Файл: Контрактное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1528

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессуально — правовым последствием заключения действительного арбитражного соглашения является исключение юрисдикции государственного суда по конкретному делу и возможность сторон обратиться в арбитраж для разрешения возникшего спора. Подчиняя споры юрисдикции арбитража, стороны тем самым исключают их из подсудности судов.

Юридическая сила арбитражного соглашения может быть выражена в двух формах. В большинстве стран наличие такого соглашения является необходимым, но еще недостаточным условием для того, чтобы была исключена компетенция государственного суда. Если, несмотря на существование арбитражного соглашения, одна из сторон предъявит иск в суд к другой стороне, участвующей в арбитражном соглашении, по тому же спору, то последняя может, указав на наличие арбитражного соглашения, просить суд прекратить дело производством.

Приступая к рассмотрению дела по существу, арбитраж решает вопрос о том, правомочен ли он проводить разбирательство по данному вопросу.


7.3. Правовая регламентация международного коммерческого арбитража


Регламентация международного коммерческого арбитража имеет место в трех областях:

в соглашениях сторон, устанавливающих компетенцию арбитражного суда разрешать возникающие между ними споры;

в сфере национального права государств;

в области международных отношений.

В международно-правовой практике впервые нормы о признании и приведении в исполнение арбитражных решений были включены в Конвенцию о компетентности судов и о приведении в исполнение решений по гражданским делам, заключенную между Францией и Швейцарией 15 июня 1869 года.

В конце XIX — начале XX столетия стали предприниматься усилия, направленные на унификацию правового регулирования арбитража на многосторонней основе. Нормы о признании и исполнении иностранных арбитражных решений были предусмотрены в Договоре о международном процессуальном праве 1889 г., Договоре о приведении в исполнение иностранных актов, подписанных или ратифицированных незначительным количеством государств американского континента.

Наиболее масштабной попыткой международно-договорной унификации вопросов арбитража стали Женевские соглашения (Протокол об арбитражных оговорках от 24 сентября 1923 года и Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 26 сентября 1927 года).

Женевский протокол 1923 года был подписан 23 государствами. Он разрешил проблему признания государствами третейских соглашений. Женевская конвенция 1927 года имела факультативный характер по отношению к Протоколу. Участником Конвенции могло быть только государство — участник Протокола. Появление Женевской конвенции было связано с возникшей необходимостью разработки документа, позволяющего исполнение решений на территории других государств.


Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года является основным правовым актом мирового масштаба в области международного арбитражного процесса. Она выходит за пределы больших международных и хозяйственных систем и является открытой для присоединения к ней очень большого количества государств.

Нью-Йоркской Конвенцией по сравнению с Женевской Конвенцией введен ряд упрощений в области признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений. Прежде всего, в основание этой Конвенции заложены принципы признания и приведения в исполнение всех иностранных арбитражных решений, а не только решений, вынесенных не территории страны-участницы.

Далее, Нью-Йоркская Конвенция ясно определила перечень причин для отказа в исполнении решения, при этом бремя доказывания возложила на сторону, против которой решение вынесено.

Нью-Йоркская Конвенция полностью охватила проблематику арбитража, так что последующие международные акты могли лишь развивать и дополнять эту тему.

Повышению эффективности правового регулирования арбитража способствовала и способствует Европейская «Конвенция о внешнеторговом арбитраже» 1961 года, которая является примером региональной унификации институтов арбитражного производства. В преамбуле Конвенции предусмотрено, что она призвана содействовать развитию европейской торговли путем устранения, по мере возможности, некоторых затруднений в функционировании внешнеторгового арбитража в отношениях между физическими и юридическими лицами различных европейских стран.

Европейская Конвенция является своеобразным дополнением Нью-Йоркской Конвенции, оба документа создают контур системы права в области международного коммерческого арбитража.

Конвенция ввела цельную коллизионную норму для определения применимого права в отношении оценки действительности арбитражного соглашения, в соответствии с которой правоспособность сторон заключать арбитражные соглашения должна оцениваться согласно так называемому «персональному» праву каждой из сторон.

Конвенция унифицировала также формальные предпосылки действительности арбитражного соглашения, в соответствии с которыми соглашение должно быть заключено в письменной форме, подписано обеими сторонами или содержаться в обмене письмами, телеграммами, сообщениями по телетайпу.

