Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса продажи..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для разработки информационной системы был выбран язык программирования Delphi, и среда разработки Delphi 7 в виду наличия опыта работы с данной средой у разработчика.

В качестве системы управления базой данных была выбрана СУБД Microsoft SQL SERVER.

СУБД MS SQL Server 2008 наделена всеми необходимыми возможностями. В частности, система обладает следующими преимуществами:

  • обеспечивает высокую надежность и устойчивость к различным сбоям;
  • позволяет осуществлять доступ к данным посредством ЛВС;
  • обладает развитой системой репликации, позволяющей избегать конфликтов изменений и чтений информации при многопользовательском доступе к БД.

2 глава. Проектная часть.

2.1. Информационная модель и её описание.

Информационной моделью называют схему движения входной, промежуточной и результативной информации и функций предметной области. Также с помощью информационной модели объясняется с помощью каких входных данных (документов) и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение основных функций. Информационная модель проектируемой ИС представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Информационная модель

В соответствии с составленной информационной моделью Пользователи могут может работать со всеми справочниками информационной системы.

Также пользователи могут добавлять вводить данные о заказах клиентов и формировать выходные документы: заказ покупателя и чек об оплате.

2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.

В информационной системе используются четыре справочника, характеристики которых приведены в таблице 2.

Таблица 2

Справочники информационной системы

№ пп

Название справочника

Ответственный за ведение

Средний объём справочника в записях

Среднюю частоту актуализации

Средний объем актуализации, %

1

Пользователи

Старший менеджер

2

1 раз в полгода

50

2

Клиенты

Старший менеджер

10

1 раз в месяц

10

3

Товары

Старший менеджер

1000

1 раз в неделю

10

4

Категории

Старший менеджер

10

1 раз в месяц

10


За ведение всех справочников отвечает старший менеджер, для каждого вида справочника своя частота актуализации и средний объем актуализации.

Реквизитный состав каждого справочника представлен в виде таблицы 3.

Таблица 3

Реквизитный состав справочников информационной системы

№ п/п

Наименование справочника

Перечень реквизитов

1

Пользователи

ФИО пользователя

Логин

Пароль

Телефон

Электронная почта

2

Клиенты

Наименование (ФИО)

Телефон

Электронная почта

3

Товары

Наименование

Описание

Единица измерения

Цена

4

Категории

Наименование

Редактирование и ввод новых записей во все справочники осуществляется с помощью специальных форм.

На рисунке 6 изображена форма для работы с записями справочника «Пользователи».

Рисунок 6. Форма Пользователь

Поле для ввода пароля продублировано, это необходимо для того, чтобы исключить возможность опечатки при вводе пароля.

Перед сохранением данных проверяется наличие пользователей с таким же логином (каждый пользователь должен иметь уникальный логин), сложность введенного пароля (минимум одна цифра и один прописной знак).

Формы для работы с записями других справочников имеют аналогичный вид (Рисунок 7-9).

Рисунок 7. Форма Клиент

Рисунок 8. Форма Товар

Рисунок 9. Форма Категория

В качестве входных данных для информационной системы выступают данные о заказах клиентов. Эти данные вводятся в ИС с помощью специальной формы, приведенной на рисунке 10.

Рисунок 10. Форма для добавления заказа клиента

Данные, введенные в формы, которые приведены выше, сохраняются в базе данных и используются для формирования выходных данных.

2.3. Характеристика результатной информации.

В качестве выходных данных выступают заказ клиента и чек об оплате.

Подробное описание выходных данных в таблице 4.

Таблица 4

Описание результатной информации


Наименование

Заказ клиента

Чек об оплате

Реквизиты

Номер заказа клиента

Наименование клиента

Товары в заказе

Количество товаров

Цена товаров

Дата формирования

Сотрудник, оформивший заказ

Номер заказа клиента

Наименование клиента

Сумма оплаты

Дата формирования

Сотрудник, принявший оплату

Таблицы, на основе которых формируется

Заказ клиента

Клиенты

Товары

Категории

Сотрудники

Заказ клиента

Клиенты

Сотрудники

Частота формирования

По мере необходимости

По мере необходимости

Способ доставки

Файл в формате Excel

Файл в формате Excel

2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).

