ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 3193
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Критерии законности применения спец.техники
ТЕМА 13 ТАКТИКА ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ
1. Познавательная функция проверки показаний на месте.
2. Подготовка к проверки показаний на месте.
3. Фиксация проверки показаний на месте.
2. Подготовка к производству проверки показаний на месте.
Проверка показаний на месте может быть проведена лишь при наличие определенных условий.
ТЕМА 14 ТАКТИКА ОБЫСКА и ВЫЕМКИ
1.Понятие, виды и задачи обыска.
ТЕМА 24 Расследование преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта
План:
1.Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.
2.Особенности расследования аварий на жд. транспорте.
3. Особенности расследования ДТП.
Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта совершаются преимущественно в форме бездействия (невыполнения соответствующих инструкций, положений, правил, регламентирующих безопасность движения и эксплуатацию транспорта). В некоторых случаях нарушение указанных правил приобретают форму активных действий, противоречащих установленным правилам перевод стрелки под составом, отправление поезда на занятый перегон, проезд запрещающего сигнала, посадка самолета в условиях когда правила предписывают выйти на второй круг).
Наиболее типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются:
1. Когда данные нарушения повлекли тяжкие последствия человеческие жертвы, повреждение или разрушение транспорта).
2. Ситуации когда могли быть тяжкие последствия , но они не наступили.
В этих случаях комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут различаться.
В целях установления объективных и субъективных признаков данного вида преступлений в ходе расследования необходимо выяснить следующие вопросы :
а) какие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта были нарушены,
б) в чем конкретно выразилось нарушение правил , какие обстоятельства этому способствовали,
в) кем персонально допущенные нарушения правил, или проведен недоброкачественный ремонт транспортных средств, его должностное положение , служебные обязанности,
г) когда и где совершено преступление (на каком конкретно транспортном предприятии, на стоянке или во время рейса, на каком транспортном пути, при выполнении какого маневра),
д) умышленно или по неосторожности нарушены правила,, каковы мотивы этих нарушений, не находился ли обвиняемый в момент нарушения в болезненном состоянии или состоянии похмелья, имел ли предрейсовый (предполетный) отдых, не было ли иных обстоятельств способствовавших его переутомлению и т.д.
г) каковы реальные и возможные последствия нарушения правил, выяснения характера и масштаба общественно опасных последствия этих преступлений предполагает точное установление числа пострадавших, количества и вида разрушенных или поврежденных транспортных средств, размера материального ущерба, стоимость восстановительных и ремонтных работ.
В данных случаях создается специальная правительственная или ведомственная комиссии для проведения служебного расследования. При наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело.
Предварительное расследование по делам о транспортных происшествиях проводится как правило с применением бригадного метода . В состав следственно - оперативной группы включают работников знающих специфику расследование данной категории преступления.
На первом этапе расследования проверяются следственные версии о:
а) технических причинах происшествия,
б) лицах виновных в происшествии,
в) форме виновности (неосторожность, умышленность),
г) причинной связи между нарушением правил безопасности и наступившими последствиями,
д) наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых.
В числе первоначальных неотложных следственных действий проводятся:
а) осмотр места происшествия, поврежденного или разрушенного транспорта, трупов погибших, транспортных документов имеющих отношение к происшествию.
б) освидетельствование потерпевших,
в) судебно - медицинское освидетельствование работников причастных к транспортному происшествию с целью выявления алкогольно-наркотического опьянения, полученных травм, определение их психофизиологического состояния после происшествия,
г) допрос свидетелей- очевидцев из числа пассажиров,
д) допрос потерпевших способных давать показания,
е) допрос членов экипажа о причинах и обстоятельствах происшествия,
ж) ознакомление с записями радиообмена,
з) изучение материалов служебного расследования,
и) назначение соответствующих экспертиз,
к) проведение оперативно - розыскных мероприятий в целях проверки возникших подозрений в отношении конкретных лиц.
2. Особенности расследования крушений и аварий на железнодорожном транспорте
Типичные ситуации железнодорожных происшествий: сход подвижного состава с рельсов, столкновение поездов, наезд на транспортные средства и посторонние предметы.
Сход подвижного состава с рельсов. Первоначальная задача расследования установления конкретной причины аварии. Версии могут быть следующие:
- неисправность пути (расширение, сужение, перекосы, резко выраженные углы, излом рельса),
- неисправность стрелочного перевода,
- перевод стрелки под движущимся составом,
- превышение скорости движения,
-излом и другие повреждения ходовой части подвижного состава (оси колесной пары, рессор, кронштейнов),
-падение на путь грузов или деталей подвижного состава,
-превышение веса груза.
В зависимости от результатов проверки версий о причине схода , выдвигаются и проверяются версии о виновнике аварии.
При наличии данных о виновнике крушения выдвигаются и проверяются версии о цели и мотивах совершения преступления .
Для проверки версий о причине и виновнике аварии, цели и мотивах совершения преступления необходимо в срочном порядке провести следующие следственные действия:
- осмотреть место схода и прилегающие к нему участки, локомотив и сошедшие с рельсов вагоны, стрелочные переводы, средства связи, средства ограждения места путевых работ, ленту скоростемера, документы отражающие техническое состояние сооружений и устройств, связанных с причиной происшествия.
- допросить свидетелей и других очевидцев происшествия.
- если это необходимо провести следственные эксперименты в целях проверки видимости сигнала ограждения , правильность работы стрелочных переводов, установление времени в течении которого можно произвести разрушение верхнего строения пути или наложение постороннего предмета на путь одним лицом.
-проведение необходимого вида экспертиз.
- проведение обыска, освидетельствования, допрос подозреваемого.
3.Особеннооости расследования ДТП.
В большинстве случаев ДТП возникают в следствии нарушения ПДД водителями и пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также следствии грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием ведомственного транспорта , дорог и организацией уличного движения.
В ДТП можно выделить три фазы : начальную, кульминационную и конечную.
Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых признаков, которые в свою очередь способствуют установлению объективной истины. В результате контакта, взаимодействия транспортного средства и пешехода на дорожном покрытии , на транспортном средстве и человеке возникают определенные материальные следы (следы крови, мозгового вещества, масла, краски, бензина, осколки фар, тормозной путь и т.д.).
В начале расследования возникают две типичные ситуации :
А - водитель известен он и транспортное средство находятся на месте происшествия или водитель скрылся с места происшествия но личность его установлена.
Б - водитель неизвестен , скрылся с места происшествия вместе с машиной или оставил угнанную машину на месте происшествия.
В первом случае необходимо незамедлительно осмотреть место происшествия, транспортное средство, просить и допросить всех осведомленных лиц, освидетельствовать водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначить судебно-медицинскую экспертизу и другие необходимые экспертизы.
Во втором случае необходимо осмотреть место происшествия, установить и допросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потерпевшего или осмотреть труп, назначить судебно-медицинскую экспертизу потерпевшему, дать поручение органам ГАИ , уголовному розыску по установлению и розыску автомобиля и водителя.
Список рекомендуемой литературы:
1.Криминалистика. Под редакцией Б.А.Викторова и проф. Р.С.Белкина . . “Юридическая литература “1976
2.А.А.Эйсман. Идентификация и установление родовой принадлежности, Криминалистика М., Госюриздат,1959 г.