Файл: Менеджмент человеческих ресурсов. Понятие и современные особенности..pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Проблемы и факторы эффективности менеджмента человеческих ресурсов
1.2. Развитие методики управления человеческими ресурсами в системе менеджмента организации
ГЛАВА 2. Анализ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ в ИП Курятова С.Н.
2.1.Общий балл деятельности балл ИП Курятова С.Н.
2.2. Анализ существующих проблем в менеджменте человеческих ресурсов ИП Курятова С.Н.
3.1. Мероприятия по совершенствованию кадровой работы и системы управления персоналом
- ширина товарной серии (от того, насколько разнообразную продукцию и услуги оказывает организация, зависит ее конкурентный облик);
- гибкость ценовой политики;
- качество продукции и услуг;
- горизонт присутствия (площадь обслуживаемой территории);
- известность торговой марки.
Горизонт присутствия (К4)
Узнаваемость бренда (К5)
Построение иерархии
Ширина товарной серии (К1)
Гибкость ценовой политики (К2)
Качество услуг (К3)
ИП Курятова С.Н.
ООО «АЛЬЯНС»
Ип Ачина О.А.
Рисунок 3. Построение иерархии
Индикаторы оценки конкурентоспособности ИП Курятова С.Н. будут представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индикаторы оценки конкурентоспособности ИП Курятова С.Н.
Критерии оценки |
Диапазон оценок |
||
Низкая (1-2 балла) |
Средняя (3-4 балла) |
Высокая (5 баллов) |
|
Ширина товарной серии |
Ип Ачина О.А. |
ООО «АЛЬЯНС» |
ИП Курятова С.Н. |
Гибкость ценовой политики |
- |
Ип Ачина О.А. |
ООО «АЛЬЯНС», ИП Курятова С.Н. |
Качество услуг |
- |
ООО «АЛЬЯНС» |
ИП Курятова С.Н., Ип Ачина О.А. |
Горизонт обслуживания |
- |
- |
ООО «АЛЬЯНС», ИП Курятова С.Н., Ип Ачина О.А. |
Узнаваемость бренда |
- |
- |
ООО «АЛЬЯНС», ИП Курятова С.Н., Ип Ачина О.А. |
В соответствии с данными таблицы 2 целесообразно судить о высокой конкурентной позиции ИП Курятова С.Н. (по всем рассматриваемым критериям позиция предпринимателя высокая). В таблице 3 представлена методика парных сравнений.
Таблица 3
Методика парных сравнений значимости коэффициентов для ИП Курятова С.Н.
Коэффициент |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К1 |
1 |
- |
- |
+ |
+ |
К2 |
+ |
1 |
+ |
+ |
+ |
К3 |
+ |
- |
1 |
+ |
|
К4 |
- |
- |
- |
1 |
- |
К5 |
- |
- |
+ |
+ |
1 |
Если степень значимости критерия К1 значительно превосходит значимость критерия К2, то в ячейке проставляется приоритет (+). В соответствии с данными таблицы 5 можно отметить, что наиболее важными для целей поддержания конкурентных позиций ИП Курятова С.Н. являются качество продукции и услуг и горизонт обслуживания.
Также представим оценку конкуренции по методу анализа иерархии на примере модели 4Р (таблица 4).
Таблица 4
Оценка конкуренции по методу анализа иерархии на примере модели 4Р
Наименование рассматриваемого аспекта |
Ответы на вопросы |
||
ИП Курятова С.Н. |
ООО «АЛЬЯНС» |
Ип Ачина О.А. |
|
Продукт (Product) |
5 |
4 |
4 |
Место реализации и регион (Place) |
5 |
4 |
4 |
Цена (Price) |
4 |
5 |
3 |
Продвижение на рынке (Promotion) |
5 |
5 |
3 |
Итого |
19 |
18 |
14 |
В таблице 4 оценка представлена по пятибалльной шкале по нарастанию (наиболее конкурентная позиция – 5 баллов). На основании сведений таблицы 6 можно судить о высокой конкурентной позиции ИП Курятова С.Н. по методу иерархии.
Далее представлена модель Портера. Портер выделил 5 сил, определяющих положение компании внутри отрасли:
- вероятность появления новых игроков на рынке;
- анализ существующей конкурентной борьбы;
- наличие продуктов-заменителей;
- власть поставщиков;
- власть потребителей.
Для ИП Курятова С.Н. анализ пяти сил Портера представлена в таблице 5.
Таблица 5
Анализ пяти сил Портера для предпринимателя
Наименование |
Характеристика |
1 |
2 |
Вероятность появления новых игроков на рынке |
Вероятность появления новых игроков на рынке значительна, поскольку рынок не требует серьезных барьеров для входа |
Анализ существующей конкурентной борьбы |
Конкуренция на рынке высокая. Основные конкуренты ИП Курятова С.Н.: Ип Ачина О.А., ООО «АЛЬЯНС» и др. |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
Наличие продуктов-заменителей |
На рынке существует много продуктов (услуг)-заменителей (услуги компаний – конкурентов) |
Власть поставщиков |
Деятельность ИП Курятова С.Н. напрямую зависит от поведения поставщиков на рынке (поставщики устанавливают цены на товары, стоимость на которые оказывает влияние на себестоимость продукции ИП Курятова С.Н.) |
Власть потребителей |
Деятельность ИП Курятова С.Н. зависит от поведения потребителей и их предпочтений. |
В соответствии с данными таблицы 5 важно отметить, что деятельность ИП Курятова С.Н. напрямую зависит от поведения потребителей на рынке, при этом, для целей определения вектора повышения эффективности работы необходимо отслеживание поведения конкурентов.
