Файл: финансы предприятий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2053

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2: Денежные средства и организация расчетов предприятий.

План

2.1.Денежные расчеты в деятельности предприятий.

2.2.Безналичные операции и расчеты.

2.3.Общие принципы ведения кассовых операций предприятием.

2.4.Назначение и структура отчета о движении денежных средств.


2.1. Денежные расчеты в деятельности предприятий

Денежные потоки предприятия по их источникам образования можно поделить на:

- внутренние

- внешние.

Средства, которые поступают из разных источников предприятия, принадлежат к внутренним денежным потокам. Поступление средств за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовом рынке, свидетельствует об использовании внешних источников.

Отрицательное движение денежных потоков означает, что предприятию необходимый кредит в пределах полученного отрицательного значения, положительный - что предприятие потенциально будет иметь возможность уменьшить существующую задолженность.

Структура денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы предприятия.

Классификацию поступлений и выбытий денежные средства приведены на рисунке 1.

Большинство предприятий значительную часть финансовых ресурсов получает за счет внутренних источников. Они составляют 60-70% от общего объема денежных потоков. Внутренние денежные поступления согласно действующей практике учета и отчетности включают:

- выручку от реализации продукции, работ и услуг;

- выручку от другой реализации;

- доходы от внереализационных операций.

От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение издержек (расходов) и формирование прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, которые влияют на уровень выплаченных процентов, что в конечном итоге сказывается на финансовом результате деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции является финансовой категорией, которая выражает денежные отношения между поставщиками и покупателями.

Предприятия, кроме основной, получают доходы от таких видов деятельности:

- приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг;

- продажа акций, облигаций и других ценных бумаг;

- вложение временно свободных средств на депозит;

- валютные операции;

- паевые взносы, частичное участие в деятельности других предприятий;

- предоставление займов;

- лизинговые операции.

Денежные расчеты, которые осуществляются предприятиями всех форм собственности, могут осуществляться в наличной и безналичной форме. В совокупности эти денежные расчеты формируют денежный оборот предприятий.

В денежном обороте предприятий можно выделить такие направления:

• расчеты, связанные с процессом производства;

• расчеты по результатам деятельности;

• внутрихозяйственные расчеты.


Основными для предприятия являются денежные средства, поступающие от продажи продукции (работ, услуг), которые зачисляются на текущие счета или в кассу предприятия, оприходованные товары при товарообменных операциях, а также поступление в нематериальной форме.

От денежных поступлений зависят финансовая стойкость предприятия, состояние оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с государственными целевыми фондами, кредитными учреждениями.

В Украине применяются два метода определения поступлений от продажи продукции:

кассовый метод, соответственно которому поступление от продажи определяют средствами, которые поступили на счет в виде платежей за отгруженную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги или оприходованных материальных ценностей;

метод начисления, соответственно которому поступление от продажи продукции определяют по стоимости отгруженных товаров на соответствующую дату.

При выполнении хозяйственных операций, связанных с продажей продукции (работ, услуг), других материальных ценностей, нематериальных активов, обязательство предприятия относительно полученных денежных средств и других форм возникают с момента:

- зачисление средств от покупателя на банковский счет предприятия;

- зачисление наличных средств в кассу предприятия или инкассация наличных средств в банковском учреждении, которое обслуживает предприятие;

- оформление налоговой накладной, которая удостоверяет факт предоставления покупателю товаров при расчетах кредитными или дебетовыми карточками и чеками.

При осуществлении товарообменных (бартерных операций) обязательства предприятия возникают с момента:

- оформление документа, который удостоверяет факт выполнения работ, услуг;

- оприходование товаров;

- оформление документа, который удостоверяет факт получения заказчиком работ, услуг.

Выполнение операций при ввозе товаров (работ, услуг) фиксируется с момента:

- оформление ввозной декларации;

- списание средств с текущих счетов заказчика в оплату работ (услуг);

- оформление документа, который удостоверяет факт выполнения работ (услуг) нерезидентом.

Движения наличных и безналичных денежных средств взаимосвязаны. Однако в совокупном денежном обороте преобладают безналичные расчеты. Безналичные расчеты не ограничиваются лишь банковскими операциями. В денежном обороте могут иметь место взаимные расчеты. Такие расчеты, как правило, осуществляются вне банков.

