Файл: Международная торговля.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 553

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

  • Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

  • Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

  • Коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

  • Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.


Методы

Подвид

Инструмент торговой политики

Тарифные

-

Таможенные пошлины

Тарифная квота


Нетарифные

Количественные

Квотирование

Лицензирование

«Добровольные ограничения»

Скрытые

Государственные закупки

Требование о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг




2. Таможенные тарифы и пошлины


В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.


Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое за границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.


Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.

Таможенные пошлины выполняют следующие функции:

  • фискальную, которая относится и к экспортным, и к импортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.


Классификация таможенных пошлин

  1. По способу взимания:

  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

  • комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений.

  1. По объекту обложения:

  • импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на рынке страны;

  • экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории страны;

  • транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

  1. По характеру:

  • сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

  • антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт приносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства подобных товаров;

  • компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

  1. По происхождению:

  • автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

  • конвенционные – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения;

  • преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.


  1. По типам ставок:

  • постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;

  • переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях;

  1. По способу вычисления:

  • номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

  • эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.


Тема 4. Нетарифные методы регулирования международной торговли

План

  1. Процесс квотирования;

  2. Лицензирование товаров;

  3. Виды скрытого протекционизма;

  4. Субсидирование и кредитование сделок по внешней торговле.


  1. Процесс квотирования

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на :

  • экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

  • импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.


По охвату квоты делятся на:

  • глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется;

  • индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар;



  1. Лицензирование товаров

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые органами государственной власти на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный период времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Виды лицензий:

  1. Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

  2. Генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

  3. Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

  4. Автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.


Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

  • Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе;

  • Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров;

  • Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом.


3. Виды скрытого протекционизма


По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать экспорт или импорт. В их числе:

  • Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за границы;

  • Внутренние налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

  • Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных;

  • Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.


4. Субсидирование и кредитование сделок по внешней торговле


Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

  • Прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода;

  • Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.;

Виды субсидий:

  • Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными товарами;

  • Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.



Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

  • субсидированных кредитов национальным экспортерам – кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

  • государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит;

  • страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски и политические риски.


Экспортные кредиты бывают:

  • краткосрочными – на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

  • среднесрочными – на срок от 1 года до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

  • долгосрочными – на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.


Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.


Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

  • спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам;

  • преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен;

  • постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

  • обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке;

  • взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:

  • различия в эластичности спроса на товар в различных странах;

  • ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;

  • сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам.

Тема 5. Международные кредитные отношения

План


  1. Понятие, принципы и формы международного кредита;

  2. Кредитование внешней торговли;

  3. Международные кредиты и межправительственные займы.