ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1571
Скачиваний: 1
В статье «Урегулирование споров в судебном порядке» стороны должны взвесить достоинства и недостатки арбитражного и судебного способов разрешения споров и выбрать тот, который сочтут более предпочтительным.
Преимущество арбитража заключается:
во-первых, в его сравнительной дешевизне (рассмотрение спора в арбитражном порядке обходится сторонам дешевле, нежели в суде);
во-вторых, в более высокой квалификации тех, кто решает спор (арбитраж — это, как правило, специалисты по международному частному праву, судьи же — специалисты по гражданскому (или уголовному) праву); в третьих, в более быстрой и менее формализованной процедуре рассмотрения споров.
Преимущество же суда заключается в том, что решения, в отличие от решений арбитража, обеспечены силой государства.
Многие международные Конвенции, к которым присоединилась Украина, рекомендуют коммерсантам выбирать арбитражный способ рассмотрения возникающих споров, как более компетентный и менее формализованный.
В случае выбора арбитража в качестве способа разрешения спора, вытекающего из внешнеторгового контракта, в тексте контракта необходимо указать место расположения арбитражного суда, полное его наименование, страну и материальное право, которое будет применяться при рассмотрении споров, обусловить случаи, при которых стороны могут обратиться арбитраж или в суд.
2.9. Заключительные статьи контракта
Статье «Язык контракта и его корреспонденции» составители контрактов внешнеторговой купли-продажи обычно уделяют мало внимания. Между тем неудачное оформление ее может породить трудноразрешимые споры между сторонами договорного правоотношения.
В тексте контракта следует в первую очередь оговорить, на каком языке или языках он составлен, на каком языке или языках будет вестись переписка между сторонами, то есть продавцом и покупателем по вопросам исполнения контракта.
Если стороны с самого начала не оговаривают, на каком языке будет вестись переписка, то по обычаю, сложившемуся в практике международной торговли, языком переписки становится тот язык, на котором сделано предложение заключить сделку.
Обычно внешнеторговый контракт составляется как на языке продавца, так и на языке покупателя. При этом в нем специально оговаривается, что оба текста имеют одинаковую юридическую силу.
Однако нередко возникают ситуации, когда языком контракта целесообразно избрать не языки продавца и покупателя, а какой-то третий язык.
Наконец, стороны по обоюдному согласию могут выбрать в качестве языка контракта и корреспонденции язык продавца и покупателя.
Четкое обозначение языка контракта и переписки по его поводу важно помимо прочего еще и потому, что тем самым обозначается язык возможного арбитражного разбирательства спора между сторонами.
В статью контракта «Дополнительные условия» включаются условия, не предусмотренные в предыдущих статьях, состоящие из одного - двух пунктов.
Какие это могут быть условия?
Во-первых, в данную статью могут войти некоторые ограничения, которые продавец желает наложить на действия покупателя по распоряжению полученным товаром.
Во-вторых, в рассматриваемой статье можно закрепить за той или иной стороной обязательство совершить какое-либо дополнительное действие.
В-третьих, в данной статье можно оговорить распределение расходов или убытков, связанных с невыполнением контракта его сторонами.
В этой же статье обычно указывается порядок внесения в случае необходимости изменений и дополнений в текст контракта, порядок вступления контракта в силу, количество экземпляров оригиналов контракта и другие необходимые условия, вносимые по согласованию контрагентов либо по требованию одного из них.
В статье «Изменения и дополнения контракта», завершающей контракт, должен быть закреплен порядок внесения в него изменений и дополнений. В практике внешнеторговых отношений сложилось два способа изменения или дополнения контракта. Первый предполагает, что изменения и дополнения должны вноситься непосредственно в текст контракта и лишь при этом они приобретают юридическую силу. По второму способу изменения и дополнения контракта могут совершаться в виде составления соответствующих протоколов, прилагаемых затем к тексту контракта.
Формулировка статьи «Вступление контракта в силу» зависит от конкретных обстоятельств, например, от предмета контракта — конкретного товара — зависит, может ли контракт исполняться непосредственно после его согласования и подписания обеими сторонами, либо необходимо пройти процедуру его государственной регистрации.
Практика международной торговли знает определенные запреты и ограничения, налагаемые на внешнеторговый оборот государственными органами той или иной страны. В этих случаях вступление внешнеторгового контракта в силу зависит не только от воли его участников, но и от усмотрения компетентных государственных органов. Стороны контракта должны получить разрешение на совершение предусмотренных им действий.