Ссудные счета открываются юридическими и физическими лицами в банке. Такие счета назначаются для учета кредита, который осуществляется путем оплаты расчетных документов и перечисление на текущий счет получателя кредита соответственно условиям кредитования.

Депозитные счета приоткрываются на основе депозитного договора между владельцами счета и учреждением банка на срок, определенный договором. Средства на депозитный счет перечисляются с текущего счета и после истечения срока договора возвращаются на него.


Для открытия текущих счетов предприятия подают в банк такие документы:

1. Заявление на открытие счета за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера.

2. Копию свидетельства о государственной регистрации, удостоверенной органом, который выдал свидетельство, или нотариусом.

3. Копию решения о создании или реорганизации предприятия, удостоверенную нотариально или органом, который принял это решение.

4. Копию Устава предприятия, удостоверенную нотариально или регистрирующим органом.

5. Карточку с образцами подписей лиц, которые могут распоряжаться счетом с оттиском печати предприятия.

6. Копию документа, который подтверждает взятие предприятия на налоговый учет.

7. Копию документа о регистрации в Пенсионном фонде Украины.

При открытии субсчетов для филиалов и самостоятельных подразделений предприятия в банк подается копия решения о создании отделенного подразделения и просьбу об открытии субсчета.

Для открытия текущего счета в иностранной валюте предприятие-резидент предоставляет в банк те же документы, что и для открытия счетов в национальной валюте.

2.2. Безналичные операции и расчеты

Безналичные расчеты между предприятиями осуществляются в национальной валюте Украины через банк перечислением средств со счета плательщика на счет получателя.

Безналичные расчеты могут осуществляться в Украине согласно следующих видов таких форм расчетных документов:

- платежными поручениями

- платежными требованиями-поручениями;

- чеками;

- аккредитивами;

- векселями;

- платежными требованиями;

- инкассовыми поручениями (распоряжениями).

Платежное поручение — это документ, который является письменно оформленным распоряжением клиента на перечисление определенной суммы средств. Поручения принимаются банком к выполнению на протяжении десяти календарных дней от даты оформления. Поручения используются при расчетах за товары и услуги, с бюджетом, банками, страховыми компаниями и т.д.

Платежное требование - поручение — это комбинированный документ, который состоит из двух частей: верхняя — требование поставщика непосредственно к покупателю уплатить стоимость работ, услуг и товаров; нижняя — поручение плательщика своему банку перечислить с его счета сумму, проставленную в строке «сумму к оплате писать словами».

Поставщик, отгрузив продукцию, выписывает в трех экземплярах платежное требование-поручение и вместе с копиями отгрузочных документов передает их в банк покупателя. При согласии оплатить поставку покупатель заполняет платежное поручение, на основании которого соответствующая сумма перечисляется. После предоставления платежного поручения банк плательщика передает ему отгрузочные документы.

Чеки применяются для осуществления расчетов в безналичной форме.


Расчетный чек — это документ, содержащий письменное распоряжение собственника счета (чекодателя) учреждению банка (банка-эмитента), который обслуживает его счет, уплатить чекодержателю указанную в чеке сумму.

Чекодатель — юридическое или физический лицо, которое производит платеж с помощью чека и подписывает его. Чекодержатель - предприятие, которое является получателем средств по чеку. Банк-эмитент - это банк, который выдает чековую книжку (расчетный чек). Чеки из чековой книжки выписываются в момент осуществления платежа и выдаются чекодателем за полученные им товары и предоставленные услуги.

Аккредитив — это форма расчетов, при которых банк-эмитент по поручению своего клиента (заявителя аккредитива) обязан выполнить платеж третий лицу (бенефициару) за поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, предоставить полномочия другому исполняющему банку произвести этот платеж.

Заявитель аккредитива — плательщик, который обратился в банк, обслуживающий его, для открытия аккредитива.

Бенефициар — юридическое лицо, в пользу которого выставлен аккредитив (продавец, производитель работ или услуг).

Исполняющий банк — это банк бенефициара или другой банк, который по поручению банка-эмитента выполняет аккредитив.

