ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 562
Скачиваний: 1
ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«международная торговля»
Конспект лекций
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета ДИТМ МНТУ
Протокол N_______
от _____________ 2002г.
г. Краматорск, 2002г.
Методические указания по дисциплине «Международная торговля»
Сост. Витковская Е.В. - Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2002г.
Тема 1. Понятие и сущность международной торговли
План
-
Понятие международной торговли;
-
Влияние внешней торговли на функционирование национальной экономики;
-
Современные тенденции развития международной торговли.
-
Понятие международной торговли
Международная торговля – форма обмена продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран.
Международную торговлю характеризуют:
-
Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, обычно выраженных в долларах США.
-
Товарная структура;
-
Географическая структура.
Виды экспорта:
-
вывоз товаров;
-
вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем и последующим возвратом;
-
реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы;
-
временный вывоз за границу отечественных товаров с последующим их возвратом;
-
поставки в рамках ТНК.
Виды импорта:
-
ввоз товаров, технологий;
-
реимпорт (ввоз товаров отечественного производства);
-
импорт товаров для переработки и последующего ввоза;
-
временно ввозимые товары;
-
импортные поставки в рамках ТНК.
-
Влияние внешней торговли на функционирование национальной экономики
Функции внешней торговли:
-
Функция восполнения недостающих элементов национального производства;
-
Трансформационная функция – видоизменение натурально-вещественной структуры ВВП и приспособление ее к нуждам потребления;
-
Эффектообразующая функция - максимизация национального дохода при уменьшении общественно нормальных затрат труда на его производство, рост производительности труда, снижение фондоемкости производства.
Эффект от внешней торговли:
-
Прямой эффект – при определении эффекта учитываются только эффекты и затраты непосредственно в экспортирующих или импортирующих отраслях;
-
Косвенный эффект – проявляется в развитии сопряженных производств (размер такого эффекта может в несколько раз превысить величину прямого непосредственного эффекта). Косвенный эффект может быть положительным и отрицательным.
В зависимости от складывающейся структуры экспортных и импортных поставок внешнеэкономические связи могут выступать как следующие факторы:
-
Капиталосберегающий фактор – капиталоемкость импорта выше капиталоемкости экспорта;
-
Капиталоемкий фактор;
-
Трудосберегающий фактор;
-
Трудоемкий фактор.
В целом эффективность внешней торговли зависит от следующих факторов:
-
Национальных затрат;
-
Внешнеторговых цен;
-
Объема и структуры товарооборота.
-
Современные тенденции развития международной торговли
Новые тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны со следующими факторами:
-
высокая динамика международной торговли;
-
быстрое обновление товарной номенклатуры;
-
снижение энерго- и металлоемкости производства;
-
большую роль играет «невидимая торговля».
Тема 2.Международная торговля услугами
План
-
Торговля товарами и торговля услугами;
-
Классификации услуг.
-
Торговля товарами и торговля услугами
Услуги – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Вот время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира.
И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими (табл. 1).
Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом.
Таблица 1. – Различия товаров и услуг
Товары |
Услуги |
Осязаемы |
Неосязаемые |
Видимы |
Невидимы |
Поддаются хранению |
Не поддаются хранению |
Торговля товаром не связана с производством |
Торговля услугами связана с их производством |
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе |
Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны |
Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).
-
Классификации услуг
Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой о международной экономике. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл.2).
Вид |
Подвид |
Означают платежи между резидентами и нерезидентами за: |
1. Транспорт |
Пассажирский |
Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг |
Грузовой |
Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг |
|
2. Поездки |
Деловые |
Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки) |
Личные |
Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм) |
|
3. Связь |
|
Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами |
4. Строительство |
|
Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами |
5. Страхование |
|
Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами |
6. Финансовые услуги |
|
Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами |
7. Компьютерные и информационные услуги |
|
Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги, обслуживание компьютеров |
8. Роялти и лицензионные платежи |
|
Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии |
9. Другие бизнес-услуги |
Посреднические услуги |
Комиссию за посредничество |
Лизинг |
Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования |
|
Прочие деловые, профессиональные и технические услуги |
Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр. |
|
10. Личные, культурные и рекреационные услуги |
Аудиовизуальные услуги |
Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов |
Прочие |
Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий |
|
11. Правительственные услуги |
|
Поставку товаров в посольства, консульства, правительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира |
В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. Услуги делятся на:
-
факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;
-
нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и т.д.)
Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.
В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:
-
услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
-
услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;
-
услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные, рекреационные услуги.
Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:
-
Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он может получить услугу, которая либо отсутствует в его стране, либо качество которой выше, либо стоимость ее ниже.
-
Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу, либо на специфическом характере самой услуги.
-
Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно используют услугу, либо собираются в третьей стране, либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране.
Тема 3. Тарифные методы регулирования международной торговли
План
-
Свобода торговли и протекционизм;
-
Таможенные тарифы и пошлины.
-
Свобода торговли и протекционизм
Государственное регулирование международной торговли может быть:
-
Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами.
-
Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами.
-
Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.