Файл: Финансовый менеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1551

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отличия вывоза предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных зарубежных инвестиций, вытекающие из вышеприведенных определений, представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций

Признаки

Прямые зарубежные инвести­ции

Портфельные инвестиции

Главная цель вывоза

Контроль над иностранной фирмой

Получение высоких прибылей

Пути достижения цели

Организация и ведение произ­водств за рубежом

Покупка зарубежных ценных бумаг

Методы достижения цели

а) Полное владение зарубежной фирмой;

б) приобретение контрольного пакета акций (не менее 10 % от акционерного капитала компа­нии)

Приобретение менее 10% (20% в Германии, Великобритании) от акционерного капитала зару­бежной фирмы

Формы дохода

Предпринимательская прибыль, дивиденды

Дивиденды, проценты

Предпринимательскую форму вывоза капитала называют «второй эко­номикой» в связи с ее непосредственной связью с процессами производства.

Движение другой формы - ссудного капитала не имеет такой непо­средственной связи, а лишь косвенно влияет на воспроизводственный про­цесс в принимающей стране. Под миграцией капитала в ссудной форме по­нимают все международные перемещения капитала, за исключением ПИИ и ПИ, в виде:

- государственных и частных займов;

- приобретения облигаций другой страны, векселей, тратт иностран­ной компании;

- выплат по долгам;

- межбанковских депозитов;

- официальной помощи развитию и др.






ТЕМА 2: Мировой рынок иностранных инвестиций и современные тенден­ции его развития


Приведенный в табл. 3 обзор теоретических объяснений зарубеж­ных прямых инвестиций показывает, что в трактовке инвестиционной актив­ности компаний в 60-е гг. использовались два основных теоретических под­хода: 1) с позиций теории промышленной организации, определяющей ха­рактеристики, обеспечивающие ТНК конкурентные преимущества перед другими фирмами на одних и тех же рынках, и отвечающей на вопрос, поче­му осуществляются ПИИ, и 2) с позиции теории размещения для объяснения географических направлений, международных потоков капитала.

В 70-е гг. в рамках теории промышленной организации исследователи сконцентрировали свое внимание на выявлении и оценке преимуществ ПИИ американских ТНК, к конкурентным преимуществам которых были отнесены техника менеджмента, способность к инновациям и дифференциация про­дуктов.

Одновременно возродился интерес к финансовым аспектам зарубежной активности фирм и появилось новое теоретическое направление, стремящее­ся обосновать ПИИ особенностями организации осуществляющей их фирмы.

Таблица 3 - Основные теоретические обоснования ПИИ


Автор

Главные стимулы ПИИ

Теоретические выводы

Область совре­менного приме­нения

1

2

3

4

Макроэкономический подход

Р.Алибер

Несовершенство рынков капиталов и валют

В странах с устойчивой валютой фирмы имеют более высокий уровень капитализации, за счет которого покрывается риск ПИИ в странах со слабой валютой

Потоки ПИИ из ПРС в PC и их изменение в за­висимости от динамики курсов валют

К.Кодзима

Наличие сравнительных преимуществ в облада­нии определенными ре­сурсами и особенности рыночной структуры, в условиях которой функ­ционируют фирмы

ПИИ - дополнение к торговле, укрепляющее сравнительные преиму­щества. ПИИ делятся на ориентированные на тор­говлю (Япония) и не ориентированные на нее (США)

Особенности японских ПИИ

Т.Озава

Специфика экономики Японии: сильная зависи­мость от внешних рынков, повышение цен на нацио­нальные факторы произ­водства, усиливающийся протекционизм против ее товаров и т.п.

ПИИ позволяют нивели­ровать отрицательное воздействие перечислен­ных факторов

Особенности японских ПИИ

А.Шмитц П.Хелмбергер

Возможность формирова­ния на основе ПИИ верти­кально интегрированных производственных струк­тур и новых торговых по­токов сырья в страну экспортер капитала


ПИИ увеличивают объем торговли благодаря про­цессам вертикальной и горизонтальной интегра­ции

ПИИ в добы­вающих отраслях

1

2

3

4

Р.Манделл

Уровень таможенных та­рифов

Движение капитала на­правлено на импортозамещение

ПИИ, направ­ленные на им-портозамещение

Микроэкономический подход

Т.Хорст

Максимизация прибыли и экспорта

Достижение этих двух це­лей предполагает осущест­вление одной и той же стратегии, а именно - ПИИ

В случаях, когда учитывается эла­стичность цен по спросу

С.Хаймер

Для портфельных инвестиций

- процентные ставки; для прямых инвестиций — специфические преимущества инвестирующих фирм в виде дифференциации продуктов, экономии на масштабах, торговой марке, запатентованной технологии, высокого уровня менеджмента и маркетинга и тд.

