Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Нотариат в правовой системе РоссииФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3 Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности

3.1 Разграничение и реализация полномочий контроля и надзора за нотариальной деятельностью между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации

На сегодняшний день в Российской Федерации остро встал вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения по контролю за нотариальными действиями. В данной главе я рассмотрю различные аспекты проблемы разграничений и реализаций полномочий контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Как отмечает О.В. Романовская: "На сегодняшний день, возникла ситуация, когда федеральное законодательство нуждается в существенных изменениях. Федеральному законодателю необходимо создать единую непротиворечивую правовую систему, регулирующую вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности. В связи с этим повысится эффективность системы государственного управления".

В соответствии со ст.72 Конституции РФ нотариат отнесен к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, возникает необходимость разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности.

Как отмечает начальник Департамента по вопросам юридической помощи Министерства юстиции Российской Федерации "Попытка разграничения полномочий сделана законодателем в Основах законодательства РФ о нотариате".

Основы законодательства РФ о нотариате закрепляют федеральные полномочия и полномочия субъекта по вопросам контроля и надзора в сфере нотариальной деятельности, при этом федеральные полномочия разделены между Министерством юстиции России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере нотариальной деятельности (в настоящее время эти полномочия возложены на Федеральную Регистрационную Службу России).


Министерство юстиции России осуществляет следующие функции:

1. определяет порядок прохождения стажировки нотариусами (ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате) и порядок выдачи лицензий (ст.3 Основ законодательства РФ о нотариате);

2. совместно с Федеральной нотариальной палатой может определять порядок сокращения срока стажировки для лиц, имеющих стаж; работы по юридической специальности не менее трех лет (ч.2 ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате);

3. совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ст.4 Основ законодательства РФ о нотариате);

4. при Минюсте России создается апелляционная комиссия для рассмотрения жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамены у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью (ст.4 Основ законодательства РФ о нотариате);

5. открывает и упраздняет в субъектах Российской Федерации государственные нотариальные конторы (при этом Минюст России может поручить реализацию этого полномочия "министерствам юстиции республик в составе Российской Федерации, органам юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга") (ст.7 Основ законодательства РФ о нотариате);

6. совместно с Федеральной нотариальной палатой определяет порядок проведения конкурса и наделяет нотариуса полномочиями (по поручению Минюста России "орган юстиции" может наделять нотариуса полномочиями) (ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате);

7. совместно с Федеральной нотариальной палатой определяет порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса (ч.1 ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате), определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (ч.2 ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате);

8. совместно с Федеральной нотариальной палатой определяет порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу (ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате);

9. совместно с Федеральной нотариальной палатой определяет порядок изменения территории деятельности нотариуса (ст.13 Основ законодательства РФ о нотариате);

10. совместно с Федеральной нотариальной палатой определяет порядок назначения на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ст. 19 Основ законодательства РФ о нотариате);

11. устанавливает инструкцию о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов (ст.39 Основ законодательства РФ о нотариате);


12. утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (ст.51 Основ законодательства РФ о нотариате);

13. совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает правила нотариального делопроизводства (ст.9 Основ законодательства РФ о нотариате).

Федеральная регистрационная служба осуществляет следующие функции:

  1. ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате);

2. направляет своих представителей для участия в работе любой квалификационной комиссии (ст.4 Основ законодательства РФ о нотариате);

3. осуществляет контроль за исполнением профессиональной деятельности нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (ч.1 ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате).

Основы законодательства РФ о нотариате устанавливают компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам нотариата.

Также нерешенной остается проблема реализации полномочий по совершению нотариальных действий органами местного самоуправления.

Только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия. Закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос".

Вопрос противоречий в сфере полномочий контроля и надзора за нотариальной деятельностью между федеральным и региональным уровнем власти более подробно рассмотрен мною в следующем параграфе.

