Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Нотариат в правовой системе РоссииФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения обозначенной проблемы необходимо дополнить ст.37 Основ законодательства РФ о нотариате абзацем следующего содержания:

Законами субъектов Российской Федерации может быть передано право совершения указанных в настоящей статье нотариальных действий должностным лицам органов местного самоуправления при условии передачи им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий.

Действительно, данное дополнение позволит не только устранить неточности и "двусмысленность" норм материального права, но и легализовать уже совершенные нотариальные действия должностными лицами органов местного самоуправления, которые итак имеют широкое распространение.

Помимо того, преимущество названного дополнения заключается и в том, что оно не потребует внесения изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания данной работы мною были сделаны следующие выводы:

Многие вопросы контроля и надзора нотариальной деятельности конкретно не урегулированы нормами Российского права, что приводит к спорам и разногласиям между контролирующими органами и нотариусами. Эти споры приводят к усложнению нормальной деятельности как самого нотариата, так и органов государственной власти и других органов, осуществляющих контроль и надзор за нотариальной деятельностью. Например, в части 3 статьи 12 Основ законодательства РФ о нотариате содержится понятия "орган юстиции", которое является неоднозначным, вызывает ряд споров среди как нотариусов, так и среди территориальных органов Министерства юстиции России. Я считаю, что для решения этой проблемы необходимо заменить "органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга" на "территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю в сфере нотариата". Для устранения двойственного толкования и эффективной реализации административной реформы часть 3 статьи 12 Основ законодательства РФ о нотариате следует изменить и изложить следующей редакции: Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере нотариата, или по поручению его территориальным органом на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.


Продолжая тему, необходимо обратить внимание на то, что нормы Положения о ФРС по субъектам РФ прямо нарушают действующее законодательство. Так, подпункт 11 пункта 6 устанавливает, что Управление ФРС по субъектам РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации, что прямо противоречит статье 7 Основ законодательства РФ о нотариате, которая относит это полномочие к ведению Министерства юстиции России. Для изменения сложившейся ситуации считаю необходимым внести следующие изменения: в Положении о ФРС по субъектам РФ подпункт 11 пункта 6, закрепляющие нормы, выходящие за пределы полномочий ФРС по субъектам РФ, следует исключить. Данные поправки урегулируют деятельность государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере нотариата.

Также не урегулирована ситуация с нотариальной деятельностью, которую фактически совершают органы местного самоуправления. Статья 37 Основ законодательства РФ о нотариате, закрепив полномочия должностных лиц органов исполнительной власти по совершению нотариальных действий, не конкретизировала уровень этих органов.

Проанализировав статью 1 Основ законодательства РФ о нотариате мы приходим к выводу, что указанные органы относятся к органам исполнительной власти субъекта РФ, поскольку в данной статье законодатель четко определил, что от имени Российской Федерации нотариальные действия совершают лишь нотариусы и должностные лица консульских учреждений Российской Федерации. Считаю, что для решение этого вопроса возможно двумя способами:

во-первых, включив соответствующие нормы в федеральный закон;

во-вторых, в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ - путем передачи законом субъекта РФ указанных полномочий органам местного самоуправления.

Для решения обозначенной проблемы необходимо внести дополнения в статью 37 Основ законодательства РФ о нотариате абзацем следующего содержания:

Законами субъектов Российской Федерации может быть передано право совершения указанных в настоящей статье нотариальных действий должностным лицам органов местного самоуправления при условии передачи им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий.

Сложившуюся проблему необходимо урегулировать данным способом, так как органы местного самоуправления фактически находятся вне контроля и надзора компетентных органов.

