Файл: Размещ.произв.сил-2003.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 970

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непроизводственная сфера. Включает.

  • отрасли услуг: жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения и т.п.;

  • отрасли социального обслуживания –просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука, научное обслуживание;

  • отрасли управления и обороны (кроме оборонной промышленности).

По мере повышения производительности труда в материальном производстве соотношение между сферами материального и нематериального производствами изменяется в пользу последнего.

Если в 1940г. это соотношение было 88% -12% то в 1994г. 72% и 28% в США 45% и 55%.

Топливо энергетический комплекс ТЭК.

ТЭК –это сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и теплоты), по их транспортировке распределения и использования. Сюда входит топливная промышленность (нефтяная, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнергетика, связанная со всеми отраслями.

На ТЭК приходится 1/3 стоимости основных производственных фондов, до 1/5 занятых в общественном производстве; он потребляет 2/3 выпускаемых труб, значительное количество продукции машиностроения.

Топливная промышленность.

Минеральное топливо главный источник энергии и важнейшее промышленное сырье. Его переработка -основа формирования промышленных комплексов.

На долю каменного угля приходится 9/10 разведенных запасов топлива. Однако уголь не везде играет ведущую роль в развитии топливной базы и его добыча постепенно сокращается, уступая место нефти и газу.

Украина среди стран СНГ занимает второе место по добычи каменного угля. Угольная промышленность впереди по объему добычи топлива в натуральном выражении и по числу работающих.

Запасы (геологические) угля в СНГ составляют 6,8трлн. тонн, из них балансовые (очистка) –419млрд.т.

¾ Донецкого угля потребляется Украиной, остальное идет в Россию (центр, центрально черноземный район, Поволжье), а также в Белоруссию.

Бурный рост нефтяной промышленности обусловлен реконструкцией топливного баланса и открытием новых богатейших месторождений. Это привело к существенным сдвигам в территориальной организации нефтяной промышленности.

Раньше основной нефтяной базой был Кавказ, т.е. Балканский район и месторождения Северного Кавказа (Чечня). Затем эти функции перешли к Волго-Уральскому району. Теперь на первое место выдвинулась Западная Сибирь.

Постепенное истощение недр ставит задачи повышения отдачи действующих скважин. Уровень отдачи их составляет 40…45%. Известные методы позволяют повысить отдачу до 60%. Ю.Н. Бугай разработал метод реанимации скважин и увеличить отдачу до 75%.

Перемещение центров добычи нефти в Сибирь и на север Европы придает особое значение развитию трубопроводного транспорта. Общая протяженность этого транспорта в СНГ составила 86тыс.км. и его протяженность непрерывно растет.


Нефтеперерабатывающая промышленность располагается с учетом соотношения между ресурсами и объемами потребления жидкого топлива. Наиболее эффективно расположение предприятий в промышленных центрах вдоль нефтемагистралей. Это Лисичанск, Кировоград и др. Однако большое количество нефтеперерабатывающих заводов находится вблизи добычи.

Нефть используется в основном для производства моторных масел, топлива и химических продуктов. Как энергетическое топливо более эффективен природный газ, эквивалентное количество которого вдвое дешевле нефти.

Газовая промышленность.

Это самая молодая и быстро прогрессирующая отрасль. Она обеспечивает производство синтетических материалов ценным и экономически выгодным сырьем, а промышленные предприятия, население –удобным и дешевым топливом.

Первоначально разведанные запасы природного газа были на Северном Кавказе, Украине и Поволжье. Сейчас центр добычи -Западная Сибирь. Потенциальные запасы газа в СНГ 80…85трлн.м3, разведанные -34,3 трлн.м3, 77% это Западная Сибирь и Дальний Восток.

Газ транспортируется по трубам. В СНГ впервые применены трубы диаметром 1220 и 1420мм, в которых газ идет под давлением 75атм. Пропускная способность 20…22млрд.м3 в год. Сейчас ведется строительство газопровода многослойными трубами диаметром 1620мм, рабочим давлением 120атм и мощностью 66млрд.м3 в год.

В СНГ сложилась единая система газоснабжения, включающая сотни месторождений, сеть газопроводов и компрессных станций, подземных хранилищ газа. Общая протяженность газопроводов составляет 219тыс.км.

Кроме природного газа СНГ богато попутным газом, которые территориально связаны с источниками жидкого топлива. Попутный газ -ценное сырье для промышленности органического синтеза (синтетический каучук и др.).

