Файл: Экологическое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1717

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от объектов правового регулирования выделяются природоохранные и антропоохранные отношения, каждый из которых также подразделяются на соответствующие виды в зависимости от характера объектов, форм и источников неблагоприятного экологического воздействия. Объектом правового регулирования всегда выступают общественные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу использования и охраны окружающей человека среды обитания.

Наряду с предметом специфическими особенностями обладает и метод экологического права, под которым понимают совокупность способов, приемов и средств воздействия на общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, экологических прав и свобод граждан. Вместе с общеправовыми методами, к которым относятся императивный и диспозитивный методы, методы дозволения, санкционирования, согласования, ограничения, управомачивания, стимулирования, упреждения, профилактики, рекомендации, запрета и т.д., в экологическом праве выделяют также специфические методы, выделяющие его среди других отраслей права. Это методы инициативы, эколого-экспертных оценок, эколого-социальных обременений и ряд других методов. Специфична и роль некоторых общеправовых методов в регулировании экологических общественных отношений. Так, метод профилактики в силу исключительных особенностей экологического вреда в связи с невозможностью его полного и адекватного возмещения, а также все возрастающее значение методов экономического стимулирования и экологизации хозяйственной деятельности находят соответствующее место в действующем законодательстве.
















































ТЕМА 2. Объекты, субъекты и источники экологического права.


ПЛАН:


  1. Объекты и субъекты экологического права.

  2. Источники экологического права.

  3. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения.


1. Объекты и субъекты экологического права.

В эколого-правовой литературе традиционно выделяют интегрированные, дифференцированные и комплексные объекты экологического права. К интегрированным относятся окружающая среда в целом, жизнь и здоровье людей, включая экологические права и свободы человека. К дифференцированным относят отдельные природные объекты – земля, недра, воды, растительный мир, животный мир, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство. К комплексным объектам причисляют природные и искусственно созданные комплексы и ландшафты – объекты и территории природно-заповедного фонда, курортные, лечебно-оздоровительные и реакционные зоны, исключительную (морскую) экономическую зону, континентальный шельф, зоны экологического бедствия.

Для внешних и внутренних границ охраняемой государством окружающей среды характерны два признака: возможность влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье человека; объективная возможность государственно-правового вмешательства в средоохранные процессы. Внешние пределы охраняемой законом окружающей среды очерчиваются рамками атмосферы и околоземного космического пространства в той части, в которой оно испытывает влияние земной природы, антропогенной деятельности и космических факторов.

Внутренние пределы определяются природозависимым и антропозависимым, экологически ценным и доступным для государственно-правовой охраны характером объекта. Поэтому в круг охраняемых эколого-правовыми нормами объектов в настоящее время не входят: социальные ценности, созданные человеком; компоненты природы и искусственной реальности, вышедшие из экологической связи с природой и человеком, либо не имеющие существенного экологического влияния на природу и человека; природные объекты, явления и процессы, охрана которых практически не возможна на данном этапе развития науки и техники, либо практически не целесообразна.

Под природными объектами в экологическом праве понимают составную часть окружающей природной среды или всю окружающую среду в целом, охраняемую нормами экологического права, обладающую признаками естественного происхождения и состоящие в экологической цепи природных систем, способные выполнять экологическую функцию и обеспечивать качество среды обитания человека. Природными объектами являются: земля, воды, недра, растительный и животный миры, атмосферный воздух, а также окружающая природная среда в целом. Данные объекты являются укрупненными и внутри каждого из них можно выделить огромное количество более мелких природных объектов.


Под ресурсом в буквальном смысле понимают источник потребления. В широком смысле природный ресурс – это источник потребления человеком природы – экологический, экономический, эстетико-культурный, духовный. В узком смысле, как этот термин употребляется в экологическом праве, под ресурсом понимают источник экономического потребления. Поэтому принято говорить об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, понимая под охраной – определенный природный объект, а под использованием – определенный ресурс. Причем в обоих случаях речь может идти об одном и том же предмете (например, о земельном участке).

Понятие «природный объект» отражает экологическую сторону какого-либо предмета, а понятие «природный ресурс» - его экономическую сторону как объекта потребления. В эколого-правовом смысле нельзя охранять то, что подлежит потреблению, поэтому применительно к ресурсам мы употребляем термин «рациональное использование». При этом следует иметь в виду различное смысловое содержание экологического и экономического рационализма. Природные ресурсами являются: земельные, водные, лесные, растительные, фаунистические, минеральные, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные и другие объекты. Причем внутри каждого вида объектов можно выделить более определенные ресурсы (например, пресноводные источники или защитные леса).

