ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2059
Скачиваний: 1
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
К внешним факторам принадлежат:
- естественные условия;
- транспортные условия; социально-экономические условия;
- уровень развития внешнеэкономических связей;
- цены на производственные ресурсы и т.п..
К внутренним факторам изменения прибыли принадлежат:
- основные факторы (объем продажи, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции);
- не основные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушение условий работы и требований к качеству продукции, которые ведут к штрафам и экономическим санкциям).
Влияние факторов может быть развернуто по каждой составляющей балансовой прибыли. Например, возьмем прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая может быть рассчитана такой формулой:
P=N-S,
где N — выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов;
S — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) согласно полной себестоимости.
Приведем расчеты изменения прибыли.
Общее изменение себестоимости за период составляет
S = U + M + A, где
S — общее изменение затрат на производство реализованной продукции;
U — изменение затрат по оплате труда;
М— изменение материальных затрат;
А — изменение амортизации.
Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортизации ведут к изменению себестоимости продукции. Это влияет и на изменение прибыли от реализации и, в конечном итоге, на изменение балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет к снижению балансовой прибыли и наоборот.
3.2. Система показателей рентабельности
Для предприятий разного профиля - промышленных, аграрных и др., что функционируют в условиях рыночной экономики, главным критерием эффективности хозяйствования является прибыльность. На основе показателей прибыльности предприятия рассчитывают ряд показателей рентабельности.
Показатель рентабельности продажи по валовой прибыли определяется по формуле:
где GP — валовая прибыль,
NS — объем чистой продажи.
В странах с рыночной экономикой широко используется показатель уровня общей рентабельности как отношение прибыли до начисления процентов ко всем активам предприятия. Он характеризует способность предприятий к наращиванию вложенного капитала. Этот показатель является одним из главных при оценке рентабельности.
Для углубленного ее анализа необходимо рассчитать число оборотов капитала по формуле
где ТА — все активы предприятия. Отсюда
где NPp — прибыль до выплаты процентов.
Сократив правую часть равенства на NS, достигаем ее тождественности с левой частью. Как видим, уровень общей рентабельности предприятия формируется как произведение рентабельности продажи на число оборотов капитала. Теперь становится очевидным, что достичь довольно высокого уровня общей продажи можно за счет ускорения оборота всех активов предприятия. ^
Нередко предприятия вкладывают большие средства в производственные фонды и потому снижают число оборотов капитала. Такие вложения сопровождаются повышением уровня механизации и автоматизации производства, обеспечение его непрерывности, которая приводит к получению высоких прибылей, которые с излишком компенсируют снижение уровня общей рентабельности, вызванного действием первого фактора (снижение числа оборотов капитала). Для владельцев предприятий очень важным является показатель уровня рентабельностисобственного капитала
где NPн.n. - прибыль до начисления налогов;
ВК — собственный капитал.
При нормальных условиях хозяйствования уровень рентабельности собственного капитала должен быть высшим от показателя уровня общей рентабельности, несмотря на то, что NPн.n.<NPp на величину выплаченных процентов по использованию ссудного капитала. Менеджерам предприятия надо знать, при каком объеме реализации того или другого вида продукции (объем продажи) достигается безубыточность производства (нулевая рентабельность). Такой объем реализации (продажи) называют критическим, поскольку при его уменьшении предприятие начинает нести убытки. Вместе с тем при увеличении продажи над его критическим объемом обеспечивается прибыльность производства.
Определение критического объема реализации, а также анализ безубыточности производства и прогнозирование прибыли основывается на использовании принципа классификации расходов в зависимости от их связи с объемом производства. За этим же признаком все расходы (затраты) делятся на постоянные и переменные. Разное соотношение между этими группами расходов, а также их абсолютная сумма существенным образом влияют на критический объем продажи и прибыль предприятия. Чтобы непосредственно определить их, можно воспользоваться двумя способами:
1) графическим, т.е. построением графика критической точки объема реализации продукции (объема продажи); 2) формулой нормы безубыточности.
Более углубленный анализ безубыточности производства и прибыльности отрасли можно осуществить с помощью формулы нормы безубыточности. Для удобства такого анализа эту формулу изобразим в виде
где Пв — постоянные расходы, грн.;
Ц — цена реализации единицы продукции;
q — объем реализации;
Зв — переменные расходы на единицу продукции.
Предприятие лишь тогда начинает получать прибыль, когда увеличивает объем продажи свыше его критического уровня. Если предприятие ставит себе за цель достичь определенного прироста прибыли от реализации продукции соответствующей отрасли, закономерно возникает вопроса: сколько необходимо дополнительно продать этой продукции, чтобы достичь необходимой суммы прибыли?
Чтобы ответить нанего, составим равенство
Прирост прибыли П определяется как разность между прибылью при увеличенном объеме продажи П1 и прибылью при достигнутом (базовом) объеме продажи По, т.е.
В развернутом виде эту формулу можно записать так:
Отсюда прирост продажи продукции q = q1 – qо при котором достигается необходимый предприятию прирост прибыли, определяется по формуле
Тогда возникает вопрос: какой объема производства (продажи) этих видов продукции нужно достичь, чтобы обеспечить его безубыточность?
При таких обстоятельствах критический объем производства (продажи) достигается, когда
q1 х (Цi - Звi,) - ПВ = 0,
где qi — объем производства (продажи) і-го вида продукции; Звi- переменные расходы на 1 ц і-го вида продукции; ПВ — общие постоянные расходы для і-х видов продукции.
3.3. Факторный анализ динамики прибыльности
Анализ критических соотношений или безубыточности является методом исследования, с помощью которого оцениваются усилия компании, приложенные для получения определенной прибыли.
