Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй вид оперативного эксперимента, как уже указывалось, имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т.е. он проводится в отношении конкретных лиц.

При проведении оперативного эксперимента должен соблюдаться ряд обязательных требований, к числу которых относят следующие:

- во-первых, условия и объекты для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента должны обеспечивать возможность добровольного выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц;

- во-вторых, в процессе эксперимента должны, как правило, использоваться методы пассивного наблюдения, либо ненавязчивого предложения, или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения;

- в-третьих, при проведении эксперимента запрещается провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами [27].

Для того, чтобы исключить возможность провокации при проведении оперативного эксперимента в отношении конкретных лиц, рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из опыта деятельности правоохранительных органов: во-первых, прежде чем принять решение о проведении оперативного эксперимента необходимо получить абсолютно достоверную и желательно из разных источников информацию о совершении лицом противоправных деяний; во-вторых, инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить от заподозренного субъекта; в-третьих, желание заподозренного субъекта совершить противозаконную сделку должно быть зафиксировано с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания; в-четвертых, воспроизводимые в ходе эксперимента условия должны соответствовать запросам проверяемого лица [23].

Оперативный эксперимент несмотря на некоторое сходство имеет ряд принципиальных отличий от следственного эксперимента. Во-первых, различны цели проведения этих мероприятий: следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку собранных и получение новых доказательств, а оперативный – на обнаружение преступных проявлений.

Во-вторых, они отличаются по своим временным характеристикам: если следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом, то оперативный – на настоящие и будущие действия преступников. Отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный должен проводиться именно в то время, когда вероятность проявления преступных намерений максимальна [29].


В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовно-правовых отношений, а оперативный – направлен на их возникновение.

В соответствии с законом оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Перед его осуществлением составляется план, в котором указываются основания его проведения, содержание, время, место, используемые силы и средства, тактические приемы и методы.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного работника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление – актом, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту должны приобщаться физические носители информации, полученные в результате применения специальных технических средств [15].

Результаты оперативного эксперимента в случае совершения проверяемым лицом действий, содержащих признаки преступления, могут служить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае акт оперативного эксперимента с объяснениями и рапортами участвующих в нем лиц, а также постановление о его проведении должны передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования

Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования, в соответствии со ст. 8. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативный (непроцессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступлений, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности [23].


По своей познавательной сущности данное мероприятие имеет много общего со следственным осмотром, но по юридическим основаниям, процессуальной форме и правовым последствиям они в корне отличаются друг от друга.

С помощью обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств решается целый ряд частных задач оперативно-розыскной деятельности: установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами; получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях; обнаружение похищенного имущества; обеспечение сохранности доказательств путем их перемещения, фотографирования, копирования; создание условий для следообразования путем пометки объектов, установки химловушек; принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негодное состояние орудий, средств их совершения и т.д. [18].

Основные виды объектов обследования перечислены в названии этого оперативно-розыскного мероприятия: помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Кроме этого объектами могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого могут быть следы преступления. Правовые условия обследования объектов зависят от их принадлежности и назначения. Так, условия обследования помещений будут зависеть от того является ли оно жилым, служебным или общественным.

В зависимости от организационно-тактических форм проведения можно выделить три основных вида обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: гласное, зашифрованное, негласное.

Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости других должностных лиц, специалистов, а также граждан, оказывающих гласное содействие. При проведении такого обследования его участники не скрывают от окружающих целей своих действий. Гласное обследование жилища, личных вещей, частного автотранспорта. приусадебных участков может приводиться только с согласия лиц, чьи права при этом затрагиваются [30].

Зашифрованное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств предполагает сокрытие истинных целей действий оперативного работника, либо легендирование его должностного положения.

Негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это наиболее сложный вид обследования, поскольку факт его проведения должен быть сохранен в тайне как от проверяемых лиц, так и от окружающих. Негласное обследование жилых помещений проводится при наличии судебного разрешения.


При негласном обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств должна обеспечиться сохранность первичной обстановки на обследуемом объекте. Вместе с этим, в исключительных случаях допускается изъятие или замена отдельных обнаруженных предметов (оружия, наркотиков, документов) при наличии разрешения руководителя, утвердившего задание на проведение мероприятия [31].

Результаты негласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, проводимого оперативно-техническими подразделениями оформляются справками установленной формы или актами обследования, которые могут приобщаться только к делам оперативного учета.

Акт должен быть максимально соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу следственного осмотра или акту, форма которого утверждена ведомством, чей специалист принимал участие в обследовании.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Объектами контроля могут выступать посылки, бандероли, письма, денежные переводы, телеграммы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям электрической и почтовой связи [17].

Цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, досмотр посылок, передач и бандеролей в условиях исправительных учреждений и СИЗО не является оперативно-розыскными мероприятиями и порядок их осуществления регламентируется уголовно-исполнительным законодательством и иными нормативными актами.

Проведение оперативно-технических мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в соответствии с межведомственными нормативными актами отнесено к компетенции органов федеральной службы безопасности. Основанием для их осуществления является задание оперативного аппарата органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В задании указываются установочные данные контролируемого объекта, сроки проведения мероприятия, перечень вопросов, подлежащих выяснению, необходимость и способы фиксации содержания корреспонденции (снятие копий, фотографирование, видеосъемка, получение образцов для сравнительного исследования) и другие особые требования к проведению мероприятия. К заданию прилагается соответствующее судебное решение, которое по завершении мероприятия возвращается его инициатору.


Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также все почтовые отправления, поступающие в конкретный адрес и исходящие от него. Порядок проведения контроля почтовых отправлений телеграфных и иных сообщений и оформление их результатов регламентируется отдельными межведомственными и ведомственными нормативными актами ФСБ [21].

Максимальный срок контроля не может превышать шести месяцев, если иное не предусмотрено в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.

Прослушивание телефонных переговоров – это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений по абонентским телефонным линиям связи.

Данное мероприятие, как правило, проводится оперативно-техническими подразделениями ФСБ на основании заданий установленного образца. В задании указываются данные, контролируемого объекта, его абонентский номер телефона, список лиц, проживающих с объектом и пользующихся телефоном, другие необходимые данные, вопросы, подлежащие выяснению, а также указание о предполагаемом использовании результатов прослушивания в доказывании по уголовным делам. К заданию прилагается соответствующее судебное решение, которое по окончании мероприятия возвращается его инициатору [24].

Прослушивание телефонных переговоров в соответствии с законом может проводиться в течении 6 месяцев со дня принятия судебного решения, в то же ведомственная инструкция ограничила этот срок тремя месяцами. При необходимости продления срока судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов.

Прослушиваться могут не только обычные проводные телефоны, но и радиотелефонные каналы, в том числе каналы сотовой, радиорелейной и космической связи. Контролироваться могут не только двухсторонние переговоры, но и многосторонние (селекторные), а также односторонние, когда информация передается на автоматическое записывающее устройство отсутствующего абонента.

Порядок проведения прослушивания телефонных переговоров и оформление его результатов регламентируется специальными и межведомственными нормативными актами [19].

По результатам прослушивания телефонных переговоров, проводимого оперативно-техническим подразделениям, составляет сводка, представляющая собой стенограмму всех переговоров контролируемого объекта с указанием их времени. Сводки помещаются в дела оперативного учета или уничтожаются по минованию надобности.