Статья «Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон» является заключительной в тексте контракта. В ней обязательно указываются:
-
полное и правильное юридическое наименование субъектов предпринимательской деятельности — сторон контракта, в соответствии с их учредительными документами,
-
полные банковские реквизиты сторон, при этом необходимо проверить и убедиться в том, что банк, реквизиты которого указываются, имеет право производить валютные расчеты и имеет необходимые лицензии,
-
личные оригинальные подписи управомоченных лиц от каждой из сторон,
-
обычно рядом с подписями законных и полномочных представителей сторон в контракте ставятся также деловые печати предприятий или организаций. Данные печати не являются обязательными, но мы бы посоветовали все же скреплять ими текст контракта для большей юридической надежности;
-
текст контракта может быть напечатан также на официальном бланке одной из сторон. В этом случае, другая сторона оставляет на нем оттиск своей служебной печати с указанием номера и даты.
Тема 3. Внешнеторговое агентское соглашение (общая характеристика)
3.1. Торговое агентское соглашение
3.2. Предмет и содержание внешнеторгового агентского соглашения
3.3. Права и обязанности сторон во внешнеторговом агентском соглашении
3.4. Контракты поручения и комиссии как виды внешнеторгового агентского соглашения
3.1. Торговое агентское соглашение
Торговое агентское соглашение принадлежит к числу наиболее распространенных в настоящее время в практике международной торговли разновидностей внешнеторговых сделок. Смысл его состоит в обеспечении интересов какого-либо одного лица действиями другого лица. Если указанный интерес заключается в реализации производимой продукции в каких-нибудь других странах, то суть действий, обеспечивающих его, может выражаться в поиске возможных покупателей, заключении от имени производителя продукции соответствующих внешнеторговых договоров, сборе информации о ценах на те или иные товары, выполнении различных посреднических функций и т.д.
Исторически агентские соглашения зародились в торговой практике Англии. Именно поэтому в контрактах, оформляющих данную разновидность внешнеторговых сделок, используются термины английского права — «агент», «принципал» и т.п.
Так, в 1986 году была принята «Директива Совета ЕЭС (86/653 ЕЭС) о координации законодательства государств — членов ЕЭС по вопросу о независимых торговых агентах». Существует также изданное впервые в 1961 г. и недавно пересмотренное и дополненное Международной Торговой палатой «Руководство по составлению торговых агентских соглашений между сторонами, находящимися в разных странах». Имеется разработанный ОРГАЛИМ «Образец соглашения с иностранной фирмой или физическим лицом об исключительном агентстве».
Приступая к формулированию текста контракта, оформляющего рассматриваемую разновидность внешнеторговой сделки, нужно сразу же четко обозначить в преамбуле контракта его юридический характер. Контракту надо придать четкое название.
В названии сторон следует в первую очередь указать их юридическое положение, выступают ли они в качестве юридического или физического лица.
В качестве условного наименования сторон могут быть использованы различные термины. В Англии сторона, нанимающая юридическое или физическое лицо в целях коммерческого представительства, именуется «принципалом», а коммерческий представитель — «агентом».
Во Франции для обозначения сторон в торговом агентском соглашении применяются соответственно термины «комитент» и «представитель». В законодательстве ФРГ для обозначения стороны соглашения, именуемой по английскому праву как «агент», используется термин «торговый представитель» или просто «представитель».
В отечественной внешнеторговой практике при составлении контрактов, оформляющих торговые агентские соглашения, применяются помимо вышеприведенных терминов также термины «производитель» и «представитель» или «доверитель» и «поверенный». Выбирая термины для обозначения сторон контракта, необходимо иметь в виду, что они должны при определенной своей условности указывать на юридическую природу договора между ними.
3.2. Предмет и содержание внешнеторгового агентского соглашения
Формулируя предмет агентского соглашения, необходимо четко обозначить характер действий агента и территорию, в рамках которой должна осуществляться агентская деятельность.
Предметом контракта в любом агентском соглашении является не товар, а юридически значимые действия управомоченного лица — агента, которые он будет производить в интересах поручителя.
Определив территорию (страну), в рамках которой будет действовать агент, лицо, выступающее в роли заказчика агентских услуг, должно в первую очередь ознакомиться с особенностями правового регулирования торговой агентской деятельности на данной территории. Иначе в тексте контракта могут оказаться положения, противоречащие каким-либо императивным правовым нормам той страны, где будет действовать агент.
Кроме того, необходимо принять во внимание существующий в данной стране порядок налогообложения.