Анализ построен на поиске соотношений между себестоимостью продукции, выручкой от ее реализации и прибылью. Начинается исследование с трех обычных условий:
1. В компании есть расходы, которые не зависят от того, насколько успешно она работает, например арендная плата, заработная плата.
Это постоянные расходы.
2. С увеличением объемов реализации продукции возрастают определенные расходы, которые прямо или опосредованно связаны с этим процессом. К ним принадлежат расходы на приобретение и изготовление необходимых дополнительных товаров. Это переменные расходы.
3. При определенном объеме реализации продукции выручка равняется валовым расходам (постоянным и переменным). В такой момент функционирование компании безубыточное. Т.е. нет прибыли, но отсутствуют и ущерб (см. рис. 7).
Постоянные расходы показаны горизонтальной линией. Они подытоживаются с переменными и откладываются на наклонной валовых расходов, которая параллельна наклонной по переменным расходам.
В определенный момент линия валовых поступлений от реализации пересечется с прямой валовых расходов. Например, это произойдет при реализации определенного количества единиц объема продукции. Т.е. к тому времени, пока компания не реализует такое количество единиц продукции, она будет нести убытки, поскольку ее расходы не будут покрываться доходами от реализации. Как только реализация превысит определенное количество единиц, фирма начнет получать прибыль.
Такая схема помогает аналитику найти ответ на важные вопросы: сколько усилий и капитала необходимо фирме для того, чтобы быть безубыточной? Есть ли необходимость увеличивать объем продажи для повышения прибыльности фирмы?
На варьировании переменных и постоянных расходов основывается концепция предельного дохода, которую чаще называют концепцией содействия маржи, т.е. содействие дохода. Содействие может быть определено как величина, которая осталась после покрытия переменных расходов, которые оказывали содействие оплате постоянных.
Раздел всех операционных расходов предприятия на постоянные и переменные дает возможность использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный ливеридж». Действие этого механизма основанная на том, что наличие в составе операционных расходов любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Другими словами, постоянные операционные расходы самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции независимо от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.
Чем выше значение коэффициента операционного ливериджа на предприятии, тем более оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли относительно темпов прироста объема реализации продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, которое имеет больший коэффициент операционного ливериджа, при прочих равных условиях всегда будет больше наращивать объем своей операционной прибыли по сравнению с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.
Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, которая достигается при определенном коэффициенте операционного лавериджа, характеризуется показателем «эффект операционного ливериджа».
Согласно изложенного очень важно определить, какие факторы повлияли на объем прибыли в отчетный период по сравнению с прошлым и в какой мере это влияние обусловило изменение его абсолютной величины. Экономический механизм образования прибыли дает возможность выделить три важнейших фактора, которые влияют на объем прибыли предприятия или его отдельной части:
1) объем реализации;
2) уровень полной себестоимости реализованной продукции;
3) средняя цена реализации продукции.
3.4. Общая характеристика отчета о финансовых результатах
Форма и содержание отчета о финансовых результатах определены Положениям (стандартом) бухгалтерского учета 3(далее - П(С)БУ 3) «Отчет о финансовых результатах», который является аналогом отчету о прибылях и убытках согласно МСБУ. Согласно П(С)БУ1, отчет о финансовых результатах - это отчет о доходах, расходах и финансовых результатах предприятия. Указанные требования касаются предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц (далее предприятий) всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений).
Относительно первого раздела отчета о финансовых результатах, соблюдены все требования МСБУ по структуре отчета о прибылях и убытках - выделены статьи, которые дают возможность определить финансовый результат от обычной и чрезвычайной деятельности, а также в составе обычной деятельности - от операционной и другой деятельности (финансовой и инвестиционной). Такая классификация доходов и расходов имеет большое значение для оценки деятельности предприятия.
Расходы от операционной деятельности предоставлены по функциональной классификации расходов, т.е. делятся по таким функциям, как производство, управление и сбыт. Поэтому к себестоимости реализации будут включенные лишь:
• во время реализации продукции - производственная себестоимость реализованной продукции;
• во время реализации услуг - производственная себестоимость предоставленных услуг;
• во время реализации товаров - расходы на их приобретение, доставку и доведение к пригодному к реализации состоянию.
Остальные расходы относятся в состав других операционных, административных расходов и расходов на сбыт. Таким образом, новая структура первого раздела отчета о финансовых результатах предоставляет нам информацию о доходах и расходах с точки зрения владельца предприятия и в отличие предыдущей:
• рассматривает прибыль в основном как источник распределения доходов владельцам (начисление и уплаты дивидендов и т.п.);
• все расходы, связанные с получением дохода отчетного периода, включая и налог на прибыль, считает расходами отчетного периода.
Второй раздел этого отчета - элементы операционных расходов - предоставляет возможность провести необходимый анализ структуры расходов на производство, управление, сбыт и других операционных затрат по экономическим элементам и используется для составления отчета о движении денежных средств (во время корректирования суммы нераспределенной прибыли на не денежные статьи, в частности на сумму амортизации).
Третий раздел отчета о финансовых результатах - расчет прибыльности акций - касается лишь акционерных обществ, где простые или потенциальные простые акции открыто продаются и покупаются на фондовых биржах, в том числе таких обществ, которые находятся в процессе выпуска указанных акций. Это новый раздел, который отвечает требованиям МСБУ 33 «Прибыль на акцию».
Оценка дохода
В общем виде сумма чистого дохода (Д), полученного или ожидаемого получить, определяется по выражению:
Д = В – Н – ДТР – Сн - Уц, где
В — валовая сумма денежных средств, которая должных поступить или поступила на текущие счета в банке (или в кассу) предприятия;
Н—налоги, которые подлежат перечислению в государственный бюджет;