтересованные в выпуске качественной конкурентоспособной продукции.

Преобладающей формой собственности организаций являлась частная, доля которой в целом по городу составила 78,7 % от их общего количества. Промышленность играет существенную роль в экономике города, от ее разви­тия зависит наполняемость бюджета и решение многих социальных проблем.

Ведущей отраслью промышленности является пищевая, с тенденцией роста ее доли в структуре производства.

Сельское хозяйство города Минусинска представляют: крестьянские фер­мерские хозяйства, индивидуальные хозяйства населения и подсобные хозяй­ства организаций:

Ведущее место в торговле занимает негосударственный сектор, в том числе малый бизнес.

Малый бизнес является неотъемлемой частью современной рыночной системы хозяйствования. В благоприятных условиях городской среды для предпринимательства и его поддержки со стороны властей это хороший катализатор экономического роста для города. А также «запасной вариант» для сохранения рынков труда в кризисных ситуациях и возможность для активных горожан реализовать свои способности, в том числе расширение спектра товаров и услуг, которые получают горожане и социальная реабилитация незащищенных групп населения.

Наряду со всеми возрастает социальная и экономическая роль субъектов малого бизнеса.

Развитие малого и среднего предпринимательства в городе представляется социально - экономическим приоритетом, который может быть выбран в качестве одного из ключевых факторов, определяющих уровень социально-экономического развития города и формирования благоприятного хозяйственного климата.

Взаимодействие муниципального образования город Минусинск с окружающими территориями осуществляется в режиме межмуниципального сотрудничества, который определён необходимостью решения задач в соответствии с Законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» целиком или частично отнесенным к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.


Это вопросы в области:

- развития среднего и малого предпринимательства, поддержки мелких производителей сельскохозяйственной продукции и т.д.

- градорегулирования и землепользования;

- организации транспортного обслуживания населения;

- социальной сферы - здравоохранения, спорта, образования, молодёжной политики и культуры;

- охраны окружающей среды и природопользование.

Систему управления муниципального образования город Минусинск составляют:

- Глава города;

- представительный орган местного самоуправления города – Минусинский городской Совет депутатов;

- исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города - администрация города Минусинска;

- контрольно-счетный орган - контрольно-счетная комиссия.

2.2 Реализация кадровой политики в муниципальном образовании город Минусинск

Укомплектованность высококвалифицированными кадрами органов местного самоуправления, отраслей экономики и социальной сферы города, создание кадрового резерва для города – первостепенная проблема города Минусинска.

Одним из оснований разработки и принятия долгосрочной целевой программы «Кадры города Минусинска» в первую очередь послужила демографическая ситуация в городе.

Ситуация практически одинаковая во всех отраслях: многие работающие граждане достигли пенсионного возраста, недостаточное количество молодых квалифицированных специалистов, отток молодежи в большие города и трудоустройство в частные структуры. Среднегодовая численность постоянного населения города Минусинска с каждым годом уменьшается за счет миграции населения, а так же уменьшается количество граждан города в трудоспособном возрасте.

Вторым основанием послужил анализ рынка труда города Минусинска.

Численность работающих граждан во всех отраслях экономики и социальной сферы города составляет 73% от численности трудоспособного населения, а так же с каждым годом возрастает численность безработных, официально зарегистрированных в службе занятости города.

С каждым годом все больше и больше уменьшается потребность в работниках, заявленных предприятиями и организациями города.

Анализ рынка труда выявил наиболее востребованные профессии в городе Минусинске, такие как: медицинские сестры, врачи всех направлений, учителя, воспитатели и помощники воспитателя, повара и официанты, водители, газоэлектросварщики, продавцы продовольственных и непродовольственных товаров, рабочие - станочники. В связи с этим необходимо создание комплексной рыночно ориентированной системы профессионально ориентированной работы для формирования структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.


Одним из главных направлений по работе с кадровым обеспечением города является работа по привлечению и закреплению молодых специалистов. Привлечение молодых специалистов и обеспечение их профессиональной адаптации в первую очередь обеспечит повышение качества возрастной структуры кадрового потенциала, а так же преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста высококвалифицированных кадров.