Для целей выявления удовлетворенности клиентов ИП Курятова С.Н. было проведено анкетирование (выборка из 30 человек).
Основные вопросы анкеты:
- Как вы оцениваете качество обслуживания?
- Как вы оцениваете качество продукции и услуг ИП Курятова С.Н.
- Как вы оцениваете ценовую политику фирмы?
- Как вы оцениваете уровень сервиса?
- Как вы оцениваете фирму на предмет «наличие продукции».
На рисунке 4 представлена структура мнения опрошенных на предмет «удовлетворены» / «не удовлетворены» качеством услуг и обслуживания ИП Курятова С.Н.
Рисунок 4. Результаты анкетирования клиентов на предмет «удовлетворены» / «не удовлетворены» качеством услуг и обслуживания ИП Курятова С.Н., %
В соответствии с представленными сведениями рисунка 6целесообразно судить о недостаточной удовлетворенности опрошенных (клиентов) ИП Курятова С.Н.
В качестве вывода по п.2.1 курсовой работы важно отметить, что ИП Курятова С.Н. организует свою деятельность на рынке г. Тулы, основным видом деятельности предпринимателя является прочая розничная торговля в специализированных магазинах. Целями ИП Курятова С.Н. являются следующие: стремление к увеличению портфеля заказов не менее, чем на 1% ежегодно; повышение степени удовлетворенности клиентов и расширение клиентской базы; обеспечение роста конечного финансового результата деятельности не менее, чем на 1,5% ежегодно.
2.2. Анализ существующих проблем в менеджменте человеческих ресурсов ИП Курятова С.Н.
Количество сотрудников ИП Курятова С.Н. на конец 2017 года составило 24 человека. О качестве управления персоналом свидетельствуют показатели текучести и постоянства кадров. Анализ осуществляется в динамике на основе коэффициентов, рассчитанных в таблице 6.
Таблица 6
Анализ текучести и сменяемости работников
№ п/п |
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2017, % |
|
2016 |
2015 |
|||||
1 |
Численность персонала на начало года, чел. |
24 |
24 |
24 |
- |
- |
2 |
Принято, чел. |
3 |
5 |
3 |
60,0 |
- |
3 |
Уволено, чел., в том числе |
3 |
5 |
3 |
60,0 |
- |
4 |
- по собственному желанию |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
5 |
- за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
2 |
0 |
- |
- |
6 |
Численность персонала на конец года, чел. |
24 |
24 |
24 |
- |
- |
7 |
Среднегодовая численность персонала (стр. 1 + стр. 6) / 2 |
24 |
24 |
24 |
- |
- |
8 |
Коэффициент оборота по приему (стр. 2 / стр. 7) |
0,125 |
0,208 |
0,125 |
60,1 |
- |
9 |
Коэффициент текучести кадров ((стр. 3 / стр. 7) |
0,125 |
0,208 |
0,125 |
60,1 |
- |
10 |
Коэффициент оборота по выбытию (стр. 4 / стр. 7) |
0,125 |
0,125 |
0,125 |
- |
- |
11 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,875 |
0,875 |
0,875 |
- |
- |
Считается, что средний уровень (допустимый уровень) текучести кадров не должен превышать 5 %, таким образом, в ИП Курятова С.Н. уровень текучести кадров находится выше допустимых значений. Это требует дополнительного анализа, так как текучесть кадров приводит к дополнительным расходам на найм, адаптацию персонала, увеличивает социальную напряженность в коллективе.
Основными причинами увольнений в ИП Курятова С.Н. являются следующие:
- уровень заработной платы ниже, чем у конкурентов (динамика среднемесячной заработной платы сотрудников ИП Курятова С.Н. представлена в таблице 7);
- несоответствие заработной платы сложности выполнения работ.
Анализ производительности труда представлен в таблице 7.
Таблица 7
Анализ производительности труда и среднемесячной заработной платы
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2017, в % |
|
2016 |
2015 |
||||
Среднесписочная численность работников, чел. |
24 |
24 |
24 |
- |
- |
Среднемесячная з / п одного работника, тыс. руб. |
26,1 |
27,6 |
29,7 |
107,6 |
113,8 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
39775,0 |
48732,0 |
55310,0 |
113,5 |
139,1 |
Производительность труда, тыс. руб. / чел |
1657,3 |
2030,5 |
2304,6 |
113,5 |
139,1 |
Итак, очевидно, что среднемесячная заработная плата выросла за период 2015-2017 гг., производительность труда также продемонстрировала положительную тенденцию (рост в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 274,1 тыс. руб.).
В 2017 году штатный состав ИП Курятова С.Н. был равен 24 чел. Проведем анализ кадрового состава.
Таблица 8
Кадровый состав ИП Курятова Е.Н. по категориям сотрудников
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Руководители |
3 |
12,5 |
3 |
12,5 |
3 |
12,5 |
Специалисты |
21 |
87,5 |
21 |
87,5 |
21 |
87,5 |
Всего |
24 |
- |
24 |
- |
24 |
- |