Файл: Особенности семейного воспитания ( Семья как социальный институт).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 441
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование условий успешного семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Педагогические условия успешного семейного воспитания
1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
2.1 Этапы и организация исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Младший школьный возраст является периодом довольно продуктивного формирования личности. Его важнейшими характеристиками являются качественно новые отношения со взрослыми и сверстниками, а также включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, а также происходит интенсивное развитие познавательных процессов. Данные особенности необходимо учитывать в процессе построения семейных отношений и формирования стратегии семейного воспитания.
В рамках эмпирического исследования для диагностики детей младшего школьного возраста и их родителей мы использовали Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и методику «Диагностика уровня социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, в результате чего появилась возможность проанализировать взаимосвязь между показателями данных методики и отметить некоторые закономерности;
Полученные в результате диагностики результаты и существующая ситуация в области воспитания требует появления новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и социальными учреждениями. В этой связи нами была разработана и предложена программа «Школа ответственного родительства»
Сутью программы «Школа ответственного родительства» является поиск правильных способов вывода семьи на более оптимальный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с социальными и образовательными учреждениями, а ее целью можно назвать организацию педагогического образования родителей, а также создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитание ценностного отношения к семье у детей и родителей, способствующего оптимальному формированию и развитию личности ребенка.
Предметом программы является реализация образа образовательного сопровождения родителей (и старшеклассников в период подготовки к родительству) в разных форматах (семинар; классное родительское собрание; психологическая игра; собрание-диспут; родительский лекторий; семейная гостиная; встреча за круглым столом; вечер вопросов и ответов; квесты, психологические тренинги, квизы т.п.)
В качестве ожидаемых результатов применения данной программы можно назвать: повышение активности родителей в школьных делах ребенка, повышение общественной активности родителей, увеличение активности родителей в организации свободного времени ребенка, что может стать основой наиболее успешного семейного воспитания.
Список использованной литературы
- Агапов Е.В. Семьеведение. М.:Дашков и Ко, 2012. - 500с.;
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Арг. и факты, 2013. - 608 с.
- Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.;
- Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. М.: Флинта, 2008. - 240с.;
- Бейкер К. , Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2013. - 496с.;
- Берн Р. Я-концепция и воспитание [Пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1987;
- Бодалев А,А,, Столин В.В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989;
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: «Наука и жизнь» - 2014. - 208 с.
- Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2012.-184с.
- Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001 – 301 с.;
- Варга А.Я. Структуры и типы родительских отношений. Дис. канд. психол. наук. М., 1987. Гаранина Е. Ю., Коноплева Н. А., Карабанова С. Ф. Семьеведение : учеб. пособие. – М., 2009. – 382 с
- Ведущие направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации // Классный руководитель. - 2011. - N 4. - С. 12-22.
- Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости: логические схемы и таблицы/Б.С.Волков. – М.: Владос, 2013. – 512с.;
- Воробьева К.А. Решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях // Восп. шк. – Просвещение, 2011. - 158 с.;
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
- Гейжан Н.Ф. Тенденции развития семьи и семейного просвещения // ЧиО. 2009, № 3;
- Гребеннеков И. В. Воспитательный климат семьи М.: - Академия, 2001. – 213 с.;
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: 2010. - №4. – С.67 – 68.
- Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. н. трудов. М.: Академия пед. наук, 2014. - С. 3-23.
- Гружапов В. Педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. - 430с.
- Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников. М.: Эксмо, 2009. - 176с.;
- Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. М.: Речь, 2008.-352с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007.-320с.
- Ковалев C.B. Психология современной семьи. М., 2008. - 240 с.;
- Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. М.: Юрайт, 2011.- 1008с.;
- Никитина JI. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. 2014 9. С. 13-19.
- Репринцева Г. Гармонизация детско-родительских отношений // Дошкольное воспитание. 2009.- №1. - С.92-102.;
- Семья / Д.В. Баумане, Я.Р. Веберс, Я.П. Витолс и др.; Под ред. А.Я. Студенте; Пер. c латышского. - Рига, 1985;
- Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3Социальная педагогика : Курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 416 с.
- Социальная педагогика : Курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 416 с.;
- Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005
- Спиваковская А.С. Обоснование психокоррекции неадекватных родительских позиций. // Семья и формирование личности. М., 1981.;
- Телепова Н.Н. Диалогизация семейных отношений как фактор формирования устойчивости личности к аддикции // СИСП. 2012. №4.;
- Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по адекватных внутрисемейных отношений. – М.: Рассвет - 2005, - 115 с.;
- Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М.: ЦСП РАО. 2012 – 405 с.;
- Тюгашев Е. А. Семьеведение : учеб. пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 232 с. ;
- Тютюнникова С.В., Симкина Н.В. Актуализация нравственного потенциала человека и роль семьи в его формировании // БИ . 2012. №9.;
- Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1986. - 331 с.
- Фуллер, Э. Рожденные бунтовать. Воспитание трудных и талантливых детей/ Э. Фуллер; (пер. с англ. Е.В. Колосовой). – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 320 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания.- М.: Политиздат, 1990. - 220 с.
