Файл: Менеджмент человеческих ресурсов. Понятие и современные особенности..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Проблемы и факторы эффективности менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Развитие методики управления человеческими ресурсами в системе менеджмента организации
ГЛАВА 2. Анализ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ в ИП Курятова С.Н.
2.1.Общий балл деятельности балл ИП Курятова С.Н.
2.2. Анализ существующих проблем в менеджменте человеческих ресурсов ИП Курятова С.Н.
3.1. Мероприятия по совершенствованию кадровой работы и системы управления персоналом
Социальное развитие: в ИП Курятова С.Н. немаловажная роль отведена формированию и развитию корпоративной культуры, обеспечению благоприятного социально-психологического климата.
В ИП Курятова С.Н. сформирован единоначальный стиль управления.
Кадровая безопасность: правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом, решение правовых вопросов трудовых отношений, подготовка нормативных документов, их регулирующих, обеспечение необходимой информацией всех подразделений управления персоналом. Данную функцию в ИП Курятова С.Н. выполняет главный бухгалтер.
Мотивация и стимулирование персонала: разработка систем мотивации, выбор системы оплаты труда, разработка форм морального стимулирования персонала. Система мотивации и стимулирования персонала является неизменной (повременно-премиальная форма оплаты труда) в течение всего периода функционирования предприятия.
В ИП Курятова С.Н. стараются объединить людей, нацелить на общий успех. Проводятся мероприятия, на которых сотрудники могут пообщаться в неформальной обстановке, познакомиться, лучше узнать друг друга. Ежегодно отмечается День рождения фирмы проводятся корпоративные развлекательные мероприятия (боулинг, выставки). В ИП Курятова С.Н. созданы все необходимые условия для развития сотрудников.
В ИП Курятова С.Н. применяются как материальные методы мотивации и стимулирования, так и нематериальные (рисунок 5). Основным мотивационным фактором является заработная плата.
Общая система мотивации и стимулирования ИП Курятова С.Н.
Методы мотивации и стимулирования труда
Материальные методы (сформированная система оплаты труда, система премий и бонусов)
Нематериальные методы в составе социального пакета
Рисунок 5. Общая система мотивации и стимулирования труда персонала в ИП Курятова С.Н.
Основой системы материального стимулирования ИП Курятова С.Н. является заработная плата, а также система бонусов и премий. Основой системы нематериального стимулирования является:
- компенсация компанией медицинской страховки для сотрудников препринимателя;
- организация корпоративных и праздничных мероприятий;
- организация культурного досуга сотрудников;
- организация профессиональных конкурсов и соревнований;
- использование почетных грамот;
- размещение фото на доске почета;
- обучение сотрудников за счет средств работодателя ИП Курятова С.Н.
При разработке и внедрении на предприятии программ нематериального стимулирования руководство компании обычно ориентируется на достижение баланса между интересами и возможностями компании и интересами и потребностями ее сотрудников.
Основным материальным стимулом к труду в ИП Курятова С.Н. является оклад сотрудника; на предприятии установлено единовременное вознаграждение за выслугу лет. Данное вознаграждение выплачивается работникам, руководителям и служащим, проработавшим на данном предприятии полный календарный год.
Темпы роста производительности труда превышают темпы роста ФОТ (прирост производительности труда в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 13,5%, ФОТ – 7,6%, чтобы не допустить снижение производительности труда, необходимо повысить материальную заинтересованность в труде сотрудников ИП Курятова С.Н.).
О степени эффективности мотивационного механизма можно судить, в частности, и по состоянию морально-психологического климата в коллективе. Для того, чтобы определить это состояние, руководством проведено анкетирование (ноябрь 2017 года). Основная цель первого опроса – выявление психологического климата ИП Курятова С.Н. (анкета представлена в Приложении 1). Результаты анкетирования представлены в таблице 13.
Таблица 13
Ответы респондентов (сотрудников ИП Курятова С.Н.) на основные вопросы анкеты
Вопрос |
Ответ |
Психологический климат (+ или -) |
Каким образом построения система принятия решений в организации? |
Большинство респондентов (около 92%) ответили, что система управления построена по принципу единоначалия, при этом 8% респондентов затруднились дать ответ. |
- |
Как вы можете охарактеризовать ваши отношения с руководством? |
Отношения сугубо деловые в рабочем процессе – 100% голосов |
- |
Какое место вы бы отвели себе в коллективе? |
80% респондентов – передовые позиции 3% респондентов – дискриминация в коллективе 17% - нейтральное положение |
+ |
Какие бы вы охарактеризовали социально-психологический климат в вашем коллективе? |
10% респондентов – психологический климат положительный, дружеский 90% респондентов – негативный климат в коллективе |
- |
Составьте руководящий портрет вашего руководителя. |
Целеустремленность, жесткость в управлении, ориентация на достижение результата, доверительные отношения с подчиненными – 99% респондентов |
+ |
Какие наиболее яркие черты характера руководителя (директора) вы можете выделить? |
Целеустремленность, жесткость в управлении, ориентация на достижение результата – 100% респондентов |
- |
Как ваш руководитель относится к опозданиям и мелким нарушениям? |
Система штрафов – 100% респондентов |
- |
Как вы можете охарактеризовать ваши отношения с руководством? |
10% респондентов ответили, что отношения с руководством охарактеризовали бы как дружеские, 90% - как сугубо деловые |
- |
Обобщим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 6).
Рисунок 6. Результаты социологического опроса мнения сотрудников относительно стиля управления в ИП Курятова С.Н.
Как видим, большинство сотрудников положительно не оценивают морально-психологического климат в коллективе.
Для определения степени удовлетворенности материальным стимулированием был проведен опрос №2 (таблица 14).