Виды аккредитивов:

а) покрытый (депонированный в банке поставщика), при открытии которого банк покупателя перечисляет средства плательщика в банк поставщика согласно условиям зачисления его на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательства банка покупателя. Покрытый аккредитив предусматривает заблаговременное бронирование средств плательщика;

б) непокрытый (гарантированный), который открывается покупателю в банке поставщика, путем предоставления банку права списывать все суммы аккредитива за счет банка покупателя. Оплата за непокрытым аккредитивом в случае временного отсутствия средств на счету плательщика гарантируется банком-эмитентом за счет банковского кредита.

Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные. Отзывной аккредитив может быть замененный или аннулированный банком поставщика без предварительного сообщения бенефициару. Безотзывный аккредитив — это аккредитив, который меняется или аннулируется только по согласию поставщика, в пользу которого он был открыт.

В Украине при расчетах используют также векселя (простые и переводные). Простой вексель выписывается и подписывается должником. Переводной подлежит обязательному акцепту плательщиком. Переводные векселя могут быть переданы другому лицу через индоссамент — специальная передающая надпись на оборотной стороне документа или на дополнительном листе к нему.

Индоссамент безоборотный — форма индоссамента, согласно которой векселедатель перед своей подписью делает надпись: «Без оборота на меня». Это дает ему возможность избежать предъявления к нему претензий в случае неоплаты векселя обязанным за ним лицом. Такой вид векселя принимается банком по повышенной ставке.


Индоссамент бланковый — форма передачи векселя, согласно которой лицо, передающее вексель, ставит подпись без указания лица, которое становится владельцем векселя. Таким образом, вексель становится ценной бумагой на предъявителя. Индоссамент бланковый становится именным благодаря надписи над индоссаментом: «Заплатите по приказу такого то лица». Индоссамент именной — форма индоссамента, согласно которой лицо, передающее вексель, указывает перед своей подписью фамилию лица, которому будут принадлежать все права за векселем.

Индоссамент ограничительный — форма индоссамента, согласно которой запрещается дальнейшая передача векселя или вексель передается на инкассацию. Ограничительным является залоговый индоссамент (на векселе, который выдается под залог).

Индоссамент ордерный является такой формой индоссамента, согласно которой, в передающей надписи указывают конкретное лицо (индоссата), по чьему приказу вексель подлежит оплате и, которая должна со временем осуществить индоссамент.

Индоссамент целевой является такой формой индоссамента, согласно которой указывают цель передачи векселя другому лицу (например, «Для депонирования»). Такая надпись имеет характер поручения, и новый собственник векселя может индоссировать вексель только с этой целью.

Индоссант — лицо, которое осуществляет индоссамент.

Индоссат — лицо, в пользу которого делается индоссамент.

2.3. Общие принципы ведения кассовых операций предприятием

Предприятия и предприниматели, которые имеют счета, обязаны хранить свои средства в учреждениях банков. Денежная наличность может быть получена с собственных счетов в учреждениях банков в пределах имеющихся средств и на цели, указанные в чеке, без предоставления подтверждающих документов и расчетов.

Лимит кассы устанавливается предприятиям, которые имеют счета в учреждениях банков и осуществляют операции с денежной наличностью. Такие предприятия могут сохранять в своей кассе денежную наличность на конец дня в пределах утвержденного лимита кассы.

Порядок установления предприятиям лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выручки регулируется Инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины. Наличная выручка предприятий может использоваться ими для обеспечения нужд, которые возникают в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательными платежами). Предприятия не должны накапливать наличную выручку в своих кассах свыше установленного лимита кассы для осуществления нужных расходов до наступления сроков этих выплат. Предприятия, которые имеют текущие счета в учреждениях банков, получают денежную наличность с этих счетов в учреждениях банков в пределах имеющихся средств и тратят ее исключительно на цели, которые определены в денежном чеке и не противоречат действующему законодательству Украины. Предприятия имеют право сохранять денежную наличность в своей кассе, которая получена в учреждении банка для выплат, связанных с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), свыше установленного лимита кассы на протяжении трех рабочих дней, включая день получения денежной наличности в учреждении банка. Для проведения этих выплат работникам отдаленных подразделов предприятий железнодорожного транспорта и морских портов денежная наличность может сохраняться в их кассах свыше установленного лимита кассы на протяжении пяти рабочих дней, включая день получения денежной наличности в учреждении банка.