Особенностью Европейской Конвенции является урегулированность отдельных вопросов производства дел в арбитраже. Так, предусмотрено право иностранных граждан быть арбитрами. Особый интерес представляют положения, устанавливающие порядок формирования арбитражного состава и определение места и правил арбитража, в частности о том, что стороны по своему усмотрению могут передать споры на разрешение постоянного арбитражного органа или арбитража ad hoc.


Для бывших социалистических стран важное значение имеет Московская Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, подписанная 26 мая 1972 года в Москве представителями стран — членов Совета экономической взаимопомощи. Однако данная Конвенция имеет ряд значительных нарушений основополагающих принципов арбитража: свободы волеизъявления сторон, рассмотрения спора в третейском суде только при наличии соглашения сторон и т.д.

Следует отметить, что Украина, не будучи членом СЭВ, не подписывала и не присоединялась к Московской Конвенции 1972 года и с первого дня создания международного коммерческого арбитража в Украине ее не применяла.

Кроме названных выше Конвенций, заслуживает внимания «Межамериканская Конвенция о международном коммерческом арбитраже» 1975 года, известная как «Панамериканская Конвенция». В значительной мере Конвенция повторяет положения Нью-Йоркской Конвенции. Вместе с тем в ней вводится новый принцип о том, что в целях исполнения арбитражного решения, вынесенного в государстве-участнике Конвенции, данное арбитражное решение имеет силу окончательного судебного решения.

Большое значение в деле унификации правил арбитражной процедуры имеет деятельность институтов ООН и, прежде всего, Комиссии ООН по праву международной торговли. Так, в рамках ООН был разработан «Типовой закон о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ» 1985 года, текст которого Генеральной Ассамблеей ООН рекомендован как образец для арбитражного законодательства.

На основе «Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ» на сегодняшний день приняты национальные акты во многих странах, а во многих государствах идут приготовления к их принятию.

Особое значение имеют также международные Регламенты ЮНСИТРАЛ, Европейской экономической комиссии (ЕЭК), а также ЭКАДВ (Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока), разработанные под эгидой ООН.

«Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ» 1976 года с целью гармонизации международных экономических отношений рекомендуется использовать в качестве регламента для специального арбитража (ad hoc) как наиболее приемлемый для стран с различными правовыми, социальными и экономическими системами.

Если «Регламент ЮНСИТРАЛ» носит универсальный характер, то Регламент ЕЭК и Правила ЭКАВД разрабатывались, как видно из их наименования, для регионального применения. Как и Регламент ЮНСИТРАЛ, Регла­мент ЕЭК и Правила ЭКАВД регулируют процедуру арбитража ad hoc.

Стороны могут изменять отдельные положения Регламента, что прямо предусмотрено в некоторых из них (Регламент ЮНСИТРАЛ и Регламент ЕЭК). Таким образом, юридическая сила Регламента носит договорной характер.


Важное значение для развития международного коммерческого арбитража имеет деятельность в сфере арбитража, осуществляемая международными неправительственными организациями. К наиболее авторитетным международным неправительственным организациям относятся:

Международная торговая палата в Париже. Палата уже в 1923 году создала постоянно действующий арбитражный суд.

Международный совет по коммерческому арбитражу (International Council for Commercial Arbitration — ICCA). Совет представляет собой группу частных лиц, состоящую из 25 специалистов из разных стран, которых объединяет идея популяризации и развития международного коммерческого арбитража. Каждые два года Совет организовывает пользующиеся большой популярностью конгрессы и семинары по вопросам арбитража. Кроме того, редактирует два очень известных издания: Ежегодник коммерческого арбитража (Yearbook Commercial Arbitration) и Справочник по коммерческому арбитражу (Handbook of Commercial Arbitration).

Международная федерация учреждений коммерческого арбитража (International Federation of Commercial Arbitration Institutions). Федерация включает в свой состав 74 постоянно действующих суда и иные арбитражные учреждения из всех стран мира.

Американская арбитражная ассоциация и некоторые другие организации.