Однако немало (до 40%) этого ценного газа сжигается в факелах и выбрасывается в атмосферу.

Одним из резервов газообразного топлива является газификация угля и сланцев. Подземная газификация угля осуществляется в Лисичанске, Туле и в Кузбассе (Киселевск).

Издержки: мы не используем ценные побочные продукты: конденсат, серу, гелий, этан. Для этого необходимо создавать нефтехимические комплексы.

Транспортный комплекс.

Транспортная система -одна из важнейших сфер материального производства. Перевозка различных товаров из районов их производства к районам потребления является её главный задачей. При этом продолжается процесс материального производства, но уже в сфере обращения с конечным его завершением. Продукт любого рода считается произведенным, если он доставлен потребителю.

Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тоннах-километрах и пассажиро-километрах.

По количеству перевозимых грузов первое место занимает автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает предпоследнее место.


Суммарные затраты по перемещению грузов на Украине составляют миллиарды гривен. Соответственно велика и доля затрат на перемещение в полной себестоимости продукции (от 13 до 25%). Из этого видно, что без тщательного учета транспортного фактора нельзя обеспечить рациональное размещение производства.

Пути снижения перевозок.

  • снижение материалоемкости продукции на основе прогрессивных технологий;

  • рациональное размещение производства, комплексность в развитии районов и регионов;

  • ликвидация встречных перевозок. Это перевозки одного и того же груза во встречных направлениях (например, строительные материалы). Встречными называются также не одинаковые, а взаимозаменяемые материалы (например, энергетический уголь навстречу мазут, газ навстречу перекачивающему по газопроводу).

Таким образом, транспорт непременное условие и активный рычаг специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран.

Основной вид перевозок железная дорога. Преимущество любые направления.

Роль речного транспорта ограничена тем, что реки, как правило, имеют меридиальное направление (Днепр, Десна и др.). Кроме того, они определенное время не являются судоходными (от 60 до 120 дней в год).

Важнейшая водная магистраль Днепр. Эта река связывает важнейшие экономические районы. Уголь, руда, стройматериалы, сельхозпродукты формируют его грузовой поток. Крупнейшие порты Днепра – Киев, Днепропетровск, Запорожье, Херсон.

Морской транспорт имеет ряд преимуществ: любые направления, требуется значительно меньше энергии и следовательно, меньше расхода топлива.

Первое место в СНГ по объему перевозок занимает Азово-Черноморский бассейн. Крупнейшие порты на Украине: Одесса, Ильичевск, Мариуполь, Южный(близ Одессы). Одесса –порт Мирового класса. Главными грузами является нефть, железная руда, минеральные строительные материалы (включая цемент), уголь, металл, машины, продовольственные товары.

Трубопроводный транспорт.

Один из самых высокоэкономичных видов транспорта. На его долю приходится 35% всего грузооборота. Он характеризуется мощной концентрацией грузопотоков. Грузы: газы и нефтепродукты, жидкий аммиак, уголь и т.е. жизненно необходимые государству товары.

Автомобильный транспорт

Занимает первое место по объему перевозок.

Преимущества:

  1. наиболее эффективен при перевозках на сравнительно небольшие расстояния (средняя дальность перевозки 1т. –21км)

  2. сравнительно высокая скорость.

  3. Возможность перевозки «от двери до двери» т.е. без дополнительных перегрузок.

Большую роль автомобильный транспорт играет при перевозке пассажиров. За год он перевозит в 11 раз больше пассажиров, чем всеми другими видами, вместе взятыми.

Недостаток для Украины: отсутствие качественных дорог.

Железнодорожный транспорт.


Преимущества:

  • независимость от времени года и погодных условий;

  • способность перемещать массовые грузы на большие расстояния ;

  • низкая себестоимость перевозок (впереди только трубопроводный).

Главная задача на Украине: электрификация железных дорог, особенно в средней полосе.

Черная металлургия.

Металлургический комплекс включает: добычу обогащение и агломерацию железных, хромистых и марганцевых руд; производство чугуна, стали и проката, повторное использование металлического сырья (металлолом), коксование угля, производство сопутствующих материалов (шлак, минеральная вата и др.).