Прямые инвестиции и

международная торговля — взаимодополняющие

стратегии, позволяющие инвесторам создавать

барьеры для конкуренции со стороны местных фирм

Портфельные

инвестиции

фирм;

ПИИ фирм с

дифференцированным и

вертикально

интегрированным производством

Р.Вернон

Л.Уэллс

Теория жизненного цикла продукта;

торговля и инвестиции - элементы единого процесса использования зарубежных рынков с учетом изменения этого процесса во

времени

ПИИ позволяют перевести производство в импортирующие страны, где экономия на масштабах позволяет обеспечить продуктом не только местный рынок, но и экспортировать его в третьи страны

Потоки японских и запад-ноевропейских ПИИ в PC

С.Хирш

Специфические преимущества фирмы (технологические и управленческие ноу-хау, способность к дифференциации продуктов и др.) и

большие расходы на получение информации, осуществление сделок, налаживание

коммуникаций за рубежом

Фирма выбирает стратегию ПИИ:

1) если обладает специфическими ноу-хау и большой разницей между расходами на сбыт в своей стране и за рубежом;

2) в страны с низкими

издержками производства

ПИИ фирм,

имеющих ноу-хау; ПИИ в

страны с низки-

ми издержками

производства

Д.Пенроуз

О.Уильясон

К.Эрроу

и др.

Стремление преодолеть

неспособность рынка как экономического института эффективно осуществлять

обмен активами, товарами и информацией между не зависимыми продавцами и

покупателями

Чем выше расходы фирмы на переговоры и сделки, защиту прав собственности, невозможность получить максимальную цену за товар из-за неосведомленности

покупателя и т.п., тем

активнее фирма в осуществлении ПИИ

В случаях

больших расходов фирмы

на преодоление

несовершенства рынка

1

2

3

4

Дж. Даннинг

Фирма осуществляет ПИИ

при наличии трех условий:

1) имеет преимущества,

связанные с собственностью

на неосязаемые активы;

2) для нее выгоднее использовать активы самой;

3) при наличии первого и второго фирме выгодно

использовать преимущества в сочетании с каким-нибудь фактором производства за рубежом

Фирма, имеющая только первое преимущество,

продает патенты и лицензии; фирма, имеющая первое и второе или все три преимущества, осуществляет ПИИ

ПИИ фирм,

имеющих названные условия


Поскольку перечисленные выше теории давали лишь частичное обос­нование ПИИ без связи с теориями торговли и портфельных инвестиций, Дж. Даннинг разработал эклектический подход к проблеме ПИИ, интегрируя в него различные элементы технологической теории, теории неофакторной пропорциональности, промышленной организации и размещения. Его пара­дигма (OLI) представляет собой комбинацию преимуществ связанных с:

  • собственностью на неосязаемые активы: научно-технические знания, способность предложить принципиально или качественно новые товары и др.;

  • размещением производства (не зависящие от размера и националь­ности фирмы): коммерческая монополия, избыточные производственные мощности, экономия от совместного производства и сбыта и др.;

  • интернационализацией (объединяющие преимущества, вытекающие из собственности и размещения). Процесс интернационализации может осу­ществляться либо через ПИИ, либо через заключение различного рода меж­промышленных соглашений о сотрудничестве.

В теории Даннинга четко прослеживаются также три уровня анализа: фирмы, отрасли и страны, каждый из которых имеет свои особенности, опре­деляющие форму и структуру потоков. Так, уровень оплаты труда и расходы на сырье зависят от наличия факторов производства в стране; возможность дифференциации производства определяется особенностями отрасли; сте­пень централизации и форма организации зарубежного производства являет­ся результатом выбора самой фирмы.

Модель Дж. Даннинга используется многими западными авторами как базовая в различных исследованиях: для анализа неакционерных форм ПИИ с учетом вида продуктов и характеристики зарубежного рынка, для объясне­ния новых форм ПИИ с учетом размера фирмы, отрасли и страны происхож­дения.

В целом же главными мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом являются расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам и приобретении собственности.

Причинами ПИИ для расширения рынка являются:

  • отсутствие национальных производственных мощностей;

  • дорогостоящая транспортировка товаров, делающая их экспорт не­выгодным;

  • торговые ограничения в стране-импортере;

  • стремление использовать «эффект масштаба»;

  • «следование за клиентами» (например, производители шин следуют за производителями автомобилей);

  • «следование за конкурентами»;

  • стремление завоевать за рубежом покупателей, предпочитающих продукцию отечественных производителей;

  • изменения в сравнительных издержках и др.

