ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1551
Скачиваний: 3
Отличия вывоза предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных зарубежных инвестиций, вытекающие из вышеприведенных определений, представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций
Признаки |
Прямые зарубежные инвестиции |
Портфельные инвестиции |
Главная цель вывоза |
Контроль над иностранной фирмой |
Получение высоких прибылей |
Пути достижения цели |
Организация и ведение производств за рубежом |
Покупка зарубежных ценных бумаг |
Методы достижения цели |
а) Полное владение зарубежной фирмой; б) приобретение контрольного пакета акций (не менее 10 % от акционерного капитала компании) |
Приобретение менее 10% (20% в Германии, Великобритании) от акционерного капитала зарубежной фирмы |
Формы дохода |
Предпринимательская прибыль, дивиденды |
Дивиденды, проценты |
Предпринимательскую форму вывоза капитала называют «второй экономикой» в связи с ее непосредственной связью с процессами производства.
Движение другой формы - ссудного капитала не имеет такой непосредственной связи, а лишь косвенно влияет на воспроизводственный процесс в принимающей стране. Под миграцией капитала в ссудной форме понимают все международные перемещения капитала, за исключением ПИИ и ПИ, в виде:
- государственных и частных займов;
- приобретения облигаций другой страны, векселей, тратт иностранной компании;
- выплат по долгам;
- межбанковских депозитов;
- официальной помощи развитию и др.
ТЕМА 2: Мировой рынок иностранных инвестиций и современные тенденции его развития
Приведенный в табл. 3 обзор теоретических объяснений зарубежных прямых инвестиций показывает, что в трактовке инвестиционной активности компаний в 60-е гг. использовались два основных теоретических подхода: 1) с позиций теории промышленной организации, определяющей характеристики, обеспечивающие ТНК конкурентные преимущества перед другими фирмами на одних и тех же рынках, и отвечающей на вопрос, почему осуществляются ПИИ, и 2) с позиции теории размещения для объяснения географических направлений, международных потоков капитала.
В 70-е гг. в рамках теории промышленной организации исследователи сконцентрировали свое внимание на выявлении и оценке преимуществ ПИИ американских ТНК, к конкурентным преимуществам которых были отнесены техника менеджмента, способность к инновациям и дифференциация продуктов.
Одновременно возродился интерес к финансовым аспектам зарубежной активности фирм и появилось новое теоретическое направление, стремящееся обосновать ПИИ особенностями организации осуществляющей их фирмы.
Таблица 3 - Основные теоретические обоснования ПИИ
Автор |
Главные стимулы ПИИ |
Теоретические выводы |
Область современного применения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Макроэкономический подход |
|||
Р.Алибер |
Несовершенство рынков капиталов и валют |
В странах с устойчивой валютой фирмы имеют более высокий уровень капитализации, за счет которого покрывается риск ПИИ в странах со слабой валютой |
Потоки ПИИ из ПРС в PC и их изменение в зависимости от динамики курсов валют |
К.Кодзима |
Наличие сравнительных преимуществ в обладании определенными ресурсами и особенности рыночной структуры, в условиях которой функционируют фирмы |
ПИИ - дополнение к торговле, укрепляющее сравнительные преимущества. ПИИ делятся на ориентированные на торговлю (Япония) и не ориентированные на нее (США) |
Особенности японских ПИИ |
Т.Озава |
Специфика экономики Японии: сильная зависимость от внешних рынков, повышение цен на национальные факторы производства, усиливающийся протекционизм против ее товаров и т.п. |
ПИИ позволяют нивелировать отрицательное воздействие перечисленных факторов |
Особенности японских ПИИ |
А.Шмитц П.Хелмбергер |
Возможность формирования на основе ПИИ вертикально интегрированных производственных структур и новых торговых потоков сырья в страну экспортер капитала
|
ПИИ увеличивают объем торговли благодаря процессам вертикальной и горизонтальной интеграции |
ПИИ в добывающих отраслях |
1 |
2 |
3 |
4 |
Р.Манделл |
Уровень таможенных тарифов |
Движение капитала направлено на импортозамещение |
ПИИ, направленные на им-портозамещение |
Микроэкономический подход |
|||
Т.Хорст |
Максимизация прибыли и экспорта |
Достижение этих двух целей предполагает осуществление одной и той же стратегии, а именно - ПИИ |
В случаях, когда учитывается эластичность цен по спросу |
