Файл: Публичное администрирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1764

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Только субстратная концепция дает надежный механизм понимания и преодоления любых кризисов. В теории субстратного подхода даны алгоритмы, описывающие процесс построения моделей с учетом детерминированных факторов и факторов, описывающих явление «самоорганизации» кризиса.

Чтобы продемонстрировать модель возникновения и преодоления экономического кризиса с помощью субстратного подхода, разработана серия деловых игр «Эволюция», которая включает в себя разные аспекты управления кризисными процессами. Игра «Эволюция» моделирует:

  • Первоначальный капитал и его динамику, как пример простейшего экономического показателя.

  • Построение проекта, принятие оперативных решений, стратегическое управление капиталом, субстратную оптимизацию плана.

  • Венчурное инвестирование и учет приращения капитала при успешной реализации проекта и наоборот.

  • Границы трендов, фиксирующие факты экономической устойчивости или кризиса.

  • Банкротство (кризис) или экономическую устойчивость фирмы, прогресс или регресс, границы трендов на повышение или на понижение капитала, точки бифуркации, шум.

  • Управление точкой бифуркации посредством выявления субстратов в значимых информационных контекстах с учетом имеющихся ресурсов.

На рис. 3 показаны основные моменты управления кризисом:

  1. Эволюционная кривая развития суммарного капитала игроков. Из графика видно, что она вышла из зоны экономического благополучия и приблизилась к границе кризиса. Но с помощью соответствующего управления игроки смогли сгенерировать точку бифуркации и повернуть сценарий экономического развития в направлении тренда на возрастание капитала, т.е. в сторону экономического прогресса.

  2. Верхняя и нижняя границы трендов, с помощью которых фиксируются факты экономической устойчивости или кризиса. Границы строятся методом контрольных карт. Область эволюционной кривой, находящаяся между верхней и нижней границами трендов, условно называется шумом. Согласно концепции контрольных карт, в этой области графика решающими факторами являются внешние случайные воздействия, а роль факторов управления уходит на второй план.

  3. Решающим моментом управления кризисом является феномен генерации точки бифуркации, т.е. создание таких управленческих прецедентов, с помощью которых капитал начинает не убывать, а увеличиваться. Таким образом, процесс экономического развития начинает идти по другому сценарию.

Суть, например, одной игры («Эволюция-3») заключается в следующем:

  1. Моделируется процесс увеличения начального капитала путем последовательного решения серии управленческих проблем, требующих нахождения субстратов. Перед каждым принятием управленческого решения игроки осуществляют операцию финансового инвестирования. Если управленческий проект оказался удачным, сделанные бюджетные инвестиции прибавляются к капиталу, если неудачным – вычитаются.

  2. Разыгрывается личное и командное первенство по эффективности преодоления кризиса.

  3. Строятся кривые эволюции суммарного капитала и капитала каждого из игроков, которые графически иллюстрируют основные моменты преодоления кризиса: тренды на возрастание или убывание капитала, точки бифуркации при реализации эффективных стратегий, факт кризиса или экономического процветания.

  4. Осуществляется ранжирование игроков и команд по эффективности экономической деятельности.

  5. Методом контрольных карт строятся экономические границы-индикаторы для фиксирования фактов финансового банкротства и процветания фирмы.


С точки зрения синергетики кризис является фракталом, который самоорганизуется под воздействием аттракторов и фракталов. Следовательно, модель управления кризисом должна содержать в себе механизмы воздействия на аттракторы и фракталы там, где это позволяют условия. Именно эти процессы и моделируются с помощью деловых игр серии «Эволюция».