Много не разрешенных вопросов и в осуществлении налогового контроля. Обязанность нотариуса предоставлять сведения в налоговый орган содержалась в части 4 статьи 16 Основ законодательства РФ о нотариате, которая в настоящее время утратила силу в связи с отменой налога на наследуемое имущество (пункт 18 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая)) и отменой налога на доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев (пункт 18.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ (часть вторая)). Таким образом, возникла ситуация, что обязанность нотариуса упразднена, а ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение осталась. несомненно, данная коллизия порождает споры по данному вопросу, является препятствием эффективности нотариальной деятельности и деятельности налоговых органов. Существует необходимость урегулировать данную проблему путём упразднения части 4 статьи 17 Основ законодательства РФ о нотариате.


Предлагаемые изменения законодательства позволят нормализовать и повысить эффективность взаимодействия нотариата и органов, осуществляющих контроль и надзор за нотариальной деятельностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (по сост. на 30.05.07) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

3. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, принят ГД ФС РФ 23.10.2002 (по сост. на 02.06.2007) // Российская газета, № 220, 20.11.2002.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000 (по сост. на 04.06.2007) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст.3340. - далее Налоговый Кодекс РФ (часть вторая).

5. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (по сост. на 30.05.2007) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

6. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, принят ГД ФС РФ 22.11.2001 (по сост. на 03.06.2007) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.

7. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996 (по сост. на 05.06.2007) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.2954.

8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (по сост. на 07.06.2007) // Российская газета, № 206, 19.10.1999.

9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 (по сост. на 06.06.2007) // Российская газета, № 49, 13.03.1993.

10. Вопросы Федеральной регистрационной службы: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1315 (ред. от 21.05.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №42. - Ст.4110.

11. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 (в ред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 № 1522, от 16.03.2006 № 211, от 02.05.2006 № 451, от 21.09.2006 № 1036, от 20.03.2007 № 370, от 07.05.2007 № 585с) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].

12. Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и перечня Управлений министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2006 № 321 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].


13. Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 № 183 // Российская газета, № 277, 15.12.2004.

14. Об утверждении Положения о Ревизионной комиссии Федеральной нотариальной палаты: Решение собрания полномочных представителей нотариальных палат от 22.05.1999 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].

Литература

15. Алешина Т.Я. Нотариальные акты как форма реализации права /-2009.№7 с. 3

16. Т.Я. Алешина // Вопросы теории государства и права. - 2012. - №4. - 124 с.

17. Аргунов В.Н. Правовые основы нотариальной деятельности / В.Н. Аргунов. - М.: БЕК, 2004. - 480с.

18. Баранкова В.В. Нотариальная деятельность как правовая форма / В.В. Баранкова // Юстиция. - 2011. - Вып.31. - С.187-188.

19. Баранкова В.В. Нотариат и нотариальный процесс / В.В. Баранкова, В.В. Комаров // Юстиция. - 2015. - Вып.12. - 62 с.

20. Белякова М.В. Обобщение итогов проверок профессиональной деятельности нотариусов / М.В. Белякова // Нотариальный вестник. - 2010. - № 9. - 42 с.

21. Богатырёва Ю.В. Превентивная функция нотариата как форма реализации правовой политики / Ю.В. Богатырёва // Правовая политика и правовая жизнь. - 2013. - №2. - 102 с.

22. Васильева М.В. Нотариальное оформление документов для граждан и организаций / М.В. Васильева, У.С. Новопашина. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. - 220с.

23. Виноградова Р.И. Нотариат в вопросах и ответах / Р.И. Виноградова, Л.Ф. Лесницкая. - М.: Юридическая литература, 2014. - 87 с.

24. Воложина В.П. Правовые основы нотариальной деятельности / В.П. Воложина, И.В. Решетникова, В.В. Ярков. - М.: Бек, 2012. - 120 с.

25. Гаврюшина И. Нотариат и государство / И. Гаврюшина // Российская юстиция. - 2005. - №1. - 19 с.

26. Галиева Р.Ф. Нотариальное право - охранительное право / Р.Ф. Галиева // Нотариус. - 2012. - № 5. - 18 с.

27. Гусева Т. Нотариус как субъект налоговых правоотношений / Т. Гусева, В. Панкратов // Нотариальный вестник. - 2016. - №7. - 41 с.

