Файл: Экологическое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1716

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.












Тема 12. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.


Особо охраняемые природные территории – это участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Для них устанавливается особый (заповедный) режим правовой охраны, сущность которого состоит в изъятии находящихся на них природных объектов и комплексов полностью или частично из хозяйственного использования.

Законом различаются несколько категорий особо охраняемых территорий с учетом особенностей их правового режима и правового статуса расположенных на них природоохранных учреждений: заповедники, заказники, национальные парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а так же иные земельные зоны, ландшафты и др.

Заповедник- участок земли или водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства. На территории заповедника могут находиться НИИ. Запрещена всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

Заказник- территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т.д.

Национальный парк – территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

Правовой режим охраняемых природных территорий определяется актами экологического законодательства общего характера, а также положениями о конкретных видах рассматриваемых территорий – заповедниках, национальных парках, заказниках и других.

Особо охраняемые природные территории могут быть только государственной собственностью.

Правовой режим различных особо охраняемых территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых можно выделить несколько его видов.

Так, государственные природные заповедники представляют собой природные комплексы, полностью изъятые из хозяйственного и рекреационного использования. На территории заповедника запрещено какое-либо вмешательство человека в естественные процессы природы, если оно противоречит целям деятельности заповедника. В соответствии с этим законом определяются задачи заповедника.

В отличие от заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные задачи, но и рекреационно-просветительные: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями. В этих целях национальному парку придается дифференцированный режим с выделением различных функциональных зон.


Близкий по характеру правовой режим с зональным делением устанавливается и на территории природных парков, которые создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.

Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. Причем земельные участки, на которых расположены заказники, в отличие от территории заповедников и национальных парков, могут не изыматься у их владельцев.

Памятниками природы, как правило, признаются отдельные невоспроизводимые природные объекты и комплексы, имеющие уникальное, научное, экологическое и другое значение.

Лечебно-оздоровительные местности представляют собой территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, грязями и др.). Подобные территории, если они освоены и используются в целях лечения, а также располагают соответствующими зданиями и сооружениями, называются курортами (Славянский курорт, Трускавец, Моршин и др.).

За нарушение правового режима особо охраняемых территорий установлена административная и уголовная ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях правового режима особо охраняемых территорий предусматривает следующие меры.

Статья 91. Нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда.

Осуществление в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, а также территорий, зарезервированных для последующего заповедывания, запрещенной хозяйственной или иной деятельностью нарушение других требований режима этих территорий и объектов, самовольное изменение их границ, непринятие мер для предупреждения и ликвидации негативных последствий аварий или иного вредного воздействия на территории и объекты природно-заповедного фонда - влекут наложение штрафа на граждан от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой и на должностных лиц – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой

Статья 92. Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.

Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры - влекут предупреждение или наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.



Уголовный кодекс предусматривает следующие меры ответственности:

Статья 252. Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда.

  1. Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда – наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.

  2. Те же действия, совершенные путем поджога или иным общеопасным способом, повлекшее гибель людей либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.








Тема 13. Экологическая экспертиза.

План.

  1. Задачи и принципы экологической экспертизы.

  2. Объекты и субъекты экологической экспертизы.


  1. Задачи и принципы экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза в Украине – вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколо-экспертных формирований и объединений граждан, базирующихся на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или реализуемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Отношения в сфере экологической экспертизы регулируется законом Украины «Об экологической экспертизе» и Законом Украины «Об Охране окружающей природной среды» и другими законами Украины.

Целью экологической экспертизы является предотвращение влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной и экономической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Основными задачами экологической экспертизы являются:

  • определение степени экологического риска и безопасности запланированной или реализуемой деятельности;

  • организация комплексной, научно-обоснованной оценки объектов экологической экспертизы;

  • установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил;

  • оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровье людей и качество природных ресурсов;

  • оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровья людей;

  • подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы.

Основными принципами экологической экспертизы являются:

  • гарантирование безопасной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды;

  • сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественного мнения;

  • научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;

  • экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или реализуемой деятельности;

  • государственное регулирование;

  • законность.



  1. Объекты и субъекты экологической экспертизы.

Объектами экологической экспертизы – являются проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей среды, появления угрозы здоровью людей.

Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, создающие значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровью людей.

Субъектами экологической экспертизы являются:

  • Министерство безопасности Украины;

  • Органы и подразделения Минздрава Украины в части, касающейся экспертизы объектов, которые могут негативно влиять на здоровье людей;

  • Другие государственные органы, местные органы власти и самоуправления в соответствии с законодательством;

  • Общественные организации экологической направленности;
    другие организации, учреждения и предприятия в том числе иностранные юридические и физические лица, привлекаемые к проведению экологической экспертизы:

  • Отдельные граждане в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Во время расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о служебном и хозяйственных преступлениях, связанных с нанесением ущерба окружающей среде, о загрязнении моря вредными для здоровья людей и его живых организмов веществами или другими отходами и материалами могут возникнуть вопросы, для решения которых целесообразно привлечение специалиста-эколога. Ему могут быть заданы следующие вопросы:

  • Отвергает ли проект данного объекта нормам, правилам и требованиям природной среды и рационального его использования?

  • Выполнено ли строительство данного объектов соответствии с указанными нормами, правилами и требованиями?

  • Не наступит ли данные негативные последствия из-за несоответствия в проектировании или строительстве данного объекта?

  • Какие нарушения или просчеты в проекте или технологическом процессе его реализации привели к данным негативным последствиям?

  • Какое конкретное служебное или иное лицо ответственно за нарушение или просчеты в проекте или техническом процессе?


Экологическая экспертиза – это процессуальное действие, которое проводится с целью получения выводов по вопросам, имеющим доказательное значение в деле.

Основными формами экологической экспертизы являются: государственная, общественная и специализированная.

Выводы государственной экологической экспертизы является обязательными для выполнения.

Выводы общественной и иной экологической экспертизы имеют рекомендательный характер.