В процессе игры обучаемые имеют возможность уточнить интересующие детали, провести домашний разбор текущих проблем, промежуточный статистический анализ эффективности выполняемых действий, проверить возникающие гипотезы, сравнить свои результаты с результатами соперников и с лучшими результатами, достигнутыми ранее другими участниками тренингов. Деловая игра «Эволюция-3» позволяет решить одну из главных дидактических проблем субстратного подхода – понять, каким образом путем нахождения субстрата осуществляется переход от регресса к прогрессу. В процессе деловой игры видно, как возникает точка бифуркации как точка возможного разветвления сценария развития и его управляемого перехода к прогрессу, как и почему возникает банкротство фирмы или финансово-экономический кризис в государстве. На рис. 3-9 показаны результаты деловых игр серии «Эволюция», которая проводилась в течение нескольких уроков с перерывом в неделю со студентами-магистрами факультета менеджмента. По промежуточным результатам игры выдавалось домашнее задание, связанное с субстратным анализом хода игры на предыдущих уроках. По ходу игры студенты вынуждены делать записи основных экономических (величина личного и суммарного капитала), управленческих (количество решенных задач), психологических (количество успешно решенных задач) и педагогических (достигнутые рейтинги, личные и командные места в соревновании) показателей для их последующего субстратного и статистического анализа. Кроме того, игра может прерываться с целью показа гистограмм, учебного экспериментирования над объектами управления, анализа достигнутых личных и командных результатов. Существенно то, что игра позволяет вовлечь в процесс решения проблем весь зал вместимостью до 50 человек. Это делается посредством специальной организации игры. Вводятся три команды: две из них по три человека делают ходы в игре каждый раз, а третья команда представлена тремя секторами зала, которыми управляют три менеджера, реализуя метод мозгового штурма, каждый в своем секторе, при этом топ-менеджер управляет всем ходом игры.

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы: управление точкой бифуркации – это управление кризисом в экономике:

  • Для преодоления финансово-экономического кризиса необходимо построить соответствующую систему управления финансово-экономическими процессами.

  • Фактически это сводится к управлению точкой бифуркации и трендами.

  • Любой кризис – это потеря устойчивости, т.е. выход из зоны устойчивого эволюционного развития.

  • Некоторые аспекты управления процессом преодоления экономических кризисов моделируются с помощью серии деловых игр «Эволюция».


Таким образом, основная идея модели выхода из кризиса заключается в выявлении субстратов (ключевых моментов, влияющих на состояние равновесия). В деловой игре «Эволюция» это проявляется следующим образом. Если субстрат, случайно предъявленный игрокам, сложный, то его выявить не могут и точка бифуркации не возникает. Получается кризис. Таким образом, от флуктуации (начальный этап игры, когда выбирается вид зависимости) и от интеллектуального потенциала игроков зависит исход игры – банкротство или процветание. Аттрактором здесь является тенденция всех субъектов рынка (в данном случае игроков) заработать как можно больше денег, т.е. максимально возможно увеличить свой капитал. Они вступают в конкурентную борьбу, в которой побеждает тот, кто проявил большую находчивость в проведении финансово-экономических операций. С логической неизбежностью из этого следует, что для преодоления существующего финансово-экономического кризиса нужно построить субстратную модель кризиса и преодолеть его, применяя описанные выше приемы. В настоящее время финансово-экономический кризис неуправляем, т.к. его субстратный механизм не выявлен.


Рис. 3. Кривая эволюции суммарного капитала. Точка бифуркации имеет абсциссу 170.

Рис. 4. База данных с окончательными результатами игры. Игроки ранжированы по величине заработанного капитала при первоначальном капитале в 1000 долларов. Общее количество учебных задач, которые были решены каждым игроком, равно 86. Игрок под номером 4 достиг лучших результатов и при этом решил правильно 46 задач.



Рис. 5. Кривая суммарного капитала. В начале игры обучаемые делали малые бюджетные вложения (ставки), т.к. была велика роль случайных факторов.

Поскольку понимание субстрата не было достигнуто на первых этапах игры, эволюционная кривая идет в сторону регресса. В точке с абсциссой 170 (рис. 5) наблюдается точка бифуркации – переход от регресса к прогрессу. Поскольку ставки увеличивались, кривая имеет большие разбросы. Горизонтальная линия с ординатой 1040 показывает верхний контрольный предел, фиксирующий тренд к прогрессу. Нижний контрольный предел, фиксирующий факт кризиса, совпал с осью абсцисс. Линия с ординатой 990 показывает математическое ожидание, т.е. среднюю величину статистической выборки. Все, что находится между верхней и нижней контрольными линиями, является шумом, обусловленным влиянием случайных факторов. Мы видим, что кривая эволюции на последних этапах игры пересекла линию верхнего контрольного предела, что говорит о гарантированных положительных достигнутых результатах и о преодолении финансового кризиса.

Рис. 6. Кривая эволюции индивидуального капитала игрока 4. В районе точки 26 мы видим точку бифуркации, субстрат найден, и далее идет интенсивное увеличение капитала. Статистически гарантированные экономические результаты были достигнуты в точке 63. Точки кривой, лежащие ниже горизонтали с ординатой 1006, находятся в зоне кризиса.