28. Евдокимова Е. Непросто уволить нотариуса / Е. Евдокимова // Юстиция. - 2013. - № 3. - 79 с.

29. Ельцов Н.С. К вопросу определения границ нотариальных округов и количества должностей нотариусов в нотариальном округе / Н.С. Ельцов // Юстиция. - 2008. - №1. - С.82-83.

30. Жуйков В.М. Нотариат как институт предупредительного правосудия: единство и различие с судебными органами / В.М. Жуйков // Нотариальный вестник. - 2014. - №9. - 28 с.

31. Зацепина С.А. Нотариат в системе гражданской юрисдикции / С.А. Зацепина // Юристъ. - 2012. - №1. - 22 с.


32. Зейдер Н.Б. Место нотариата среди органов гражданской юрисдикции / Н.Б. Зейдер // Нотариальный вестник. - 2012. - № 7. С.21.

33. Зейдер Н.Б. Практика нотариальной деятельности в субъектах Российской Федерации // Бюллетень нормативных и информационных материалов (специальный выпуск). - 2014. - №3. - С.86 - 87.

34. Калиниченко Т. Доказательства в нотариальном процессе / Т. Калиниченко // Российская юстиция. - 2012. - №4. - 43 с.

35. Качур Н.Ф. Применение гражданского законодательства в нотариальной практике: Регистрация недвижимости, брачные договоры, наследование земельных участков, рента, исполнительная надпись / Н.Ф. Качур. - Красноярск: КГУ, 2012. - 99 с.

36. Клячин Е.Н. Настольная книга нотариуса: учебно-методическое пособие. / Е.Н. Клячин. - М.: Юриспруденция, 2013. - 57 с.

37. Ковалев Л. Нотариат и правоохранительные органы: аспекты деловых взаимоотношений / Л. Ковалев // Нотариальный вестник. - 2014. - №2. - 64 с.

38. Костенко Ю.Ф. Контроль и надзор в сфере нотариата / Ю.Ф. Костенко // Юстиция. - 2015. - № 3. - 4 с.

39. Кузнецов В. Нотариат. Курс лекций. / В. Кузнецов, Н. Полтавская. - М.: ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. - 176с.

40. Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике / Л.Ф. Лесницкая // Нотариальный вестник. - 2016. - № 8. - 41 с.

41. Медведев И.Г. Нотариальное право / И.Г. Медведев, К. Вербар, В.В. Ярков. - М.: Юриспруденция, 2011. - 20 с.

42. Медведев И.Г. Потенциал нотариата при реформировании юрисдикционной и административной систем государства / И.Г. Медведев. // Юстиция. - 2005. - №2. - 77 с.

43. Михайлова Е.П. Справочник по нотариату / Е.П. Михайлова, И.В. Таранина. - М.: ЮКЭА, 2004. - 745 с.

44.Москаленко И.В. Нотариальная деятельность и правосудие / И.В. Москаленко // Закон. - 2015. - №11. - 22 с.

45. Мурыгина О.С. Информация по результатам проверок деятельности нотариальных палат субъектов РФ / О.С. Мурыгина // Нотариальный вестник. - 2016. - №5. - 18 с.

46. Пантелеев А.С. Проблемы российского нотариата / А.С. Пантелеев // Экономика и жизнь. - 2012. - № 12. - 10 с.

47. Печерский В. Нотариат и судебный контроль / В. Печерский // Нотариальный вестник. - 2016. - № 6. - 33 с.

48. Пиепу Ж. - Ф. Профессиональное нотариальное право / Ж. - Ф. Пиепу, Ж. Ягр. - М.: РАГС, 2011. - 99 с.

49. Погосян Т.Ю. Уголовно-правовая ответственность частных нотариусов за злоупотребление своими полномочиями / Т.Ю. Погосян // Нотариальный вестник. - 2003. - №6. - 58 с.

50. Попов Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 201с.

51. Пютцер Х. - Я. Нотариат в частноправовой системе / Х. - Я. Пютцер // Современный нотариат. - 2005. - №6. - 169 с.