Файл: Международная торговля.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 562

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА























«международная торговля»

Конспект лекций













УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2002г.














г. Краматорск, 2002г.

















Методические указания по дисциплине «Международная торговля»

Сост. Витковская Е.В. - Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2002г.





Тема 1. Понятие и сущность международной торговли

План

  1. Понятие международной торговли;

  2. Влияние внешней торговли на функционирование национальной экономики;

  3. Современные тенденции развития международной торговли.


  1. Понятие международной торговли


Международная торговля – форма обмена продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран.


Международную торговлю характеризуют:


  1. Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, обычно выраженных в долларах США.

  2. Товарная структура;

  3. Географическая структура.


Виды экспорта:

  1. вывоз товаров;

  2. вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем и последующим возвратом;

  3. реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы;

  4. временный вывоз за границу отечественных товаров с последующим их возвратом;

  5. поставки в рамках ТНК.


Виды импорта:

  1. ввоз товаров, технологий;

  2. реимпорт (ввоз товаров отечественного производства);

  3. импорт товаров для переработки и последующего ввоза;

  4. временно ввозимые товары;

  5. импортные поставки в рамках ТНК.


  1. Влияние внешней торговли на функционирование национальной экономики


Функции внешней торговли:


  1. Функция восполнения недостающих элементов национального производства;

  2. Трансформационная функция – видоизменение натурально-вещественной структуры ВВП и приспособление ее к нуждам потребления;

  3. Эффектообразующая функция - максимизация национального дохода при уменьшении общественно нормальных затрат труда на его производство, рост производительности труда, снижение фондоемкости производства.


Эффект от внешней торговли:


  1. Прямой эффект – при определении эффекта учитываются только эффекты и затраты непосредственно в экспортирующих или импортирующих отраслях;

  2. Косвенный эффект – проявляется в развитии сопряженных производств (размер такого эффекта может в несколько раз превысить величину прямого непосредственного эффекта). Косвенный эффект может быть положительным и отрицательным.


В зависимости от складывающейся структуры экспортных и импортных поставок внешнеэкономические связи могут выступать как следующие факторы:

  1. Капиталосберегающий фактор – капиталоемкость импорта выше капиталоемкости экспорта;

  2. Капиталоемкий фактор;

  3. Трудосберегающий фактор;

  4. Трудоемкий фактор.


В целом эффективность внешней торговли зависит от следующих факторов:

  1. Национальных затрат;

  2. Внешнеторговых цен;

  3. Объема и структуры товарооборота.



  1. Современные тенденции развития международной торговли


Новые тенденции в развитии мирового товарного обращения связаны со следующими факторами:

  1. высокая динамика международной торговли;

  2. быстрое обновление товарной номенклатуры;

  3. снижение энерго- и металлоемкости производства;

  4. большую роль играет «невидимая торговля».




Тема 2.Международная торговля услугами

План

  1. Торговля товарами и торговля услугами;

  2. Классификации услуг.


  1. Торговля товарами и торговля услугами


Услуги – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Вот время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира.

И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими (табл. 1).

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом и импортом.










Таблица 1. – Различия товаров и услуг


Товары

Услуги

Осязаемы

Неосязаемые

Видимы

Невидимы

Поддаются хранению

Не поддаются хранению

Торговля товаром не связана с производством

Торговля услугами связана с их производством

Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе

Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны


Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).


  1. Классификации услуг


Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой о международной экономике. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл.2).



Вид

Подвид

Означают платежи между резидентами и нерезидентами за:

1. Транспорт

Пассажирский

Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

Грузовой

Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

2. Поездки

Деловые

Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

Личные

Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3. Связь


Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами

4. Строительство


Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами

5. Страхование


Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

6. Финансовые услуги


Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами

7. Компьютерные и информационные услуги


Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги, обслуживание компьютеров

8. Роялти и лицензионные платежи


Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии


9. Другие бизнес-услуги

Посреднические услуги

Комиссию за посредничество

Лизинг

Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования

Прочие деловые, профессиональные и технические услуги

Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.

10. Личные, культурные и рекреационные услуги

Аудиовизуальные услуги

Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов

Прочие

Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий

11. Правительственные услуги


Поставку товаров в посольства, консульства, правительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира


В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. Услуги делятся на:

  • факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;

  • нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и т.д.)


Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.


В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

  • услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

  • услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование;

  • услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные, рекреационные услуги.


Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

  • Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он может получить услугу, которая либо отсутствует в его стране, либо качество которой выше, либо стоимость ее ниже.

  • Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу, либо на специфическом характере самой услуги.

  • Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно используют услугу, либо собираются в третьей стране, либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране.




Тема 3. Тарифные методы регулирования международной торговли

План

  1. Свобода торговли и протекционизм;

  2. Таможенные тарифы и пошлины.



  1. Свобода торговли и протекционизм


Государственное регулирование международной торговли может быть:

  • Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами.

  • Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами.

  • Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями.


В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.