Файл: Экологическое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1714

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Незаконное занятие рыбным, звериным либо иным водным добывающим промыслом, причинившее существенный вред, - наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с конфискацией орудий и средств охоты и всего добытого.

  2. Те же деяния, совершенные способом массового уничтожения рыбы, зверей либо других видов животного мира лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, - наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией орудий и средств промысла и всего добытого.



Статья 250. Проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов.

Проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов или диких водных животных - наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок шести месяцев, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до трех лет.























Тема 11. Правовой режим охраны и использования атмосферного воздуха.


План.

  1. Общие сведенья. Задачи закона об охране атмосферного воздуха.

  2. Правонарушения в области охраны атмосферного воздуха и ответственность за них.


1.Общие сведения. Задачи закона об охране атмосферного воздуха.

Специфика атмосферного воздуха как природного объекта обусловила особенности его правовой охраны:

- признавая атмосферный воздух как природный ресурс, законодательство, в отличие от других природных объектов, не устанавливает права собственности на него;

- в законодательстве об атмосферном воздухе отсутствуют специальные разделы об использовании названного природного ресурса, потому, в отличие от других природных ресурсов, не возникают разновидности права использования атмосферного воздуха;

- в отличие от других природных ресурсов, атмосферный воздух как часть окружающей природной среды, в количественном составе не учитывается, но имеется нормативно утвержденный государственный учет вредных влияний на атмосферный воздух.

- нормативно установлена разрешительная система регулирования выбросов в атмосферу, порождающие правовые последствия:

- особенность правовой охраны атмосферного воздуха состоит в том, что законодательство сосредотачивает внимание на правовом регулировании охранных отношений, потому что специфика данного продукта не позволяет решать вопрос собственности на него и права пользования ним в широком понимании слова в связи с постоянным его применением.

Все это учтено Законом Украины «Об охране атмосферного воздуха», действующего с 1992 г. Закон определяет правовые и организационные основы и экологические требования в сфере охраны и использования атмосферного воздуха.

Задачей закона является регулирование отношений в этой сфере с целью сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижение вредного химического, физического, биологического и других влияний на атмосферный воздух, обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд, а также укрепления правопорядка и законности в этой сфере.

Экологическая стандартизация и нормирование производятся с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране атмосферного воздуха от загрязнений, вредного влияния физических, биологических факторов и обеспечения экологической безопасности.

Минэкобезопасности и Минздрав установил нормативы:

    1. экологической безопасности атмосферного воздуха;

    2. предельного допустимых выбросов и вредного воздействия физических и биологических факторов;

    3. содержание загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников.

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:


- осуществлять организационно–хозяйственные мероприятия, направленные на выполнение условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ и другое вредное влияние;

- применять мероприятия для уменьшения объемов выбросов загрязняющих веществ и снижения вредного влияния физических и биологических факторов;

- осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух.

В качестве экологического механизма охраны атмосферного воздуха законодательство предусматривает установление лимитов по использованию воздуха и лимитов на выбросы вредных веществ. И то и другое – платное. Сверхлимитные выбросы оплачиваются по повышенным тарифам.


2.Правонарушения в области охраны атмосферного воздуха и ответственность за них.

В соответствии со ст.44 Закона об охране атмосферного воздуха лица, виновные в:

- нарушении прав граждан на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха;

- превышение лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

-превышении нормативов предельно допустимых уровней вредного влияния физических и биологических факторов на атмосферный воздух;

- выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использовании атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

- осуществление незаконной деятельности, негативно влияющей на погоду и климат;

- внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупка в зарубежных странах и эксплуатация технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, не отвечающих установленным требованиям относительно охраны атмосферного воздуха;

- нарушение правил складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов, транспортировании, сбережении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, что привело к загрязнению атмосферного воздуха;

- проектировании и строительстве объектов с нарушением правил и требований относительно охраны и использования атмосферного воздуха;

- невыполнении распоряжений и указаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны и использовании атмосферного воздуха;

- отказе от дачи своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, источника загрязнения, а также сокрытии и искажении сведений о состоянии экологической обстановки, которая сложилась в результате загрязнения атмосферного воздуха, - несут гражданскую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Украины.


Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие меры ответственности за правонарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.


Статья 78. Нарушение порядка осуществления выброса веществ в атмосферу или воздействие на нее физических и биологических факторов.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или превышение технологических нормативов допустимого выброса загрязняющих веществ стационарных источников во время эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов - влекут наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Превышение предельно допустимых уровней воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух либо воздействие физических и биологических факторов на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти, в случаях, когда необходимость получения такого разрешения предусмотрена законодательством, - влечет наложение штрафа на должностных лиц – от пяти до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья . Нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений.

Нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях, - влечет наложение штрафа от пяти до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья 79. Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий и сооружений.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха , - влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Нарушение правил эксплуатации, а также не использование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу - влекут предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья . Несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и приемке в эксплуатацию объектов или сооружений.

Несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и приемке в эксплуатации объектов или сооружений, а равно несоблюдение сроков, установленных для каждого этапа строительства природоохранных объектов либо сооружений, или сроков приемки их в эксплуатацию - влечет наложение штрафа от одного до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от пяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.


Статья 80. Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах.

Выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах, а так же уровень воздействия физических факторов, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, - влечет наложение штрафа на должностных лиц – от двух до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статья 81. Эксплуатация автомоторных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах.

Эксплуатация гражданами автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержания загрязняющих веществ в отработанных газах, а также уровень воздействия физических факторов, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы , - влечет наложение штрафа от одного до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

Статья . Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации.

Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление по запросам полной и достоверной экологической информации, предусмотренной законодательством, - влечет наложение штрафа на служебных и должностных лиц – от трех до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.


Уголовный кодекс Украины предусматривает следующие меры ответственности за противоправные деяния в области охраны атмосферного воздуха.

Статья 241. Загрязнение атмосферного воздуха.

  1. Загрязнение или изменение природных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни, здоровья людей или для окружающей среды веществами, отходами, либо иными материалами промышленного или другого производства вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей либо окружающей среды,

- наказывается штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок либо без такового.

  1. Те же деяния, повлекшее гибель людей либо иные тяжкие последствия, - наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до трех лет либо без такового.

Статья 253. Проектирование или эксплуатация сооружений без системы защиты окружающей среды.

  1. Разработка и сдача проектов, иной аналогичной документации заказчику должностным либо специально уполномоченным лицом без обязательных инженерных систем защиты окружающей среды или введение (прием) в эксплуатацию сооружений без такой защиты, если они создали опасность тяжелых технологических аварий или экологических катастроф, гибели или массовых заболеваний либо иных тяжких последствий, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или ограничением свободы на тот же срок.

  2. Те же деяния, повлекшие последствия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, - ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет.