Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Нотариат в правовой системе РоссииФ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
Глава 2. Формы контроля за деятельностью нотариусов
2.1 Профессиональный контроль
В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты.
Данное полномочие нотариальных палат является одной из форм реализации присущих им полномочий управленческого характера, данные им от имени государства как организациям публично-правового характера. В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате проверка организации работы нотариуса проводится 1 раз в 4 года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности нотариуса - по истечении 1 года после наделения полномочий нотариуса.
В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате речь идет о проверке исполнения профессиональных обязанностей, при этом нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, в соответствии со ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса ( либо лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам соблюдения требований профессиональной этики.
_________________
11. Черемных Г.Г. Юстиция и нотариат / Г.Г. Черемных // Нотариальный вестник. - 2016. - № 2. - 7 с.
При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями.
По-разному на практике российской юрисдикции рассматривается вопрос о том, кто уполномочен проверять нотариуса. Мнение одних юристов основано на профессиональном характере нотариальных палат они сходятся к мнению, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другие считают, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно дано указание в ст.28 Основ законодательства РФ о нотариате о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.
Возможен следующий выход проведения проверок, соответствующий ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности. Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы.
Результатом проверки должен быть акт, подписываемый проверяемым и нотариусом, осуществляющим проверку, с приложением протокола разногласий, при наличии которого спорные вопросы рассматриваются правлением нотариальной палаты.
__________________
12. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (по сост. на 07.06.2007) // Российская газета, № 206, 19.10.1999.
В сложившейся на сегодня в нашей стране практике в профессиональной проверке деятельности нотариуса участвует (помимо нотариусов, главного бухгалтера и методиста нотариальной палаты) специалист Управления Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации.
Ежегодно правлением Нотариальной палаты утверждается план проверок. При этом помимо плановых комплексных проверок проводятся внеплановые проверки по представлениям правоохранительных органов, определениям суда и сообщениям налоговых служб и повторные (контрольные) проверки.
В связи с этим возникла необходимость обобщить результаты проверок с целью выявления наиболее типичных ошибок, чтобы в будущем не допустить их повторения.
Сначала остановимся на соблюдении требований ст. 250 ГК РФ. При удостоверении договоров отчуждения одним из участников общей долевой собственности своей доли нотариусы не всегда принимают меры к выполнению требований этой статьи.
При проверке договоров отчуждения долей квартиры обнаружено, что зачастую в делах нотариуса отсутствуют сведения об извещении совладельцев об отчуждении доли квартиры, тем самым нарушается их право преимущественной покупки".
Некоторые нотариусы забывают, что цена является существенным условием сделки, и не указывают в заявлениях, по какой цене будет производиться отчуждение доли квартиры.
Также не всегда соблюдаются нотариусами требования ст.185 ГК РФ так при удостоверении договора отчуждения имущества, где одной из сторон является юридическое лицо, представитель этого юридического лица действует по доверенности, не удостоверенной нотариально, как того требует ч.2 ст.185 ГК РФ. Нотариусы принимают доверенности от имени юридического лица, подписанные ненадлежащим лицом и ненадлежащего содержания. При этом нотариус в договоре указывает, что полномочия представителя проверены, что является заранее неверными сведениями.
Как показывают проверки, еще одним слабым местом в работе нотариусов является несоблюдение требований семейного законодательства.
Во-первых, не всегда требуются заявления от супруга с согласием на отчуждение другим супругом совместно нажитого имущества.
Во-вторых, вместо истребования соответствующего заявления об отсутствии супруга (холост, вдов), практикуется приобщение к документам просто свидетельства о смерти, разводе. Когда фамилии у супругов разные, приходится только догадываться, зачем в делах нотариуса хранится данный документ.
В-третьих, нотариусы не знакомят с этими заявлениями других участников сделки, которые в свою очередь в подтверждение того, что это обстоятельство им известно, должны подписаться на заявлении.
В-четвертых, при удостоверении соглашения о расторжении договора об отчуждении жилого дома, квартиры, являющейся совместной собственностью супругов, не истребуется заявление от другого супруга о его согласии на расторжение договора.
Более подробно остановимся на особой группе ошибок, допускаемых при удостоверении сделок с участием несовершеннолетних.
Нотариусы не всегда истребуют разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок при удостоверении договоров по отчуждению квартиры, в которой проживает несовершеннолетний ребенок, не являющийся собственником отчуждаемого жилья.
Также не истребуется разрешение на отказ от права преимущественной покупки долей квартиры от имени несовершеннолетнего.
________________
13. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, принят ГД ФС РФ 22.11.2001 (по сост. на 03.06.2007) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
14. Костенко Ю.Ф. Контроль и надзор в сфере нотариата / Ю.Ф. Костенко // Юстиция. - 2015. - № 3. - 4 с.
15. . Качур Н.Ф. Применение гражданского законодательства в нотариальной практике: Регистрация недвижимости, брачные договоры, наследование земельных участков, рента, исполнительная надпись / Н.Ф. Качур. - Красноярск: КГУ, 2012. - 99 с.
Обобщение проверок показало, что подавляющее большинство завещаний удостоверяется с соблюдением требований действующего законодательства. В то же время проверки выявили существенные нарушения и ошибки. Встречаются несоответствия данных, указанных в самом завещании, с данными в алфавитной книге.
Что касается самого текста завещания, то здесь также встречаются ошибки.
Во-первых, допускаются искажение фамилий и ошибки в их написании, не прочеркиваются свободные места, допущенные в тексте исправления, не оговариваются. В завещаниях, экземпляры которых хранятся у нотариуса, иногда отсутствует подпись самого завещателя. Нередко отсутствуют подпись и оттиск печати нотариуса.
Во-вторых, в ряде случаев не соблюдаются правила отмены завещания. В частности, не всегда делаются отметки об отмене завещания в реестре, алфавитной книге. Заявление об отмене завещания некоторые нотариусы подшивают в отдельный наряд, хотя оно должно быть приобщено к экземпляру завещания, хранящемуся в делах нотариуса.
В-третьих, необходимо обратить внимание на составление завещания. Встречаются завещания, которые просто неисполнимы. Например, в первом пункте завещания гражданин завещает квартиру одному, а во втором пункте все имущество другому. То есть получается, что второй пункт отменяет первый".
Если в ходе проверки обнаружено много серьезных нарушений, нотариусу всегда дается возможность исправиться. По решению Правления Нотариальной палаты, на заседании которого обсуждаются итоги проверки, назначается повторная проверка, как правило, через полгода. И если повторная проверка показывает, что нотариус не сделал никаких выводов, не перестроил кардинально свою работу, а продолжает допускать те же ошибки что и при предыдущей проверке Нотариальная палата представляет в суд ходатайство о лишении лицензии такого безответственного, неквалифицированного и халатного нотариуса.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что целью проверки является оказание помощи государственным нотариальным конторам и частным нотариусам в их становлении как высококвалифицированных специалистов, защищающих законные права и интересы граждан и юридических лиц.
2.2 Налоговый контроль
Согласно ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Рассмотрим процедуру налогового контроля в сфере нотариальной деятельности.
Согласно ст.87 Налогового Кодекса Российской Федерации (части первой) от 31.07.1998 № 146-ФЗ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
________________
16. Пантелеев А.С. Проблемы российского нотариата / А.С. Пантелеев // Экономика и жизнь. - 2012. - № 12. - 10 с.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
_________________
17. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000 (по сост. на 04.06.2007) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, №32, ст.3340. - далее Налоговый Кодекс РФ (часть вторая).
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.