Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Проблемы обеспечения муниципальных структур управления квалифицированными кадрами ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Проблемы обеспечения муниципальных структур управления квалифицированными кадрами
1.2. Развитие кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления
2.1 Общая характеристика муниципального образования и ситуация на рынке труда
2.2 Реализация кадровой политики в муниципальном образовании город Минусинск
Основными целями разработки и внедрения данной программы являются формирование, эффективное использование и развитие кадрового потенциала города Минусинска.
Основными задачами программы являются:
1. Обеспечение постоянного воспроизводства квалифицированных кадров органов местного самоуправления, отраслей экономики и социальной сферы.
2. Привлечение и адаптация молодых специалистов, обеспечение их профессиональным уровнем знаний.
3.Создание оптимальных условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, профессионального развития работников органов местного самоуправления и социальной сферы.
4.Создание благоприятных условий для труда, развития и реализации интеллектуальных и творческих возможностей кадров г. Минусинска.
5. Создание и постоянное обновление резерва управленческих кадров в Администрации города Минусинска, органов местного самоуправления подведомственных администрации города.
Основной механизм реализации Программы основан:
- на создании оптимальной, четко выстроенной системы финансово-экономических, организационных, социально-бытовых, моральных и нравственных предпосылок, обеспечивающих привлекательность труда в отраслях экономики и социальной сферы города Минусинска;
- на организации работы по профессиональной ориентации молодежи и населения в целом; на проведение опережающих действий, направленных на ориентацию школьников при выборе профессий, являющихся востребованными на рынке труда;
- на проведении мониторинга профессиональных предпочтений одаренных детей города в период их обучения;
- на определении целевой группы старшеклассников из числа одаренных детей, намеренных продолжить обучение в вузах по специальностям, востребованным на рынке труда г. Минусинска, и их индивидуальное сопровождение на весь период обучения в 10-11 классах с целью дальнейшей профессиональной ориентации;
- на целевом направлении одаренных детей для обучения в вузах, по специальностям, востребованным на рынке труда г. Минусинска, заключении трехсторонних договоров между администрацией города, вузом и абитуриентом о предоставлении целевых мест на обучение и дальнейшем трудоустройстве в городе Минусинске;
- на формировании банка данных о выпускниках школ, обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, установлении связей с учебными заведениями, родителями выпускников по вопросу их трудоустройства в г. Минусинске;
- на формировании банка данных о работниках, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от производства;
- на организации информационной деятельности в средствах массовой информации, на сайте муниципального образования город Минусинск о потребности в работниках, заявленных предприятиями в службу занятости, о проведении центром занятости ярмарок вакансий;
- на выявлении наиболее подготовленных и грамотных специалистов, создании для них условий работы и профессионального роста;
- на предоставлении места в детском образовательном учреждении ребенку дошкольного возраста из семьи молодого специалиста;
- на предоставлении социальных выплат молодым специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, на оплату договоров найма жилых помещений в жилищном фонде коммерческого использования;
- на предоставлении жилых помещений из специализированного фонда молодым специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, образования, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору найма специализированного жилого помещения.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий данной Программы осуществляется за счет средств из городского бюджета муниципального образования.
Среди специалистов здравоохранения, сферы жилищно-коммунального хозяйства и образования поводятся конкурсы так называемого "профессионального мастерства". Эти конкурсы направлены на публичное представления достижений специалистов, повышения престижа профессии, стимулирования наиболее подготовленных и грамотных специалистов, создания для них необходимых условий работы, профессионального и карьерного роста.
Конкурсы профессионального мастерства проводятся каждый год среди специалистов, работающих в муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории города Минусинска. Сроки и условия проведения конкурсов, а так же критерии определения победителей каждая из отраслей разрабатывает самостоятельно. Финансирование расходов, связанных с проведением таких конкурсов и награждением победителей так же осуществляется за счет средств из городского бюджета, предусмотренных на эти цели.
Мерами по привлечению и стимулированию молодых специалистов для работы в муниципальных учреждениях города Минусинска является оказание им материальной помощи в виде выплаты единовременного пособия. Такие выплаты производятся поэтапно на протяжении 3 лет со дня приема на работу. Основным условием для выделения финансирования и выплаты единовременного пособия является заключение с молодым специалистом муниципального учреждения трудового договора, предусматривающего обязательный срок отработки по специальности в муниципальном учреждении города Минусинска не менее пяти лет.
Подведомственные администрации города Минусинска учреждения, по письменному заявлению молодого специалиста, а так же по согласованию с заместителем Главы администрации по социальным вопросам, оформляют заявку на выделение денежных средств. Но в случае увольнения молодого специалиста по собственному желанию или за виновные действия до истечения пяти лет работы в муниципальном учреждении, молодой специалист обязан возвратить в городской бюджет, полученное им единовременное пособие.
Конечными результатами реализации данной Программы является:
- обеспечение воспроизводства профессиональных кадров органов местного самоуправления и социальной сферы до максимального уровня от потребностей;
- полная укомплектованность муниципальных учреждений квалифицированными кадрами;
- общее снижение среднего возраста высококвалифицированных специалистов, за счет привлечения в органы местного самоуправления и социальную сферу молодых специалистов;
- увеличение доли специалистов со стажем работы до пяти лет;
- максимальное закрепление молодых специалистов от числа прибывших;
- повышения уровня профессиональной компетентности руководящих работников;
- формирование качественного, действенного резерва для замещения работников органов местного самоуправления высококвалифицированных специалистов.