С.Хаймер |
Для портфельных инвестиций - процентные ставки; для прямых инвестиций — специфические преимущества инвестирующих фирм в виде дифференциации продуктов, экономии на масштабах, торговой марке, запатентованной технологии, высокого уровня менеджмента и маркетинга и тд. |
Прямые инвестиции и международная торговля — взаимодополняющие стратегии, позволяющие инвесторам создавать барьеры для конкуренции со стороны местных фирм |
Портфельные инвестиции фирм; ПИИ фирм с дифференцированным и вертикально интегрированным производством |
Р.Вернон Л.Уэллс |
Теория жизненного цикла продукта; торговля и инвестиции - элементы единого процесса использования зарубежных рынков с учетом изменения этого процесса во времени |
ПИИ позволяют перевести производство в импортирующие страны, где экономия на масштабах позволяет обеспечить продуктом не только местный рынок, но и экспортировать его в третьи страны |
Потоки японских и запад-ноевропейских ПИИ в PC |
С.Хирш |
Специфические преимущества фирмы (технологические и управленческие ноу-хау, способность к дифференциации продуктов и др.) и большие расходы на получение информации, осуществление сделок, налаживание коммуникаций за рубежом |
Фирма выбирает стратегию ПИИ: 1) если обладает специфическими ноу-хау и большой разницей между расходами на сбыт в своей стране и за рубежом; 2) в страны с низкими издержками производства |
ПИИ фирм, имеющих ноу-хау; ПИИ в страны с низки- ми издержками производства |
Д.Пенроуз О.Уильясон К.Эрроу и др. |
Стремление преодолеть неспособность рынка как экономического института эффективно осуществлять обмен активами, товарами и информацией между не зависимыми продавцами и покупателями |
Чем выше расходы фирмы на переговоры и сделки, защиту прав собственности, невозможность получить максимальную цену за товар из-за неосведомленности покупателя и т.п., тем активнее фирма в осуществлении ПИИ |
В случаях больших расходов фирмы на преодоление несовершенства рынка |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дж. Даннинг |
Фирма осуществляет ПИИ при наличии трех условий: 1) имеет преимущества, связанные с собственностью на неосязаемые активы; 2) для нее выгоднее использовать активы самой; 3) при наличии первого и второго фирме выгодно использовать преимущества в сочетании с каким-нибудь фактором производства за рубежом |
Фирма, имеющая только первое преимущество, продает патенты и лицензии; фирма, имеющая первое и второе или все три преимущества, осуществляет ПИИ |
ПИИ фирм, имеющих названные условия |
Поскольку перечисленные выше теории давали лишь частичное обоснование ПИИ без связи с теориями торговли и портфельных инвестиций, Дж. Даннинг разработал эклектический подход к проблеме ПИИ, интегрируя в него различные элементы технологической теории, теории неофакторной пропорциональности, промышленной организации и размещения. Его парадигма (OLI) представляет собой комбинацию преимуществ связанных с:
-
собственностью на неосязаемые активы: научно-технические знания, способность предложить принципиально или качественно новые товары и др.;
-
размещением производства (не зависящие от размера и национальности фирмы): коммерческая монополия, избыточные производственные мощности, экономия от совместного производства и сбыта и др.;
-
интернационализацией (объединяющие преимущества, вытекающие из собственности и размещения). Процесс интернационализации может осуществляться либо через ПИИ, либо через заключение различного рода межпромышленных соглашений о сотрудничестве.
В теории Даннинга четко прослеживаются также три уровня анализа: фирмы, отрасли и страны, каждый из которых имеет свои особенности, определяющие форму и структуру потоков. Так, уровень оплаты труда и расходы на сырье зависят от наличия факторов производства в стране; возможность дифференциации производства определяется особенностями отрасли; степень централизации и форма организации зарубежного производства является результатом выбора самой фирмы.
Модель Дж. Даннинга используется многими западными авторами как базовая в различных исследованиях: для анализа неакционерных форм ПИИ с учетом вида продуктов и характеристики зарубежного рынка, для объяснения новых форм ПИИ с учетом размера фирмы, отрасли и страны происхождения.
В целом же главными мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом являются расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам и приобретении собственности.
