Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Нотариат в правовой системе РоссииФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы моей работы определяется тем, что на сегодняшний день нотариат является одним из важнейших и традиционных составной правовой системы нашего государства. Именно нотариат обеспечивает право граждан, закрепленное в Конституции Российской Федерации на получение квалифицированной юридической помощи, на защиту прав и законных интересов от имени государства. Таким образом, государственные органы власти обладают полномочиями контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Урегулирование полномочий государственных органов по надзору предполагает эффективную координацию деятельности как контролирующих органов, так и нотариата.

Целью моей дипломной работы является исследование правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Для достижения указанной цели считаю необходимым рассмотрение следующих вопросов:

1. Определить место нотариата и органов, совершающих нотариальные действия в правовой системе России;

2. Рассмотреть нотариальные действия в качестве объекта контроля и надзора;

определить особенности нотариальных функций;

3. Раскрыть механизм контроля нотариального самоуправления за нотариальной деятельностью;

4. Рассмотреть формы контроля за деятельностью нотариусов;

5. Проанализировать полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности;

6. Выявить коллизии полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся при осуществлении контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Предмет исследования - правовое регулирование осуществления контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Методологическая основа исследования представлена такими научными способами познания, как сравнительно-правовым, системно-структурным, логическим, аналитическим, статистическим методами.

Нормативную основу исследования данной работы составило действующее российское законодательство в области регулирования контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Следует отметить, что научная разработанность вопросов правового регулирования контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности недостаточна исследована и разработана. Научные труды посвящены в основном общим положениям организации нотариата.


Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных и нормативных источников.

В первой главе "Нотариат в правовой системе России" мною рассматривается место нотариата в правовой системе России, его роль, определяется правовой статус нотариата в качестве объекта контроля и надзора, раскрываются особенности функций нотариальной деятельности, описывается порядок нотариального самоуправления.

Во второй главе "Формы контроля за деятельностью нотариусов" исследованы и раскрыты процедуры осуществления различных форм контроля за деятельностью нотариусов.

В третьей главе "Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности" выявлены проблемы в разграничении и реализации полномочий между федеральным и региональным уровнем органов государственной власти по вопросам контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности, выявлены различные коллизии полномочий органов, контролирующих деятельности нотариусов, разработаны направления по совершенствованию российского законодательства.

В заключении сделаны выводы и внесены предложения по внесению изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Положение о Федеральной регистрационной службы по субъектам Российской Федерации.

__________________

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (по сост. на 30.05.07) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

Глава 1. Нотариат в правовой системе России

Вопрос о месте нотариата в правовой системе Российской Федерации в целом и в системе гражданской юрисдикции весьма актуален. Здесь высказываются самые различные мнения. Для понимания данного вопроса важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или нотариат, действующий как объединение нотариусов в качестве лиц либеральной профессии) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности. Нотариат является частью, особым образом действующей, государственной системы. В современной России место нотариата определяется как орган, наделенный публичной властью и входящий в систему гражданской юрисдикции. Как отмечает И.В. Решетникова: "Под гражданской юрисдикцией понимается деятельность всех органов, которые наделены полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота". При этом необходимо подчеркнуть, что признаком органов гражданской юрисдикции является то положение, что их деятельность происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.


Н.Б. Зейдер отмечает, что "обоснование необходимости и целесообразности сохранения нотариуса именно в системе гражданской юрисдикции позитивно, поскольку тем самым отделяется обычная гражданско-правовая процедура от системы нотариального производства.

_________________

3.Решетникова И.В. О понятии гражданской юрисдикции и месте нотариата в ее системе / И.В. Решетникова, В.В. Ярков. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. - 31 с.

4.Зейдер Н.Б. Место нотариата среди органов гражданской юрисдикции / Н.Б. Зейдер // Нотариальный вестник. - 2012. - № 7. С.21.

Конечно, нотариальное производство не сводимо к гражданскому или арбитражному процессу, да в этом и нет необходимости, однако достаточно большое число общих признаков связывают гражданское и нотариальное производство, подчеркивают качественное отличие нотариального производства от гражданско-правовых процедур, используемых в рамках взаимодействия участников гражданского оборота.