Основными экологические правами человека являются право на жизнь, право на охрану здоровья, право на здоровую и безопасную окружающую среду, право на свободный доступ к экологической информации. Некоторые политические и экономические права также имеют экологический аспект (например, право на создание экологических общественных формирований). Многие личные и социально-культурные права граждан являются по сути экологизированными, т.к. их эффективная реализация неразрывно связана с благоприятным состоянием окружающей среды. Субъектами экологического права в соответствии с действующим законодательством признаются украинский народ, государство и самоуправляющиеся образования в лице органов власти и управления общей и специальной компетенции, общественные организации экологического профиля и природопользования в лице граждан и организаций.

Органы общего государственного управления – это уполномоченные законом органы государственной исполнительной власти, осуществляющие наряду с общими полномочиями полномочия обеспечения эффективного использования и охраны объектов экологического права. К ним относятся: Президент Украины, Совет Национальной безопасности, Кабинет Министров Украины, Постоянная правительственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, правительство Автономной Республики Крым, Госадминистрации на местах.


Органы специального государственного управления – это специально уполномоченные органы центральной исполнительной власти и их подразделения на местах, реализующие функции управления в области обеспечения эффективного использования и охраны объектов экологического права. Специальными органами неведомственного управления и контроля за использованием, охраной природных объектов, и состоянием качества окружающей среды являются Минэкобезопасности, Минздрав и другие специально уполномоченные государственные органы. Их компетенция по отношению к обеспечению эффективного использования и охране объектов экологического права является общей и охватывает большинство сторон государственно-правового регулирования экологических отношений.

Специальными органами ведомственного управления и контроля за использованием отдельных природных объектов, природных комплексов, источников экологического воздействия и их охраной являются Госкомзем, Госкомгеология, Госводхоз, Госкомлесхоз, Госкомрыбхоз, Госгидромет, Госруднадзор. Специальными органами функционального управления являются ГАИ, МВД, Госкомстандарт, Укргосинспекция Реестра и безопасности судоходства.

Органы местного самоуправления – это специально уполномоченные представительские институции местного и регионального самоуправления, осуществляющие в рамках общей компетенции управленческие функции в области экологии. Это система Советов народных депутатов и их исполнительные органы.

Экологическими общественными формированиями являются: Украинское общество охраны природы; Украинская экологическая ассоциация «Зелений світ»; Национальный экологический центр; Общества охотников и рыболовов и другие общественные организации. Они являются субъектами экологического права, т.к. признаны в качестве таковых действующим экологическим законодательством.

2. Источники экологического права.

Под источниками экологического права понимают нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения. В зависимости от юридической силы и органа, принимающего тот или иной нормативный акт, источники располагаются в строгой иерархической соподчиненности.

Конституция Украины обладает высшей юридической силой и служит фундаментом создания экологической доктрины Украинского государства, развития системы норм экологического права. Все конституционные нормы, регулирующие отношения по использованию и охране окружающей природной среды, можно разделить на три группы: собственно экологические нормы; нормы, содержащие правовые положения в области использования природных ресурсов, видов и правового статуса субъектов природопользования; нормы, закрепляющие компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экологии.


Методологической основой первой группы норм является ст. 50 Конституции, закрепляющая право каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права ущерба, а также на свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды, которая не может быть засекречена. В ст. 16 Основного закона определяется роль государства в охране окружающей природной среды, которая называет обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия обязанностью государства. Согласно ст. 66 Конституции каждому вменяется юридическая обязанность не наносить вред природе, возмещать причиненные им убытки, а часть 7 ст. 41 Основного закона налагает на собственника экологические обременения, устанавливая, что использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.

Ко второй группе норм следует отнести ст. ст. 13 и 14, закрепляющие исключительно важное общенациональное значение природных ресурсов, провозглашающие землю основным национальным богатством, находящимся под охраной государства, многообразием форм права собственности на землю и их гарантированность, возможность установления законом пределов осуществления и законодательных ограничений этого права.

Третья группа норм весьма обширна и содержится в разделах Конституции, устанавливающих компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Они не имеют отраслевой конкретизации и осуществляются в рамках общеправовой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, что свойственно, например, ст. 142 Конституции.

Наряду с Конституцией Украины важнейшим доктринальным документом и концептуальным актом в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности являются «Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», утвержденные постановлением Верховной Рады Украины 5 марта 1998 года. Они были разработаны в соответствии со ст. 16 Конституции, которой определено, что обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства.

Центральное место среди источников экологического права занимает закон «Об охране окружающей природной среды», природоресурсовые кодексы, законы «О животном мире», «О растительном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «О природно-заповедном фонде», «О пестицидах и ядохимикатах» и некоторые другие законы. При этом следует иметь в виду, что регулирование экономических отношений на уровне законов в нашей стране имеет тенденцию к дальнейшему расширению.