Файл: Особенности семейного воспитания ( Семья как социальный институт).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование условий успешного семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Педагогические условия успешного семейного воспитания
1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
2.1 Этапы и организация исследования
2.2 Анализ полученных результатов
4. Отчуждение семьи от образовательных учреждений (рост недоверия родителей к школе, неадекватное отношение родителей и детей к учителям, неудовлетворённость качеством образования, низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
В данных условиях основным направлением работы можно назвать: восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье, а также обеспечения полноценного личностного развития ребенка.
В настоящее время становятся популярным разработка и реализация программ, посвященных темам ответственного родительства. Наиболее интересной и разносторонней можно назвать программу «Школа ответственного родительства».
Программа «Школа ответственного родительства»
Актуальность. Ранее мы заметили, что развитие современной семьи происходит в условиях довольно противоречивой ситуации. Потому как, с одной стороны, можно увидеть поворот социума к проблемам и нуждам семьи, разработку и реализацию новых комплексных целевых программ, направленных на укрепление семьи и увеличение ее значимости в воспитании детей. А с другой стороны, зачастую можно увидеть недостаточный уровень родительской компетентности в воспитании детей, снижение уровня жизни большего количества семей, увеличение числа разводов, а также количества неполных семей, а также семей, где получает воспитание только один ребенок. В это же время происходит разрушение традиционного института семьи, все чаще можно увидеть ситуацию, когда воспитанием ребенка занимается только мама или только папа ребенка.
Родители, совершая ошибки в воспитании, очень часто оправдываются тем, что их никто никогда и ничему не учил. Поэтому процесс воспитания, оказывающий такое важное значение на формирование личности ребенка, осуществляется по большей части методом проб и ошибок.
Родительское образование предполагает увеличение уровня необходимых знаний, установок и умений родителей, которые представляются важными для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе.
Ответственность родителей, в свою очередь, представляет собой систему юридических и нравственных нормы, которые определяют ответственность родителей за воспитание детей и оптимальное развитие их личности перед обществом и государством.
Настоящая ситуация в области воспитания требует появления новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и социальными учреждениями.
Становление данного процесса предполагает серьезное осмысление самой сути изменений, которые происходят в обществе, согласования позиций, разработки правильной концепции, которая является приемлемой для социального, педагогического и родительского сообщества.
Данными условиями обусловлена необходимость соответствующей системы условий, которые стимулируют родителей к своему педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, которая в тесной взаимосвязи с такими факторами, как:
- запросы и потребности развивающейся личности ребёнка;
-специфика процесса личностного становления ребенка и его профессионального самоопределения;
- предыдущий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Суть программы заключается в поиске правильных способов вывода семьи на более оптимальный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с социальными и образовательными учреждениями.
Данная программа была разработана с учетов следующих принципов:
- первоочередное право родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
- достоверность информации (предоставляемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);
- практикоориентированность информации (информация, которая рекомендуется родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
- взаимное сотрудничество и взаимоуважение (доверительные взаимоотношения специалистов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей).
Образовательное сопровождение родителей в реализации воспитательной функции предполагает создание следующих условий:
- система, которая предоставляет родителям ориентационное поле, дает им возможность осуществлять выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
- организация особого способа деятельности по оказанию консультативной помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
- совместное с родителями определение их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Целью программы является организация педагогического образования родителей, а также создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитание ценностного отношения к семье у детей и родителей, способствующего оптимальному формированию и развитию личности ребенка.
Объектом программа является педагогическое образование родителей как целостная система.
Предметом программы является реализация образа образовательного сопровождения родителей (и старшеклассников в период подготовки к родительству) в разных форматах (квесты, психологические тренинги, лекции, круглые столы, квизы т.п.)
Основными задачами программы являются:
- повышение ответственности родителей относительно обеспечения необходимого уровня жизни и развития ребенка;
- повышение уровня психологического комфорта в семьях и увеличение мотивации родителей к семейному воспитанию здорового ребенка;
- развитие системы семейных ценностей и позитивных установок к продолжению рода у детей (будущих родителей);
- активизация процесса формирования у детей навыков и знаний, которые необходимы для оптимального выполнения функций родительства в будущей жизни в сфере психологии и этики семейной жизни;
- подготовка молодых родителей к роли первых педагогов для своих детей;
- формирование духовно-нравственной культуры родителей, а также развитие системы семейных ценностей и ответственного родительства.