Спорная часть гражданской юрисдикции осуществляется в основном судами, а значительная часть органов бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющих удостоверительные, правореализационные и регистрационные полномочия (нотариат, система принудительного исполнения, органы регистрации актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество, юридических лиц, общественных объединений), - в рамках органов юстиции. Поэтому вполне логично и правомерно относить нотариат к ведению органов юстиции, которые осуществляют организацию деятельности значительной части органов бесспорной юрисдикции. Другое дело, что формы и порядок такой организации зависят от целого ряда различных обстоятельств, конкретных политико-правовых решений, способов регистрационно-удостоверительной деятельности. Так, формы воздействия органов юстиции на государственный нотариат совершенно иные, нежели на нотариусов, работающих вне рамок государственной службы".

Нотариат разделяют на государственный и внебюджетный (частный). Также выделяют органы, совершающие нотариальные действия - органы местного самоуправления (в случае отсутствия в местности нотариальной конторы) и консульские учреждения, действующие за рубежом. Соотношение частного нотариата с государственным нотариатом не сопоставимо.

__________________

5. Ярков В.В. Место нотариата в правовой системе России и среди органов гражданской юрисдикции / В.В. Ярков // Нотариальный вестник. - 2012. - № 7. - С.14-17

6. Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее / И.Г. Черемных // Нотариальный вестник. - 2013. - №8. - 97с.


Во многих субъектах Российской Федерации количество государственных нотариальных контор незначительно, а в некоторых и вовсе отсутствуют. Необходимость корректировки контроля, прежде всего, частных нотариальных контор, который осуществляют нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, возникает непосредственно с развитием деятельности частных нотариальных контор по принципам латинского нотариата.

В настоящее время необходимо, чтобы органы юстиции, налоговой службы и суда систематический контролировали нотариальные действия как государственных так и частных нотариусов.

Контроль за деятельность нотариусов как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:

1. между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда - необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

4. в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения".

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля – надзор должен заключаться в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности". Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

Цели контроля в сфере нотариата носят неоднородный характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов.

"Во-первых, необходимость осуществления контроля за профессиональной деятельностью является необходимым элементом любой публично-правовой и частноправовой организации.


Во-вторых, специфика контроля в нотариальной сфере определяется особенностью нотариальных актов. Большинство из них не имеет ограничений времени действия, например, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока они не будут исполнены, либо не будет заключена новая сделка, или наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству. Ограничение по времени действия имеют, например, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до 3 лет с момента удостоверения. Поэтому ошибки в нотариально удостоверенных документах могут отозваться и проявиться спустя многие и многие годы.

__________________

7. Пиепу Ж. - Ф. Профессиональное нотариальное право / Ж. - Ф. Пиепу, Ж. Ягр. - М.: РАГС, 2011. - 99 с.

8. Репин В. Настольная книга нотариуса / В. Репин, Х. Фесслер. - М.: Бек, 2014. - 133 с.

9. Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и правосудие / И.В. Москаленко // Закон. - 2015. - №11. - 22 с.

При этом многие ошибки, например в тексте нотариально удостоверенного завещания, практически неустранимы, если завещатель уже умер и речь идет о подтверждении прав наследников".

В законодательстве о нотариате предусмотрены следующие формы контроля за деятельностью нотариусов:

1.профессиональный контроль;

2.контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;

3.судебный контроль;

4.контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия;

Разумеется, каждый из видов контроля за нотариальной деятельностью имеет свои особенности. Эта особенность зависит от характера деятельности органа, осуществляющего контроль, от задач, стоящих перед ним, и осуществляемых полномочий. Например, задачей профессионального контроля является помощь нотариусам в применении законодательства, обеспечение ориентации на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов. Контроль, который осуществляется иными органами, носит эпизодический характер (исключение составляет налоговый контроль) и связан с конкретным гражданским либо уголовным делом, в котором ставится вопрос о правомерности действий нотариуса.

________________

10. . Галиева Р.Ф. Нотариальное право - охранительное право / Р.Ф. Галиева // Нотариус. - 2012. - № 5. - 18 с.