Совершенствование системы работы с кадрами позволит обеспечить полный учет руководителей, специалистов, работников органов местного самоуправления, отраслей экономики и социальной сферы, а формирование резерва для замещения вакантных руководящих должностей, входящих в кадровый реестр, комплектование органов местного самоуправления высококвалифицированными кадрами.
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основное содержание кадровой политики не должно ограничивается только наймом на работу новых сотрудников, а касаться принципиально новых позиций в отношении подготовки, повышении квалификации и развития персонала, обеспечения тесного взаимодействия работника и организации. Кадровая политика с одной стороны связана с выбором наиболее приоритетных задач, рассчитанных на дальнейшую перспективу, с другой - ориентирована на оперативное и качественное решение текущих кадровых вопросов. Между ними должна быть такая прочная взаимосвязь, которая бывает обычно только между стратегией развития и тактикой достижения поставленных целей.
В последние годы замечено активное снижения привлекательности и престижности муниципальной службы как для специалистов, уже имеющих опыт и стаж муниципальной службы, так и для молодых специалистов. Наиболее подготовленные работники уходят из муниципальных органов в различные негосударственные и коммерческие структуры. Повышение привлекательности данного вида деятельности, в первую очередь, связано с социальным, в том числе материальным, обеспечением муниципальных служащих, низкая заработная плата и уровень стимулирования которых далеко не соответствует трудовым затратам.
Смысл всей кадровой политики в системе государственного и муниципального управления сводится к привлечению, закреплению и рациональному использованию на государственной и муниципальной службе подготовленных высококвалифицированных специалистов, в создании для них оптимальных условий для реализации им своего профессионального и личностного потенциала для успешного выполнения всех должностных обязанностей и обеспечения на этой основе эффективного функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.
При реализации кадровой политики появляются вопросы, связанные с формированием кадрового резерва в органах местного самоуправления. Эффективная работа в выбранном направлении зависит от наличия необходимых высококвалифицированных служащих в необходимое время на правильно выбранных должностях, а игнорирование работы в этом направлении способно спровоцировать очень серьезные проблемы в самое короткие сроки. К сожалению, на сегодняшний день во многих муниципальных образованиях определение потребности в персонале – одна из самых малоизученных и проработанных сторон. Точно определить кадровую потребность муниципального образования сегодня могут лишь немногие структуры власти. Причина этому отсутствие четких методических предложений и научно обоснованных критериев по определению необходимой штатной численности персонала в муниципальных органах власти.
Следовательно назревает вопрос о качестве и умении проводимой работы по отбору кадров и формированию кадрового резерва.
Главная цель отбора кадров для работы в органах государственной власти и местного самоуправления состоит в том, чтобы отобрать такого претендента на должность который был бы в состоянии наиболее эффективным способом достичь запланированного управленческой структурой результата.
На государственном уровне формирование кадрового резерва регулируется Указом Президента РФ от 25.08.2008 № 1252 «О комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров», на уровне субъекта - Указом Губернатора Красноярского края от 01.11.2008 № 186-уг «О комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров».
В администрации города Минусинска разработано и утверждено Положение о резерве кадров на муниципальные должности муниципальной службы и создана комиссия по формированию резерва кадров. Важно, чтобы формирование резерва проводилось строго в соответствии с законодательством.
Как показали проведенные исследования, при реализации кадровой политики во многих муниципальных образованиях возникают следующие проблемы:
- выдвижение работников по принципам личной преданности;
- неправильность проведения конкурсов на замещение вакантных должностей;
- субъективизм при оценке деловых и личностных качеств работника.
Еще одной немаловажной проблемой является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих. До настоящего времени не выработаны общие подходы к единому процессу подготовки муниципальных кадров. Зачастую в органах местного самоуправления не проработана система повышения квалификации и переподготовки, а главное, в местных бюджетах не заложены средства на эти цели.
С целью эффективного использования кадровых ресурсов необходима выработка стратегии работы с кадрами с целью создания не только благоприятных условий труда, но и обеспечения возможности продвижения по службе.
Проблемы реализации кадровой политики также могут быть обусловлены рутинной работой службы кадров. Анализ показывает, что зачастую она сводится лишь к текущему документационному обеспечению кадровой деятельности. Огромный объем работы не позволяет своевременно отследить изменения действующего законодательства, что может привести к ошибкам в оформлении кадровой документации.
Так, например, в администрации города Минусинска вся кадровая работа ведется одним специалистом в отделе, на которого возложены обязанности кадрового сопровождения не только штатных сотрудников администрации города Минусинска, но и руководителей органов местного самоуправления, подотчетных администрации города Минусинска и руководителей муниципальных учреждений. Помимо этого необходимо проводить весь комплекс мероприятий, направленный на реализацию кадровой политики в муниципальном образовании город Минусинск.
Данный объем работы не позволяет максимально эффективно реализовывать кадровую политику, разрабатывать программы развития, переподготовки, адаптации персонала и др.
Поэтому считаем необходимым внедрение программного продукта «Электронное сопровождение кадровика» (Приложение 1), которая предназначена для ежедневного сопровождения кадровой службы с целью минимизации временных затрат на повседневную деятельность и исключении ошибок при выполнении работы по сопровождению кадров.