Работающая и учащаяся молодежь составляет потенциально активное население города, которое ежегодно пополняет рынок труда и от которого зависит общая ситуация с занятостью и кадровой потребностью. Сложность трудоустройства данной категории граждан обусловлена небольшим или вовсе отсутствием опыта, навыков и стажа работы, трудовой нестабильностью. Требования к работникам постоянно возрастают, и зачастую профессиональные характеристики выпускников учебного заведения не удовлетворяют тем запросам, которые предъявляет работодатель. В связи с этим невостребованные на рынке труда молодые специалисты либо пополняют ряды безработных граждан, в связи с чем приходится заниматься актуализацией их профессиональных качеств, либо вовсе уезжают в другие регионы в поиске подходящей работы.

В настоящее время одним из инструментов реализации данной кадровой программы является формирование резерва именно управленческих кадров. Наличие подготовленных и высококвалифицированных управленцев является основным условием развития муниципальной службы, системы управления, социальных услуг и экономики города в целом.

Кадровая политика города направлена на плановое обеспечение органов местного самоуправления, подведомственных учреждений администрации города Минусинска и отраслей социальной сферы квалифицированными кадрами. Для достижения этой цели совершенствуется механизм управления кадровым потенциалом, сочетающий в себе методы использования современных информационных, организационных, политических и социальных технологий, повышается эффективность управленческих решений.

Деятельность по вопросам обеспечения высококвалифицированными кадрами муниципальное образование город Минусинск в основном строится на принципах последовательности и системности. Постановлением Главы города утверждено Положение о резерве кадров на руководящие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, в котором определены основные процедуры организации работы с резервом кадров и кадровой политики в целом. Сформирована база кандидатов, претендующих на руководящие должности муниципальной службы. Назначение специалистов разных уровней на должности муниципальной службы так же решается в соответствии с кадровым реестром.


Резерв руководящих кадров муниципальной службы в органах местного самоуправления на замещение вакантных должностей формируется конкурсной комиссией. Кадровый реестр включает в себя 20 должностей муниципальной службы.

В настоящее время сформирован резерв руководящих кадров, в котором значится 12 кандидатур из числа перспективных сотрудников, имеющих достаточную профессиональную и образовательную подготовку, способных по своим психологическим и моральным качествам к замещению руководящих должностей.

Основной проблемой в организации муниципальной службы, а значит и в кадровой работе в целом является профессионализм работников. Из этого следует, что основное внимание в большей степени должно быть направлено на повышение их профессионального уровня, мотивации к труду у муниципальных служащих, а значит нужно создать необходимые благоприятные условия для повышения квалификации работников (подготовка, переподготовка в ВУЗах, стажировка, обеспечение необходимой литературой, оснащение специальными компьютерными программами, информационно-справочными системами).

Проведенный анализ кадрового состава муниципальных служащих администрации города Минусинска, органов местного самоуправления подведомственных администрации города Минусинска показал, что из общего числа муниципальных служащих основную часть составляют женщины. Что касается возраста и стажа работы, то основная часть работающих от 30 до 40 лет со стажем работы более 10 лет.

То есть, в основном муниципальные служащие находятся в работоспособном возрасте. Сочетается опыт и молодость. Это говорит о стабильности кадрового состава и наличии профессионального ядра.

Что касается образования, то более 90 % работников имеют высшее образование. В основном это экономическое и юридическое образование, и менее 1 % образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». Однако около 10 % муниципальных служащих имеют среднее образование, что противоречит тем квалификационным требованиям, которые предъявляются к муниципальным должностям.

Реализация данной программы даст возможность в полном объеме сформировать корпус руководителей и специалистов, способных к управлению в новых, современных условиях деятельности, профессионально подготовленных, владеющих современными технологиями, включая информационные технологии, освоивших методы успешного хозяйствования в условиях рыночной экономики, умеющих быстро и качественно решать поставленные задачи, обладающих высоким общекультурным уровнем.