Таблица 14
Ответы респондентов (сотрудников ИП Курятова С.Н.) на основные вопросы анкеты
Вопрос |
Ответ |
Отношение (+ или -) |
1 |
2 |
3 |
Есть ли у компании все необходимое для нормальной работы? |
Большинство респондентов (около 98%) ответили, что в организации не соблюдены условия для рабочего процесса |
- |
Удовлетворены ли вы объемами материального стимулирования? |
Около 60% сотрудников отметили необходимость повышения заработной платы |
+/- |
Удовлетворены ли вы объективностью системы материального стимулирования? |
99% персонала определили свое отношение как неудовлетворительное |
- |
Удовлетворены ли вы системой премирования и штрафов? |
90% респондентов – жесткая система штрафов за нарушения |
- |
Каким образом построения система материального стимулирования в целом? |
Только 10% опрошенных определили свое положение в фирме как положительное |
- |
Как ваш руководитель относится к опозданиям и мелким нарушениям? |
Система штрафов – 100% респондентов |
- |
Продолжение таблицы 14
1 |
2 |
3 |
Как бы вы оценили сформированную систему обучения в организации? |
100% респондентов – система обучения отсутствует (сотрудники повышают квалификацию за счет собственных средств) |
- |
Итоги анкетирования свидетельствуют, что сотрудники не удовлетворены уровнем и организацией материального стимулирования. Большинство сотрудников предприятия считают желательным повышение основного оклада.
Несмотря на то, что на основе проведенного опроса выявлено предпочтение материального стимулирования работников, нематериальным стимулам также необходимо уделять внимание.
Грамотное нематериальное стимулирование способно значительно улучшить морально-психологический климат в коллективе, способствовать не только созданию благоприятной атмосферы, но и положительно сказаться на трудовой активности работников и повышению их лояльности.
Основные формы нематериального стимулирования, используемые в ИП Курятова Е.Н.:
- почетные грамоты;
- размещение фотографий на доске почета;
- скидки на услуги или товары компании;
- коллективные рекреационные мероприятия и др.
Одной из проблем системы управления персоналом и кадровых технологий является проблема слаборазвитой системы обучения сотрудников.
Таблица 15
Методы обучения и развития персонала в ИП Курятова С.Н.
Метод |
Наличие |
1 |
2 |
Лекции |
Отсутствует, так как придерживаются в большей степени обучения на практике |
Продолжение таблицы 15
1 |
2 |
Инструктаж |
Присутствует. В форме объяснения поставленной задачи перед сотрудником |
Аction learning (активное обучение) |
Присутствует. Руководитель организации ярый приверженец данного метода, так как считает, что самым лучшим обучением считается обучение в процессе выполнения реальных задач. |
Метафорическая игра |
Присутствует. По словам руководителя данный метод активно используется при решении творческих задач, требующих отвлечения от основной деятельности. |
Наставничество |
Присутствует. Во время практики помимо «партнера» к новичку добавляется наставник, который контролирует процесс обучения и адаптации. |
Тренинги и курсы повышения квалификации |
Отсутствуют. |
Таким образом, анализ показал, что приоритетными методами обучения являются методы: action learning, метафорическая игра; методы основаны на самостоятельной работе обучающегося и включают реальный опыт, и развитие практических навыков. Метод тренинговых программ не используется. Это серьезное упущение руководства компании, так как тренинги давно и прочно зарекомендовали себя как высокоэффективный и вместе с тем относительно недорогой метод обучения. По нашему мнению тренинги необходимы для повышения квалификации сотрудников ИП Курятова С.Н. и вписываются в модель обучения и развития персонала.
На совете руководителей (участвовали генеральный директор, кадровый работник и главный бухгалтер), который был проведен 15 декабря 2017 года, сформулированы основные проблемы в работе с персоналом. Проблемы и пути решения системы управления персоналом и кадровых технологий ИП Курятова С.Н. представлены в таблице 16.
Таблица 16
Проблемы системы мотивации персонала ИП Курятова С.Н.
№ |
Проблема |
Путь решения |
1 |
Рост конфликтного поля в коллективе, который снижает заинтересованность сотрудников труде и росте производительности |
Целесообразно совершенствование нематериального стимулирования за счет:
|
2 |
Неудовлетворенность сотрудников системой мотивации и стимулирования |
Целесообразно совершенствование материального стимулирования:
|
3 |
Слаборазвитая система деловой оценки сотрудников и системы обучения |
|
Для выявления проблем представим также матрицу SWOT-анализа. Определим сильные и слабые стороны ИП Курятова С.Н., а также возможности и угрозы со стороны внешней среды.
Таблица 17
Матрица SWOT-анализа ИП Курятова С.Н.
Внешняя среда Внутренняя среда |
Возможности |
Угрозы |
|||
Рост спроса на продукцию |
Представление налоговых каникул малому бизнесу |
Экономический кризис |
Повышенная конкуренция на рынке |
||
Сильные стороны |
Высокое качество обслуживания клиентов |
Новое направление деятельности – продажа шуб из искусственного меха |
Высвобождение части собственных средств (возможность их направления на развитие бизнеса) (стратегия диверсификации) |
Отслеживание качества услуг (стимулирование работников к росту производительности труда) |
Формирование постоянной клиентской базы (стратегия лидерства в издержках) |
Положительный имидж ИП |
Расширение ассортимента для роста клиентской базы |
Удержание клиентов за счет качества услуг, подкрепленного положительным имиджем фирмы |
Акцент на реализации продукции, отличной от конкурентов |
||
Слабые стороны |
Высокий уровень текучести кадров |
Стимулирование ценных работников с целью их удержания в компании |
Ориентация на сотрудников, преданных фирме. Возможно сокращение штата |
||
Недостатки системы мотивации и стимулирования |
|||||
Недостатки системы обучения |