ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2326
Скачиваний: 6
ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
(конспект лекций)
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методичес-
кого совета ДИТМ МНТУ
Протокол N_______
от _____________ 2011г.
г. Краматорск, 2011 г
тема 1: методологические основы международного менеджмента
план:
1.1. Сущность международного менеджмента, цели, задачи
1.2. Периодизация развития международного бизнеса
1.3. Целевая ориентация международной фирмы
1.4. Характерные черты современного бизнеса
1.1. Международный менеджмент (ММ) является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Главная задача ММ — это подчеркнуть родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить главную видовую особенность – использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.
Выделим в рамках главной целевой ориентации международного менеджмента те его задачи, которые в наибольшей мере несут в себе специфику данной экономической категории:
1. Комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды международного бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных преимуществ фирмы.
2. Углубленный анализ и оценка культурного фона в каждой стране пребывания и использование его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы, как в данной стране, так и в целом.
3. Оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем, чтобы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей стран пребывания.
4. Формирование и развитие многонационального коллектива фирмы и ее подразделений в стране базирования и в странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников, возможностей отдельных коллективов и межнациональных эффектов от их взаимодействия внутри фирмы.
5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного размещения бизнеса в различных производственных и функциональных сферах.
Понятно, что уровень международной специфики в каждой из пяти выделенных задач существенно различен и, более того, значительно меняется даже внутри одной задачи в зависимости от конкретного вопроса, рассматриваемого в ее рамках. Эта специфика достигает максимума во второй задаче (учет культурного фона), но она относительно умеренна в сфере оценки и выбора организационных форм. В свете вышесказанного можно определить задачи международного менеджера. Он должен:
1) понять специфику того, чем ему предстоит управлять, и отталкиваясь от этого, определять глубину вовлечения своей фирмы в международный бизнес, оптимальную для данного уровня развития фирмы;
2) профессионально рассмотреть возможности фирмы с точки зрения глобализации бизнеса, то есть стратегически определить, насколько, например, технологическая глобализация может помочь эффективному вхождению в международный бизнес;
3) стать убежденным и активным сторонником культурологического подхода, то есть глубокого изучения культурного фактора в интересах роста эффективности управления международным бизнесом;
4) принимать взвешенные решения относительно соотношения глобального и локального оптимумов в деятельности международной фирмы;
5) разумно и рационально использовать свою национальную модель менеджмента, адаптируя ее к особенностям международного бизнеса.
Сравнительная таблица «Страновый бизнес — международный бизнес», послужит конструктивным механизмом перехода от страновой модели менеджмента к международной. Проведенный в ее рамках итоговый сравнительный анализ позволяет теперь достаточно четко определить и конструктивно рассмотреть категорию «международный менеджмент».
Таблица 1. Страновый бизнес — международный бизнес
Страновый бизнес |
Международный бизнес |
Национальная модель управления бизнесом |
Международный менеджмент |
Цель-извлечение прибыли посредством использования конкурентных преимуществ в системе «НИОКР - производство— продажи—сервис» в условиях данной страны и ее рынков
|
Цель - извлечение прибыли посредством использования возможностей разных стран и регионов и работы на рынках различных стран и регионов |
Формирование, удержание и развитие конкурентных преимуществ в системе «НИОКР - производство-продажи-сервис» в условиях данной страны
|
Формирование, удержание и развитие конкурентных преимуществ в системе «НИОКР - производство-продажи-сервис» на основе использования возможностей разных стран и международного взаимодействия |
Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей внутри страны
|
Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей в ряде стран, а также с использованием межгосударственного взаимодействия |
Поиск средств: развития бизнеса и превращение их в конкурентные преимущества фирмы внутри страны
|
Поиск средств: развития бизнеса и превращение их в конкурентные преимущества фирмы в ряде стран и в контексте межгосударственных взаимоотношений
|
Объем, рост и сложность бизнеса варьируется в зависимости от охвата им разных этапов системы «НИОКР-производство— продажи-сервис» и от диверсификации бизнеса внутри страны |
Объем, рост и сложность международного бизнеса варьируются в зависимости от: числа стран пребывания; глубины вовлечения каждой страны в систему «НИОКР-производство— продажи — сервис» фирмы |
Менеджмент вырабатывает стратегию роста и развития фирмы внутри страны
|
Менеджмент вырабатывает стратегию роста и развития с вовлечением многих стран
|