Причинами ПИИ для расширения рынка являются:
-
отсутствие национальных производственных мощностей;
-
дорогостоящая транспортировка товаров, делающая их экспорт невыгодным;
-
торговые ограничения в стране-импортере;
-
стремление использовать «эффект масштаба»;
-
«следование за клиентами» (например, производители шин следуют за производителями автомобилей);
-
«следование за конкурентами»;
-
стремление завоевать за рубежом покупателей, предпочитающих продукцию отечественных производителей;
-
изменения в сравнительных издержках и др.
К причинам ПИИ в источники дешевых факторов производства могут быть отнесены:
- межстрановая рационализация производства в целях снижения издержек;
- государственное стимулирование иностранных инвестиций в принимающей стране;
- стремление обеспечить себя стратегическими ресурсами. Приобретение собственности или новое строительство за рубежом объясняется:
- трудностями передачи отдельных ресурсов заграничному предприятию;
- возможностью получить в собственность репутацию известной фирмы или ее торговую марку (при покупке франчайзингового предприятия);
- снижение рисков, издержек и т.п.
Чаще всего ПИИ объясняются не одной из вышеназванных причин, а их сочетанием.
Мировой опыт свидетельствует о том, что для принимающей страны ПИИ имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства:
- они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технической помощи, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
- иностранные инвестиции в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения;
- ПИИ содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству.
В мировой практике существует целый набор мер, в большей или меньшей степени используемых для привлечения иностранных инвестиций:
- макроэкономическая политика, включая взвешенную денежную политику, что обеспечивает стабильность внутренних цен и положительно влияет на стоимость заемного капитала;
- грамотная налоговая политика, установление прямых налоговых льгот; отсрочка уплаты налогов за инвестирование капитала; стимулы, связанные с амортизационными отчислениями; «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера; освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комплектующих изделий;
- финансовые методы стимулирования капиталовложений: субсидии, займы, кредиты и гарантии их предоставления. Часто предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвестором определенных задач, например освоения конкретных регионов, отраслей, создания новых рабочих мест. Так, с 1982 г. в Англии существует система выборочной государственной помощи наиболее важным проектам. Иностранные инвесторы получают субсидии в большем объеме, когда устремляются в стагнируюшие районы. В результате такой политики в отраслях, переживающих упадок, происходят структурные сдвиги за счет создания новых производств;
- либеральная валютная политика, позволяющая легко обменивать выручку в национальную валюту инвестора, а также общегосударственная политика, направленная на удовлетворение нужд предпринимателей;
- нефинансовые методы поощрения иностранных инвесторов направлены на создание общей обстановки эффективного функционирования иностранного капитала - от обеспечения необходимыми факторами производства и информацией до развития транспорта, других коммуникаций.
Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации иностранных инвесторов, занимает создание специальных экономических зон (СЭЗ). В самом широком смысле свободные экономические зоны могут быть определены как обозначенные государственные районы или территории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обстановка.
Подобного рода меры используются для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. При этом промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными, потому что снижение налогов достаточно безадресно. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры из-за недостатка финансовых ресурсов.
Активность участия и готовность инвесторов к экспорту капитала в какую-либо страну в целом зависит от инвестиционного климата в стране, импортирующей капитал.
Инвестиционный климат представляет собой совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране.
Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютную политику, темпы экономического роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и др.
Значительные размеры миграции предпринимательского капитала с 60-х гг. образуют мировой рынок иностранных инвестиций.
В качестве предпосылок его формирования следует выделить:
- снятие многими странами ограничений на ведение операций по экспорту/импорту капитала;
- приватизацию государственных компаний в Западной Европе и Латинской Америке в 60-70-е гг.;
- приватизацию предприятий в бывших социалистических странах.
Совокупный объем ПИИ в 2000 г. достиг $2,6 трлн., в то время как в 1990 г. он составлял $1,7 трлн.
Динамика ежегодного притока ПИИ по группам стран приведена в табл. 4.
Таблица 4.- Ежегодный приток прямых иностранных инвестиций по основным группам стран (млрд.$.)
Регионы |
1990 |
1991 |
1992 |
1992 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Мир в целом Развитые страны, Развивающиеся страны Страны ЦВЕ и СССР/СНГ |
206 171
34 1 |
160 115
43 3 |
175 118
52 5 |
220 138
76 7 |
247 141
100 6 |
330 208
107 15 |
363 212
138 13 |
468 276
172 19 |
660 468
173 20 |
827 609
198 20 |
Данные, приведенные в табл. 4, свидетельствуют о достаточно стабильной тенденции роста мировых прямых иностранных инвестиций в 90-е гг.