В качестве главного критерия эффективности внедрения проекта можно назвать положительные отзывы со стороны родительской общественности.
Программные мероприятия «Школы ответственного родительства» реализуются через два модуля: «Ответственное родительство» и «Будущие родители».
Что касается модуля «Ответственное родительство», то он включает в себя следующие темы:
- ФГОС и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России о семье как базовой ценности;
- Трактовка содержания семейного воспитания в ФГОС (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей;
- Встречи-беседы со специалистами (психолог, валеолог, детский гинеколог, нарколог, сексопатолог, юрист и др.).
Далее все темы делятся в зависимости от того, в каком классе обучается ребенок, с учетом наиболее важных моментов, которые нужно подробнее освещать и развивать у родителей.
Основные формы программных мероприятий являются:
- семинар;
- классное родительское собрание;
- психологическая игра;
- собрание-диспут;
- родительский лекторий;
- семейная гостиная;
- встреча за круглым столом;
- вечер вопросов и ответов;
- тренинг и др.
В качестве ожидаемых результатов применения данной программы можно назвать:
1. Повышение активности родителей в школьных делах ребенка:
- последовательный и непрерывный рост посещаемости родителями родительских собраний;
- последовательное и непрерывное увеличение количества родителей, которые проявляют желание пройти обучение по программе;
- последовательное и непрерывное увеличение количества родителей, принимающих участие в мероприятиях образовательного учреждения, класса;
- последовательный и непрерывный рост числа обращений родителей за консультациями к педагогу-психологу, педагогу (классному руководителю, воспитателю).
2. Повышение общественной активности родителей:
- инициирование родителями мер по усилению профилактической работы и участие в реализации этих мер.
3. Увеличение активности родителей в организации свободного времени ребенка:
- последовательный и непрерывный рост числа детей, которые постоянно заняты в сфере дополнительного образования;
- последовательный и непрерывный рост числа количества родителей, которые занимаются планированием и организацией время каникул своих детей.
Заключение
В настоящее время в нашей стране можно наблюдать появление достаточно важных социально-экономических и политических изменений в обществе, которые оказывают непосредственное влияющие на формирование и развитие личности человека.
Это происходит, с одной стороны, в следствие набирающей обороты мировой тенденции ускорения социальных процессов, в результате чего происходит становление и развитие нового типа социума, обращенного к будущему.
С другой стороны, это происходит по причине изменений национальных и общечеловеческих ценностных ориентаций, а также культурных особенностей, ранее также выступавших в качестве основы формирования и развития личности.
Личность представляет собой саму сущность человека, и характеризует и определяет все то, что выделяет человека из других биологических видов.
Семья представляет собой определенную общность людей, которая основывается на единой общесемейной деятельности людей, и способствует воспроизводству населения и преемственности семейных поколений, а также оказывает влияние на социализацию детей и определяет жизнедеятельность и само существование всех членов семьи.
Как социальный институт семья выполняет такие функции, как: репродуктивная, экзистенциональная функция, функция социализации, а также функции, связанные с накоплением и передачей собственности, передачей социального статуса, с организацией потребления, производства и досуга, поддержанием здоровья и всестороннего благополучия членов семьи, в том числе и с созданием и поддержанием соответствующего микроклимата. Выполнять заданные функции семье все чаще стали помогать другие социальные институты (образовательные учреждения, полиция, и др.).
Отношения в семье формируются под влиянием различных психологических, социальных, а также экономических факторов, что говорит о том, что стили таких взаимоотношений внутри семьи, а также семейные модели могут изменяться в зависимости от культурной и исторической ситуации.
Под оптимальными условиями семейного воспитания подразумеваются эмоциональная наполненность и положительный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с другими членами семьи, тесное сотрудничество с родителями, выступающими в качестве эталона компетентности, социальная поддержка и т.п.
Также в качестве основных условий воспитания детей в семье можно выделить нормальную семейную атмосферу, присутствие родительского авторитета, правильный режим дня, приобщения и развитие у ребенка любви к чтению, к труду, единство требований, которые предъявляются всеми членами семьи к детям, а также единство подобных требований к детям со стороны семьи и образовательного учреждения.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний находится в тесной взаимосвязи с переживанием младшего школьника ощущения удовлетворенности собственным результатом и достижениями. В качестве подкрепления используется чувство одобрения, похвала родителей и педагогов, которая делает более значимым даже самый незначительный успех. Дети младшего школьного возраста чувствуют гордость и прилив сил, когда родители и педагоги их хвалят.