Территориальная организация черной металлургии зависит от многих экономических и природных факторов. В размещении предприятий черной металлургии особую роль играют сырье и топливо, на которые уходит 85…90% затрат. Если раньше (XVII…XVIIIвв.) эти предприятия располагались в местах, где имеются оба главные составляющие, то впоследствии центры черной металлургии формировались в границах угольных бассейнов (РУР, Донбасса Кузбасс, Аппалачи, и др.) Однако, такая тенденция изменилась в XX веке. Усилилась ориентация на рудное сырье, причем на большие месторождения. Завод мощностью 5…6млн. тонн чугуна в год должен иметь рудную базу не менее 0,5млрд.тонн, т.е. на 40 лет работы.

Самыми большими в мире железорудными бассейнами являются: Криворожский (Украина), Хамерсли (Австралия), Каражас (Бразилия), Курская магнитная аномалия (Россия) и др.

Черной металлургии присуща высокая материалоемкость. Отрасли присущи также высокая концентрация производства.

Украина, Россия и Япония по уровню концентрации производства лидируют в мире. Три четверти предприятий имеют мощности по выпуску свыше 3млн. тонн чугуна, 60% -стали.

Современные крупные предприятия характерны выпуском побочной продукции, которая является сырьем для других отраслей. В результате они превращаются в комбинаты металлоэнергохимического профиля.

Естественно, главным условием развития черной металлургии является обеспеченность необходимыми запасами железных руд. Общие запасы руды в мире оцениваются в 1 трлн. тонн (свыше 30млрд. тонн железа).

Многие страны, не имея запасов руды, ввозят ее из-за рубежа (Япония, Франция, Нидерланды).

На Украине имеется три металлургических района Приднепровье (Кривой-Рог, Днепропетровск, Днепродзержинск, Запорожье), Донбасс (Макеевка, Алчевск, Донецк, Енакиево, Краматорск), Приазовье (Мариуполь).

Машиностроительный комплекс.

Машиностроение –одна из ведущих отраслей промышленности. Эта отрасль создает активную часть основных производственных фондов для всех без исключения отраслей. Создавая активную часть основных производственных фондов -средства труда, машиностроение существенно влияет на темпы и направление научно технического прогресса в других отраслях, роста производительности и качества труда и другие показатели, определяющие эффективность производства.


Машиностроение – это материальная основа технического перевооружения производства. Научно-технический прогресс способствует росту накопления капитала, что в свою очередь способствует спросу на способы производства и в первую очередь на машины и оборудование.

Одним из последствий научно-технического прогресса является быстрой материальный износ оборудования. Это заставляет делать более частую смену типов и моделей изделий. Доля массового производства неуклонно снижается, а серийного и особенно мелкосерийного -растет. Первоочередная проблема в машиностроение проблема гибкости производств. В последние годы эта проблема превратилась в общеэкономическую, особенно для массового производства. Структурные изменения в машиностроении происходят в двух направлениях:

Во первых, измененяется основа для роста традиционных отраслей машиностроения вследствие развития науки. Изменился характер выпускаемого оборудования (в станкостроении, транспортном машиностроении и т.д.).

Во вторых, развиваются новые наукоемкие отрасли (автоматика, радиоэлектроника, атомное машиностроение, робототехника и др.).

Таким образом, долгосрочными приоритетами в структурной политике машиностроения должны быть:

  • ускорение развитие наукоемкой производства;

  • социальная переориентация комплекса, предусматривающая рост выпуска продукции для потребительского сектора (сложная бытовая техника, оборудование для сферы услуг, порта, туризма и др.);

  • эколого -и ресурсосберегающие производство.

Все машиностроение можно группировать по материалоемкости следующим образом:

  • Материалоемкая продукция (ПТО, прокатное, доменное, энергетическое машиностроение)

Характерно низкой удельной трудоемкостью. Целесообразно размещать возле металлургических баз.

  • средняя материалоемкость (нефтяная и химическая промышленность, оборудование для строительства, сельского хозяйства и т.п.). Размещение должно быть ближе к потребителю;

  • оборудование с высокой трудоемкостью и фондоекостью (автомобили, дизели, трактора, для легкой и пищевой промышленности). Характерно массовым типом производства. Размещается в центрах с наличием квалифицированных кадров;

  • точное машиностроение -высокие трудоемкость, фондоекость, малая материалоемкость (радиоэлектроника, приборостроение и др.). Размещение в районах с высокой технической культурой, квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами.

Машиностроению присущи характерные общие черты.

  1. Специализация и кооперирование производства. Специализация -это концентрация выпуска конструктивно и технологически подобных изделий или отдельных операций. Это изделие общемашиностроительного применения (гидро- и пневмоапаратура, электротехнические изделия и др.). Это способствует внедрению прогрессивной техники и технологии, снижению себестоимость продукции.