3.2 Коллизии в сфере полномочий по вопросам контроля и надзора за нотариальной деятельностью между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации

Перемены и нестабильность в экономической, политической и правовой сферах жизни и деятельности нашего государства, направленные на установление в общественных отношениях порядка, законности и единства правоприменительной практики, очень четко проявляются несоответствия и пробелы правового регулирования деятельности отдельных органов, призванных обеспечивать защиту участников гражданско-правовых отношений.


Одной из таких сфер является нотариальная деятельность, которую необходимо привести в соответствие с Конституцией и федеральными законами специального нормативного правового акта - Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, действующих с февраля 1993 года - ещё до принятия Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 года). На сегодняшний день существует проблема правового регулирования нотариальной деятельности в сфере реализации государственных полномочий по контролю за деятельностью нотариусов, в частности, по вопросам организации работы органа юстиции и нотариальной палаты.

Законодатель попытался в Основах законодательства РФ о нотариате разграничить компетенцию Федерации и ее субъектов и отказаться от использования понятия "орган юстиции", которое вызывало неоднозначное толкование принадлежности некоторых полномочий, в ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате это понятие осталось. Часть 3 ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате закрепляет: "Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии".

Я считаю, что для достижения цели осуществления единой эффективной государственной политики в сфере нотариата следует заменить "органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга" на "территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю в сфере нотариата".

В связи с устранением двойственного толкования и эффективной реализации административной реформы часть 3 ст.12 Основ законодательства РФ о нотариате следует изменить и изложить в новой редакции: "Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере нотариата, или по поручению его территориальным органом на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии". Данное изменение приведет Основы законодательства РФ о нотариате в соответствие с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

По результатам исследования законодательно закрепленного разграничения полномочий органов юстиции по вопросам нотариата, следует провести сравнительный анализ норм Основ законодательства РФ о нотариате с нормами Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 и Положения о ФРС по субъектам РФ.


Подпункт 28 п.7 Положения о Министерстве юстиции России закрепляет, что в полномочия Минюста России входит утверждение формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществление иных функций по нормативно-правовому регулированию, предусмотренных законодательством Российской Федерации о нотариате. Считаю, что такая формулировка полномочий Минюста России в сфере нотариата не противоречит действующему законодательству.

В свою очередь хотелось бы обратить внимание на то, что нормы Положения о ФРС по субъектам РФ прямо нарушают действующее законодательство. Подпункт 11 пункта 6 устанавливает, что ФРС по субъектам РФ открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации, что прямо противоречит ст.7 Основ законодательства РФ о нотариате, которая относит это полномочие к ведению Министерства юстиции России.

Исходя из выше сказанного считаю, что необходимо внести следующие изменения: в Положении о Федеральной Регистрационной Службы по субъектам РФ: подпункт 11 пункта 6, закрепляющие нормы, выходящие за пределы полномочий ФРС по субъектам РФ, следует исключить.

В ряду не решенных актуальных проблем в настоящее время стоит и проблема правового регулирования деятельности должностных лиц органов местного самоуправления в порядке ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате. Данный вид такой деятельности органов местного самоуправления нигде в законе Российской Федерации не закреплён.

Так, согласно указанной статье Основ законодательства РФ о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса определенный перечень нотариальных действий совершают уполномоченные лица органов исполнительной власти.

Статья 37 Основ законодательства РФ о нотариате, закрепив полномочия должностных лиц органов исполнительной власти по совершению нотариальных действий, не конкретизировала уровень этих органов. Вместе с тем, анализ статьи 1 Основ законодательства РФ о нотариате позволяет определить, что указанные органы относятся к органам исполнительной власти субъекта РФ, поскольку в данной статье законодатель четко определил, что от имени Российской Федерации нотариальные действия совершают лишь нотариусы и должностные лица консульских учреждений Российской Федерации.

Таким образом, решить обозначенную проблему представляется возможным двумя путями: во-первых, путем включения соответствующей нормы в федеральный закон; во-вторых, в соответствии с п.2 ст.132 Конституции РФ - путем передачи законом субъекта РФ указанных полномочий органам местного самоуправления.