- Холстова Е.И. Семьеведение. М.:Юрайт, 2013. - 350с.;
- Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д6 «Феникс», 2004. (серия «психологический практикум»);
- Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.;
- Чикулаева Т. С. Моя семья - самая-самая: классный час / Т.С. Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.34-36 Сценарий классного часа для младших школьников о семье.
- Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать/ Элисон Шеффер; (пер. с англ. Э.И. Мельник). – М.: Эксмо, 2012. – 384 с.
- Шнейдер Д.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012. –768 с.
- Щемелева А.Г. Основы психодиагностики. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 542 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990
- Юдина Г. А. Классный час "Человек рожден для добра". 4 класс / Г.А. Юдина // Этическое воспитание. - 2006. - N 6. - с.54-58
Приложение 1
Методика «Оценка уровня социально-психологической адаптации» К. Роджерс и Р.Даймонд.
Инструкция.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить Ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по Вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
«0» — это ко мне совершенно не относится; «2» — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» — не решаюсь отнести это к себе; «4» — это похоже на меня, но нет уверенности; «5» — это на меня похоже; «6» — это точно про меня.
Выбранный Вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Вопросы:
- Испытывает неловкость, когда вступает с кем-либо в разговор.
- Нет желания раскрываться перед другими.
- Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
- Предъявляет к себе высокие требования.
- Часто ругает себя за сделанное.
- Часто чувствует себя униженным.
- Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
- Свои обещания выполняет всегда.
- Теплые, бодрые отношения с окружающими.
- Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.
- В своих неудачах винит себя.
- Человек ответственный; на него можно положиться.
- Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, что все усилия напрасны.
- На многое смотрит глазами сверстников.
- Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
- Собственных убеждений и правил не хватает.
- Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
- Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
- Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него — не проблема.
- Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
- Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.
- Люди, как правило, ему нравятся.
- Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
- Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
- С окружающими обычно ладит.
- Всего труднее бороться с самим собой.
- Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
- В душе — оптимист, верит в будущее.
- Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
- К людям критичен и судит их, если считает, что они этого не заслуживают.
- Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
- Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
- Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
- Человек с привлекательной внешностью.
- Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
- Приняв решение, следует ему.
- Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других.
- Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.
- Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
- Всем доволен.
- Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
- Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
- Уравновешен, спокоен.
- Разозлившись, нередко выходит из себя.
- Часто чувствует себя обиженным.
- Человек порывистый, нетерпеливый, горячий.
- Бывает, что сплетничает.
- Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
- Довольно трудно быть самим собой.
- На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
- Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом — не от мира сего.
- Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
- Старается не думать о своих проблемах.
- Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным.
- Человек стеснительный, легко тушуется.
- Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
- В душе чувствует превосходство над другими.
- Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
- Боится того, что думают о нем другие.
- Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале; в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
- Человек, у которого в настоящее время многое достойно презрения.
- Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.
- Себя просто недостаточно ценит.
- По натуре вожак и умеет влиять на других.
- Относится к себе в целом хорошо.
- Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.
- Не любит, когда с кем-либо портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.
- Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
- Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
- Доволен собой.
- Невезучий.
- Человек приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
- Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
- Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится.
- Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
- Умеет упорно работать.
- Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отноше¬ние к окружающему миру.
- Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
- Всегда говорит только правду.
- Встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
- Чувствует неуверенность в себе.
- Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
- Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
- Человек толковый, любит размышлять.
- Иной раз любит прихвастнуть.
- Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
- Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-либо помощь.
- Никогда не оправдывается.
- Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
- Выделяется среди других.
- Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все ясно, хорошо понимает.
- Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
- Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
- Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
- Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
- Все свои привычки считает хорошими.
Ключ:
№ |
Показатели |
Номера высказываний |
Нормы |
|
1 |
а |
Адаптивность |
4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 |
(68-170) 68-136 |
b |
Дезадаптивность |
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 |
(68-170) 68-136 |
|
2 |
а |
Лживость - |
34, 45, 48, 81, 89 |
(18-45) 18-36 |
b |
Лживость + |
8, 82, 92, 101 |
||
3 |
а |
Приятие себя |
33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 |
(22-52) 22-42 |
b |
Неприятие себя |
7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 |
(14-35) 14-28 |
|
4 |
а |
Приятие других |
9, 14, 22, 26, 53, 97 |
(12-30) 12-24 |
b |
Неприятие других |
2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 |
(14-35) 14-28 |
|
5
|
а |
Эмоциональный комфорт |
23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 |
(14-35) 14-28 |
b |
Эмоциональный дискомфорт |
6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 |
(14-35) 14-28 |
|
6
|
а |
Внутренний контроль |
4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 |
(26-65) 26-52 |
b |
Внешний контроль |
25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 |
(18-45) 18-36 |
|
7 |
а |
Доминирование |
58, 61, 66 |
(6-15) 6-12 |
b |
Ведомость |
16, 32, 38, 69, 84, 87 |
(12-30) 12-24 |
|
8 |
Эскапизм (уход от проблем) |
17, 18, 54, 64, 86 |
(10-25) 10-20 |
|
Вопросы под номерами 1, 3, 20, 24, 31, 39, 46, 93 не используются ни в одной шкале.
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Приложение 2
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку “липнет” все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.