Бизнес работает во внутристрановой культурной среде, и национальная культурная составляющая не играет роли в бизнесе
|
Международный бизнес работает в разных культурных средах, и его эффективность в большей или меньшей мере зависит от национальной и культурной составляющей |
Страновый менеджмент не учитывает культурную среду, поскольку объект управления изначально адаптирован к ней
|
Международный менеджмент черпает в учете культурного фактора значительные возможности получения и развития конкурентного преимущества |
Бизнес имеет возможность использовать все лучшее внутри страны: ограничение возможностей возможностями страны |
Международный бизнес имеет возможность использовать мировую глобализацию |
Менеджмент ищет и использует конкурентные преимущества в рамках страны и ограничен ее уровнем развития |
Международный менеджмент ищет и использует конкурентные преимущества через глобализацию |
Поскольку имеет место генетическая однородность, то принципиально структура международного менеджмента должна быть схожей со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включать в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
-
исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды
организации; -
процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);
-
базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация
стратегий, построение организации, мотивация, контроль и координация); -
вопросы групповой динамики и руководства;
-
вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом,
производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Различия проистекают из оперирования фирмы не в странах ее базирования, что заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды и, в первую очередь, всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурентные преимущества: экономики, политики, права, культуры, социальных процессов и иных аспектов жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фирмой на его территории и/или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения играют одну из ключевых ролей и несут заряд принципиально новых конкурентных преимуществ.
К тому же серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального обеспечения управленческих решений. Что касается внутренней среды фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же многонациональной средой. Хотя внешне такие определяющие категории, как цели, структура, разделение труда внутри фирмы, координация и уж тем более технологические параметры не несут в себе значительных отличий от национальной модели, но все, что касается главного, – людей, их потребностей, восприятия, ожиданий, особенно ценностей и целей поведения, то возникает необходимость учета национально-культурных факторов. Различия здесь могут быть очень большими. Например, почти половина японцев рассматривает работу, прежде всего как добывание средств к существованию, в то время как среди бельгийцев или голландцев этот процент не достигает и трети. Или другой столь же показательный факт: время, планы и программы – важнейший элемент западной культуры вообще и менеджмента в особенности, в то время как восточная культура просто не приемлет мысль о том, что «второго шанса не будет» и относится ко времени как к некоему бесконечному ресурсу.
С еще более серьезными проблемами сталкивается международный менеджмент в сфере коммуникаций, где все: от особенностей языковых барьеров до ритуалов и невербального общения – несет жесткий отпечаток специфики той или иной культуры. Но именно особенности коммуникаций во многом предопределяют и национально-культурную специфику принятия решений: то, что в одной культуре принято моделью рационального принятия решений, в другой будет считаться просто неразумным поведением руководителя.
Сложной проблемой для международного менеджмента является соотношение глобального и локального подходов в деятельности фирмы, а, следовательно, правильного формирования и развития отношений фирмы со страной пребывания в целом и ее отдельными регионами. Нередки случаи, когда глобальная оптимизация деятельности фирмы требует таких решений от ее руководства, которые противоречат представлениям об оптимальности у местных властей и населения (например, закрытие местного предприятия).
Кроме того, руководство международной фирмы вынуждено принимать комплексные решения, связанные с учетом политических, социально-экономических, валютных, криминальных рисков в различных странах.
1.2. Только отчетливое понимание причин выгодности для фирмы международных операций позволяет понять природу и специфику международного бизнеса как объекта взаимодействия формируемого им же международного менеджмента. Речь, таким образом, идет о мотивации предпринимателя (менеджера), а она развивалась в контексте исторического развития цивилизации в целом и ее экономического ядра, прежде всего. Каковы же основные этапы этого развития?
Интересную структуру для исследования этой проблемы предложил американский исследователь Р. Робинсон, который разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры.
- Коммерческая эра (1500-1850 гг.)
Начинается со времени великих открытий и заканчивается серединой XIX в. Робинсон справедливо отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более 300 лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI-XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса — от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства).