ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1716
Скачиваний: 1
Тема 12. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.
Особо охраняемые природные территории – это участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Для них устанавливается особый (заповедный) режим правовой охраны, сущность которого состоит в изъятии находящихся на них природных объектов и комплексов полностью или частично из хозяйственного использования.
Законом различаются несколько категорий особо охраняемых территорий с учетом особенностей их правового режима и правового статуса расположенных на них природоохранных учреждений: заповедники, заказники, национальные парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а так же иные земельные зоны, ландшафты и др.
Заповедник- участок земли или водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства. На территории заповедника могут находиться НИИ. Запрещена всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.
Заказник- территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т.д.
Национальный парк – территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.
Правовой режим охраняемых природных территорий определяется актами экологического законодательства общего характера, а также положениями о конкретных видах рассматриваемых территорий – заповедниках, национальных парках, заказниках и других.
Особо охраняемые природные территории могут быть только государственной собственностью.
Правовой режим различных особо охраняемых территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых можно выделить несколько его видов.
Так, государственные природные заповедники представляют собой природные комплексы, полностью изъятые из хозяйственного и рекреационного использования. На территории заповедника запрещено какое-либо вмешательство человека в естественные процессы природы, если оно противоречит целям деятельности заповедника. В соответствии с этим законом определяются задачи заповедника.
В отличие от заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные задачи, но и рекреационно-просветительные: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями. В этих целях национальному парку придается дифференцированный режим с выделением различных функциональных зон.
Близкий по характеру правовой режим с зональным делением устанавливается и на территории природных парков, которые создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.
Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. Причем земельные участки, на которых расположены заказники, в отличие от территории заповедников и национальных парков, могут не изыматься у их владельцев.
Памятниками природы, как правило, признаются отдельные невоспроизводимые природные объекты и комплексы, имеющие уникальное, научное, экологическое и другое значение.
Лечебно-оздоровительные местности представляют собой территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения, и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, грязями и др.). Подобные территории, если они освоены и используются в целях лечения, а также располагают соответствующими зданиями и сооружениями, называются курортами (Славянский курорт, Трускавец, Моршин и др.).
За нарушение правового режима особо охраняемых территорий установлена административная и уголовная ответственность.
Кодекс об административных правонарушениях правового режима особо охраняемых территорий предусматривает следующие меры.
Статья 91. Нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Осуществление в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, а также территорий, зарезервированных для последующего заповедывания, запрещенной хозяйственной или иной деятельностью нарушение других требований режима этих территорий и объектов, самовольное изменение их границ, непринятие мер для предупреждения и ликвидации негативных последствий аварий или иного вредного воздействия на территории и объекты природно-заповедного фонда - влекут наложение штрафа на граждан от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой и на должностных лиц – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией орудий и средств совершения правонарушения и незаконно добытых природных ресурсов или без таковой
Статья 92. Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.
Нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры - влекут предупреждение или наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Уголовный кодекс предусматривает следующие меры ответственности:
Статья 252. Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда.
-
Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда – наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.
-
Те же действия, совершенные путем поджога или иным общеопасным способом, повлекшее гибель людей либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
Тема 13. Экологическая экспертиза.
План.
-
Задачи и принципы экологической экспертизы.
-
Объекты и субъекты экологической экспертизы.
-
Задачи и принципы экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза в Украине – вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколо-экспертных формирований и объединений граждан, базирующихся на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или реализуемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Отношения в сфере экологической экспертизы регулируется законом Украины «Об экологической экспертизе» и Законом Украины «Об Охране окружающей природной среды» и другими законами Украины.
Целью экологической экспертизы является предотвращение влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной и экономической ситуации на отдельных территориях и объектах.
Основными задачами экологической экспертизы являются:
-
определение степени экологического риска и безопасности запланированной или реализуемой деятельности;
-
организация комплексной, научно-обоснованной оценки объектов экологической экспертизы;
-
установление соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, санитарных норм, строительных норм и правил;
-
оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды, здоровье людей и качество природных ресурсов;
-
оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды и здоровья людей;
-
подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы.
Основными принципами экологической экспертизы являются:
-
гарантирование безопасной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды;
-
сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественного мнения;
-
научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;
-
экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной или реализуемой деятельности;
-
государственное регулирование;
-
законность.
-
Объекты и субъекты экологической экспертизы.
Объектами экологической экспертизы – являются проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, негативного влияния на состояние окружающей среды, появления угрозы здоровью людей.
Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, создающие значительное негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровью людей.
Субъектами экологической экспертизы являются:
-
Министерство безопасности Украины;
-
Органы и подразделения Минздрава Украины в части, касающейся экспертизы объектов, которые могут негативно влиять на здоровье людей;
-
Другие государственные органы, местные органы власти и самоуправления в соответствии с законодательством;
-
Общественные организации экологической направленности;
другие организации, учреждения и предприятия в том числе иностранные юридические и физические лица, привлекаемые к проведению экологической экспертизы: -
Отдельные граждане в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Во время расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о служебном и хозяйственных преступлениях, связанных с нанесением ущерба окружающей среде, о загрязнении моря вредными для здоровья людей и его живых организмов веществами или другими отходами и материалами могут возникнуть вопросы, для решения которых целесообразно привлечение специалиста-эколога. Ему могут быть заданы следующие вопросы:
-
Отвергает ли проект данного объекта нормам, правилам и требованиям природной среды и рационального его использования?
-
Выполнено ли строительство данного объектов соответствии с указанными нормами, правилами и требованиями?
-
Не наступит ли данные негативные последствия из-за несоответствия в проектировании или строительстве данного объекта?
-
Какие нарушения или просчеты в проекте или технологическом процессе его реализации привели к данным негативным последствиям?
-
Какое конкретное служебное или иное лицо ответственно за нарушение или просчеты в проекте или техническом процессе?
Экологическая экспертиза – это процессуальное действие, которое проводится с целью получения выводов по вопросам, имеющим доказательное значение в деле.
Основными формами экологической экспертизы являются: государственная, общественная и специализированная.
Выводы государственной экологической экспертизы является обязательными для выполнения.
Выводы общественной и иной экологической экспертизы имеют рекомендательный характер.