К причинам ПИИ в источники дешевых факторов производства могут быть отнесены:

- межстрановая рационализация производства в целях снижения из­держек;

- государственное стимулирование иностранных инвестиций в прини­мающей стране;

- стремление обеспечить себя стратегическими ресурсами. Приобретение собственности или новое строительство за рубежом объясняется:


- трудностями передачи отдельных ресурсов заграничному предпри­ятию;

- возможностью получить в собственность репутацию известной фир­мы или ее торговую марку (при покупке франчайзингового предприятия);

- снижение рисков, издержек и т.п.

Чаще всего ПИИ объясняются не одной из вышеназванных причин, а их сочетанием.

Мировой опыт свидетельствует о том, что для принимающей страны ПИИ имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами междуна­родного экономического партнерства:

- они служат источником капитала для вложений в производство това­ров и услуг, обеспечивают трансферт технической помощи, ноу-хау, передо­вых методов управления и маркетинга;

- иностранные инвестиции в отличие от иностранных займов и креди­тов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг страны, а напро­тив, способствуют получению средств для его погашения;

- ПИИ содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, разно­образному производственному и научно-техническому сотрудничеству.

В мировой практике существует целый набор мер, в большей или меньшей степени используемых для привлечения иностранных инвестиций:

- макроэкономическая политика, включая взвешенную денежную по­литику, что обеспечивает стабильность внутренних цен и положительно влияет на стоимость заемного капитала;

- грамотная налоговая политика, установление прямых налоговых льгот; отсрочка уплаты налогов за инвестирование капитала; стимулы, свя­занные с амортизационными отчислениями; «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера; освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комплектующих из­делий;

- финансовые методы стимулирования капиталовложений: субсидии, займы, кредиты и гарантии их предоставления. Часто предоставление финан­совых льгот ставится в зависимость от выполнения инвестором определен­ных задач, например освоения конкретных регионов, отраслей, создания но­вых рабочих мест. Так, с 1982 г. в Англии существует система выборочной государственной помощи наиболее важным проектам. Иностранные инвесто­ры получают субсидии в большем объеме, когда устремляются в стагнируюшие районы. В результате такой политики в отраслях, переживающих упа­док, происходят структурные сдвиги за счет создания новых производств;

- либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора, а также общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей;

- нефинансовые методы поощрения иностранных инвесторов направ­лены на создание общей обстановки эффективного функционирования ино­странного капитала - от обеспечения необходимыми факторами производст­ва и информацией до развития транспорта, других коммуникаций.


Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации иностранных инвесторов, занимает создание специальных экономических зон (СЭЗ). В самом широком смысле свободные экономические зоны могут быть определены как обозначенные государственные районы или террито­рии, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обстановка.

Подобного рода меры используются для привлечения иностранных ин­вестиций во всех странах. При этом промышленно развитые страны отда­ют предпочтение финансовым стимулам перед фискальными, потому что снижение налогов достаточно безадресно. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры из-за недостатка финансовых ресурсов.

Активность участия и готовность инвесторов к экспорту капитала в ка­кую-либо страну в целом зависит от инвестиционного климата в стране, им­портирующей капитал.

Инвестиционный климат представляет собой совокупность экономиче­ских, политических, юридических и социальных факторов, которые предо­пределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране.

Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютную политику, темпы экономического роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уро­вень внешней задолженности и др.

Значительные размеры миграции предпринимательского капитала с 60-х гг. образуют мировой рынок иностранных инвестиций.

В качестве предпосылок его формирования следует выделить:

- снятие многими странами ограничений на ведение операций по экс­порту/импорту капитала;

- приватизацию государственных компаний в Западной Европе и Ла­тинской Америке в 60-70-е гг.;

- приватизацию предприятий в бывших социалистических странах.

Совокупный объем ПИИ в 2000 г. достиг $2,6 трлн., в то время как в 1990 г. он составлял $1,7 трлн.

Динамика ежегодного притока ПИИ по группам стран приведена в табл. 4.

Таблица 4.- Ежегодный приток прямых иностранных инвестиций по основным группам стран (млрд.$.)

Регионы

1990

1991

1992

1992

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Мир в целом Развитые страны, Развивающиеся страны

Страны ЦВЕ и СССР/СНГ

206 171


34

1

160 115


43

3

175 118


52

5

220 138


76

7

247 141


100

6

330 208


107

15

363 212


138

13

468 276


172

19

660 468


173

20

827 609


198

20

Данные, приведенные в табл. 4, свидетельствуют о достаточно ста­бильной тенденции роста мировых прямых иностранных инвестиций в 90-е гг.