Базовый набор функций разработанной информационной системы можно изобразить в виде дерева, изображенного на рисунке 11.

Рисунок 11. Дерево функций

Выполнение функций разработанной информационной системы осуществляется с помощью ведения диалога с пользователем. То есть Пользователь информационной системы выполняет какие-то действия, а программа соответствующим образом на них реагирует. Сценарий диалога с пользователем представлен на рисунке 12.

Рисунок 12. Сценарий диалога

Началом диалога является запрос логина и пароля пользователя для доступа в систему. После успешного прохождения авторизации пользователю предлагается выбрать задачу, которую он собирается решить: работа со справочниками, работа с заказами. В зависимости от выбора пользователя ему открываются различные формы пользовательского интерфейса, предназначенные для решения выбранной задачи.

2.5. Характеристика базы данных.

В качестве системы управления базой данный для разрабатываемой информационной системы была выбрана СУБД Microsoft SQL Server.

Для хранения всех необходимых данных была спроектирована и создана база данных, состоящая из 6 таблиц. ER-модель спроектированной базы данных представлена на рисунке 13.


Рисунок 13. ER-модель базы данных

Описание всех таблиц базы данных представлено в таблицах 5-10.

Таблица 5

Таблица users

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Код пользователя

id

int

4

AI

ФИО пользователя

fio

varchar

120

Логин пользователя

login

varchar

120

Пароль пользователя (в зашифрованном виде)

password

varchar

120

Email пользователя

email

varchar

120

Телефон пользователя

phone

varchar

120

Таблица 6

Таблица client

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Код клиента

id

int

4

AI

Наименование

caption

varchar

120

Телефон

phone

varchar

120

Адрес

address

varchar

120

Таблица 7

Таблица product

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Код продукта

id

int

4

AI

Наименование

caption

varchar

120

Описание

description

text

65655

Единица измерения

edizm

varchar

120

Цена

price

decimal

10

Код категории

categoryid

int

4

Таблица 8

Таблица category

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Код категории

id

int

4

AI

Наименование

caption

varchar

120

Таблица 9

Таблица order_product

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Код заказа

orderid

int

4

Код товара

productid

int

4

Количество в заказе

ordercount

int

4

Цена за единицу

price

decimal

10


Таблица 10

Таблица order

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Код заказа

id

int

4

AI

Номер заказа

ordernumber

int

4

Дата создания

createdate

datetime

10

Сумма заказа

ordersum

float

4

Код клиента

clientid

int

4

2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).

Проект программы состоит из четырех модулей:

  • модуль Main.pas (главный модуль);
  • модуль Order.pas (работа с заказом);
  • модуль Connect.pas (настройки соединения с базой данных);
  • модуль Sprav.pas (работа со справочниками).

Подробное описание модулей представлено в виде таблицы 11.

Таблица 11

Описание модулей системы

№ п/п

Наименование модуля

Функции модуля

1.

модуль Main.pas

содержит процедуры и функции, отвечающие за отображение главного окна программы и её главного меню

2.

модуль Order.pas

в данном модуле запрограммированы процедуры для работы заказом (добавление нового, редактирование добавленного ранее, формирование входных документов)

3.

модуль Connect.pas

модуль содержит процедуры и компоненты для инициализации подключения и осуществления всех операций взаимодействия с базой данных (отправки SQL-запросов и обработка результатов их выполнения)

4

модуль Sprav.pas

модуль содержит процедуры и компоненты для выполнения основных операций со справочниками информационной системы (просмотр, добавление, изменение, удаление записей)

Дерево вызова программных модулей приведено на рисунке 14.

Рисунок 14. Дерево вызова программных модулей

2.7 Описание программных модулей.

После запуска программы инициализируется подключения к базе данных. Соединение с базой данных осуществляется с помощью технологии ADO.