Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие оперативно-розыскных мероприятий, основания их проведения
1.1.Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
1.2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
2. Виды оперативно-розыскных мероприятий
2.1.Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия
Законодательно предусмотрены также и основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые направлены на решение задач, прямо не указанных в ст. 2 ФЗ, но выполняющих в то же время вспомогательную, обеспечивающую функцию [18].
Так, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно - розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий.
5. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
6. О достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации [23].
В целях сбора данных, необходимых для принятия решений, перечисленных в этой статье, вводится запрет на осуществление четырех оперативно-розыскных мероприятий, которые в наибольшей степени ограничивают конституционные права граждан: обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, а также снятие информации с технических каналов связи.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий – это установленные законодателем специальные правила, выполнение которых способствует эффективности осуществления конкретного оперативно-розыскного мероприятия и гарантирует соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности.
Всю совокупность условий, изложенных в ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» целесообразно разделить на следующие группы:
- общие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- условия проведения оперативно-розыскных мероприятий ведомственного санкционирования;
- условия проведения оперативно-розыскных мероприятий судебного санкционирования [7].
Общим условием проведения оперативно-розыскных мероприятий является то, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ, что является реализацией принципа равенства всех граждан перед закон и судом. Тем не менее в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяется возможность исключения из данного правила, указанием «если иное не предусмотрено федеральным законом» [21].
Общим правилом проведения оперативно-розыскных мероприятий ведомственного санкционирования является их проведение на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
К данному правилу есть уточнение, касающееся того, что такое постановление требуется только для проведения проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен [17].
Существует условие проведения оперативного эксперимента, а именно, его проведение допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Общим правилом проведения оперативно-розыскных мероприятий судебного санкционирования является необходимость получения судебного решения.
Следующим общим правилом проведения оперативно-розыскных мероприятий судебного санкционирования, является наличие следующей информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации [25].
Процедура получения судебного решения регламентирована ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами [15].
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий [ 22].
По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.
Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.
В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд [24].
Вместе с тем есть целый ряд исключений, допускающий либо начало проведения, либо само проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, без судебного решения.
Такие исключения законодателем определяются как: случаи не терпящие отлагательств; случаи возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц; случаи проведения оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих безопасность органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение[10].
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, проводятся в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Разрешается осуществлять оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Существуют отдельные условия проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров. Их можно определить следующим образом:
- допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также лиц, которые могут располагать сведениями о таких преступлениях;
- фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами;
- в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации [27].
Особо оговариваются в ст. 8.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» условия проведения оперативно-розыскных мероприятий органами ФСБ в отношении иностранных инвесторов. В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить любые оперативно-розыскные мероприятия [26].
2. Виды оперативно-розыскных мероприятий
2.1.Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия
К этой группе – несанкционируемым оперативно-розыскным мероприятиям относятся те, которые согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» могут проводиться по решению непосредственно оперативного работника без вынесения постановления на их осуществление.
Опрос – это специальная беседа, проводимая с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные сотрудники либо лица, действующие по их поручению.
Объектом опроса могут любые лица, располагающие оперативно-значимой информацией независимо от гражданства, возраста, должностного, социального положения, религиозных убеждений [30].
Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.
В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов выделяют следующие виды опросов: гласный опрос без зашифровки цели; гласный опрос с зашифровкой цели; негласный опрос без зашифровки цели; негласный опрос с зашифровкой цели; легендированный опрос.