Практика международной торговли свидетельствует, что в качестве постоянного места деятельности предприятия обычно не рассматриваются:
помещения, используемые исключительно для хранения или демонстрации товара;
помещения, используемые в качестве временного промежуточного склада при поставке товаров другим предприятиям;
помещения, используемые исключительно для организации рекламы товаров, произведенных на предприятии; сбора информации для него, осуществления научно-исследовательских работ, различных видов проверок качества поставляемого или закупаемого товара и т.п.
В этих случаях предприятие не облагается налогом по местному законодательству.
Определяя характер поручения агенту, заказчик агентских услуг может предусмотреть для него возможность нанимать субагента, т.е. возможность перепоручать исполнение какой-то части своих обязанностей третьим лицам. Естественно, что полную ответственность перед заказчиком будет нести в этом случае только первый агент. В особо сложных случаях, при неясности ситуации и т.п. предоставление агенту права нанимать субагентов может только способствовать более успешному выполнению агентского соглашения.
В конкретной ситуации может появиться необходимость помимо обозначения территории, четко обозначить круг клиентов, с которыми агент будет полномочен вести переговоры и заключать сделки. В этом случае целесообразно к основному тексту контракта прилагать список клиентов (покупателей или продавцов), с которыми заказчик агентских услуг предпочитал бы иметь дело при посредничестве своего агента. Или же — список клиентов, с которыми он запрещает своему агенту вступать в деловые отношения.
Если речь идет о поручении агенту реализовать какой-либо товар в другой стране, лицо, дающее это поручение, может сформулировать своего рода оферту (предложение о заключении сделки), содержащую описание всех существенных условий будущего внешнеторгового договора купли-продажи, где бы указывалось:
наименование товара,
его ориентировочная цена (минимальная и максимальная),
какова минимальная партия предлагаемого к реализации товара,
каковы возможные сроки поставки,
каковы базисные условия поставки.
При описании характера поручения, которое должен выполнить агент, тем самым определяется его статус. Права же и обязанности агента определяют содержание его деятельности.
Данные аспекты агентского соглашения, т.е. статус агента и содержание его деятельности, необходимо различать существенные условия договора и несущественные. При нарушении или изменении существенных условий договора какой-либо из сторон, другой стороне следует давать право на его расторжение. Если же нарушаются несущественные условия договора, это не должно давать права на отказ от него. Иначе договорное отношение будет слишком зыбким — непредвиденное изменение ситуации не позволит агенту проявить самостоятельность, т.к. над ним будет висеть угроза расторжения договора стороной-заказчиком его услуг.
В данной статье определяется круг прав и обязанностей сторон, призванных обеспечить выполнение этих поручений.
3.3. Права и обязанности сторон во внешнеторговом агентском соглашении
В «Директиве совета ЕЭС от 18 декабря 1986 года о координации законодательств государств-членов ЕЭС по вопросу о независимых торговых агентах» предусмотрен ряд прав и обязанностей сторон агентского соглашения.
Торговый агент, согласно данной директиве, обязан:
а) должным образом вести переговоры;
б) передавать своему заказчику-комитенту всю имеющуюся у него информацию;
в) подчиняться разумным указаниям того, кто заказал ему агентские услуги.
Комитент обязан:
а) предоставлять в распоряжение торгового агента необходимую документацию по соответствующим товарам;
б) передавать агенту информацию, необходимую для исполнения агентского соглашения и извещать его в разумный срок, если объем операций станет значительно ниже того уровня, который, по мнению комитента, может быть достигнут агентом;
в) информировать торгового агента в разумный срок о принятии, об отказе и о выполнении сделки, обеспеченной последним.
Приведенный набор является минимальным. На практике при составлении текста контракта об оказании агентских услуг обыкновенно предусматривают более широкий круг прав и обязанностей сторон агентского соглашения.
Среди обязанностей, которые несет в пользу агента заказчик его услуг, самая важная, безусловно, обязанность своевременно выплатить соответствующее условиям соглашения вознаграждение, а также предоставить надлежащее финансовое обеспечение агентской деятельности.
При формулировании данной статьи агентского соглашения необходимо иметь в виду, что по сложившейся в сфере международной торговли практике, торговые агенты имеют право на вознаграждение, как правило, не только со сделок, заключенных при прямом их участии, то есть, если они сами непосредственно вели переговоры и заключали сделку, но и со сделок, которые заключаются без их непосредственного участия, но при косвенном содействии. Например, в случае, если сделка заключается с лицом, ставшим партнером производителя благодаря простому посредничеству агента.