7.4. Международный коммерческий арбитраж в Украине


Принимая во внимание Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 года, Парламент Украины рекомендовал Торгово-промышленной палате Украины учредить внешнеэкономический третейский суд, и в 1992 году он был образован. Были утверждены его Регламент, рекомендательный список арбитров. Однако деятельность его, как и любого третейского суда, возможна лишь при наличии арбитражных соглашений, подчиняющих внешнеэкономические споры сторон его юрисдикции. По этой причине Международный Коммерческий Арбитражный Суд (МКАС) при Торгово-Промышленной Палате (ТПП) Украины начал рассматривать поступающие к нему дела с января 1993 года и за год разрешил по существу 28 дел.

Правовой базой деятельности международного арбитража в Украине явился принятый 24 февраля 1994 года Верховным Советом Украины Закон Украины «О международном коммерческом арбитраже» и два приложения к нему: «Положение о Международном коммерческом арбитражном суде» и «Положение о Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины».

В основу Закона Украины «О Международном коммерческом арбитраже» положена модель Типового закона «О международном торговом арбитраже», принятого в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН. Действие Закона Украины распространяется и на деятельность третейских судов, образуемых для рассмотрения отдельных внешнеэкономических споров.

Украина как член ООН подписала, а затем 10 октября 1960 года ратифицировала Нью-Йоркскую (1958 года) «Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», а также подписала и 18 марта 1963 года ратифицировала Женевскую (1961 года) «Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже». 25 августа 1994 года Президиум Торгово-промышленной палаты Украины утвердил новый Регламент МКАС и «Положение об арбитражных сборах и расходах».


МКАС при ТПП Украины — один из самых молодых постоянно действующих международных коммерческих арбитражных институтов, однако уже сумел завоевать доверие и широкое международное признание. По количеству принятых к рассмотрению дел он вышел на первое место в Европе, стал полноправным членом мирового сообщества международных арбитражей, что в свою очередь является гарантией развития внешнеэкономических связей Украины, ее признания как правового государства. Всего за период деятельности МКАС в Украине было рассмотрено более 1000 дел. Сторонами по рассмотренным делам были фирмы и бизнесмены из более чем 50 стран.

Объясняя столь высокую популярность МКАС при ТПП Украины, отметим главное.

Арбитры МКАС обеспечивают высочайшее качество работы. В рекомендательном списке МКАС ныне 47 арбитров. Среди них представители 15 стран, в частности Австрии, Англии, России, Словакии, Швеции, Югославии, Германии, Чехии, Финляндии, Македонии, Франции, Польши, Хорватии, Болгарии и Украины. Наличие иностранных арбитров в рекомендательном списке не является формальным. Многие из них неоднократно участвовали в рассмотрении внешнеэкономических споров в МКАС при ТПП Украины. В составе арбитров удалось идеально объединить квалифицированных практиков и ученых, имеющих опыт судебной и арбитражной работы за рубежом. Все они профессионалы высокого класса, что заметно укрепляет авторитет украинского арбитража.

Наряду с высоким профессионализмом арбитров МКАС при ТПП Украины, увеличению случаев его избрания в качестве органа по разрешению возможных споров между бизнесменами разных стран при заключении контрактов способствуют также относительно небольшие расходы по уплате арбитражного сбора. Так, например, если в России минимальный арбитражный сбор составляет 1400 долларов США, то в Украине — 600 долларов США.

При увеличении суммы иска по нарастающей, проценты исчисления арбитражного сбора в МКАС при ТПП Украины уменьшаются по соответствующим грациям от 6% до 0,3% от суммы иска. При единоличном рассмотрении спора одним арбитром, размер арбитражного сбора уменьшается на 30%.

Иностранных субъектов внешнеэкономической деятельности привлекает и то обстоятельство, что при принудительном исполнении решений МКАС при ТПП Украины в Украине не требуется экзекватура, ибо на них распространен такой же режим исполнения, как и для решений государственных судов. Если должник находится за пределами Украины, то письменное ходатайство заявитель направляет компетентному суду в стране нахождения должника и, в соответствии с процессуальным законодательством страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений.

Что касается Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-Промышленной Палате Украины — второго и последнего международного арбитражного образования в Украине, которая также рассматривается как постоянно действующий международный коммерческий арбитражный институт, то она не является столь популярной, как МКАС при ТПП Украины.