Представленные на рис. 6 данные свидетельствуют о том, что игрок под номером 4 действует наиболее эффективно. Он раньше всех выявил субстрат и начал увеличивать свой капитал. В этот момент, он, фактически, организовал точку бифуркации (точку, в которой тренд меняет направление) и перешел к интенсивному экономическому росту. Здесь мы видим, что экономическая эффективность его фирмы, определяемая отношением результатов к затратам, начала возрастать.

Важнейшим показателем эффективности управления является абсцисса положения точки бифуркации. Чем она меньше, тем, следовательно, раньше найден субстрат, и у игрока появилось больше шансов для увеличения капитала. Поэтому факт возникновения точки бифуркации можно рассматривать в качестве мотивирующего признака в системе управления коллективом фирмы или даже целым государством.

Рис. 7. Кривая эволюции самого слабого игрока. Точка бифуркации достигнута значительно позже, следовательно, и конечные результаты ниже. Значительные разбросы (кривая не очень «гладкая») говорят о сделанных ошибках в принятии решений.


С точки зрения субстратного подхода такие графики символизируют феномен перехода системы управления от регресса к прогрессу, от экстенсивного стиля управления к интенсивному, от улучшающего менеджмента к оптимальному. При этом важно понимать, что интенсивный рост экономических показателей обоснован фактом применения субстратного подхода в целом и фактом нахождения соответствующего субстрата в частности.

Рис. 8. Пример эволюционной кривой с характерной точкой бифуркации (абсцисса 90), которая демонстрирует факт рационального расходования инвестиций в начальном этапе конкурентной борьбы и бурные процессы экономического роста после выявления основных субстратов.


На рис. 9 мы видим, что эволюционная кривая предприятия попала в зону гарантированного банкротства, иначе говоря, кризиса. Видно, что в районе временного интервала в окрестностях точки с абсциссой 55 были предприняты неудачные попытки выхода из кризиса, но они не привели к положительному результату.



Рис. 9. Пример финансово-экономического кризиса. Участники игры не справились с управлением, и суммарный капитал, характеризующий в данном случае экономическое положение предприятия, пересек нижнюю границу тренда.

Управление государством имеет общие моменты с управлением организацией, фирмой. Поэтому можно сделать следующие выводы:

  1. Деловая игра «Эволюция» - это финансовая модель деятельности организации. Она отражает текущий капитал фирмы, суммарный капитал всех игроков, величину текущих прибылей и убытков.

  2. Это экономическая модель. Она отражает такие экономические показатели, как эффективность и рентабельность экономической деятельности, тренды возрастания или убывания капитала, факты экономического процветания или банкротства фирмы, прибыли и убытки в результате финансирования проектов, связанных с принятием управленческих решений.

  3. Это организационная модель. Она отражает точку бифуркации, как результат успешности управления, в итоге которого происходит смена тренда с понижающегося на повышающийся или наоборот. Осуществляется моделирование процесса анализа ситуации управления, принятия рискованных или логически обоснованных управленческих решений, процесса построения качественно оптимальной стратегии конкурентной борьбы.

  4. Это инновационная модель. Она отражает момент творчества при разработке оптимальной стратегии конкурентной борьбы, классификацию инноваций по глубине вносимых изменений (радикальные, улучшающие, модификационные), по охвату ожидаемого экономического эффекта (локальные, системные, стратегические), по степени новизны (базовые, комбинаторные, совершенствующие). Деловая игра моделирует процесс разработки инноваций, что является принципиально новой особенностью подобных имитационных моделей, а сам подход к решению проблемы субстратной оптимизации требует нестандартного мышления, высоких творческих и интеллектуальных способностей, что позволяет назвать такую технологию интеллектуальным или творческим менеджментом. Применяемый способ мышления обладает принципиальной новизной и назван субстратной рефлексией. Деловая игра «Эволюция» обладает уникальной особенностью: буквально после первого хода можно строить и применять оптимальную стратегию управления экономическими показателями моделируемой организации и выполняемыми бизнес-процессами.

  5. Это инвестиционная модель. Она отражает инвестиционные взносы и прибыли или убытки, полученные в зависимости от эффективности организационной деятельности менеджера.

  6. Это модель управления рисками. Она отражает эффективность управления в зависимости от уровня грамотности вероятностного анализа ситуации управления.

  7. Деловая игра «Эволюция» моделирует все аспекты субстратной оптимизации управления организацией:

    • прикладную текущую цель управления (максимизация капитала),

    • главную общесистемную цель любой деятельности (построение качественно оптимальной системы, т.е. стратегии конкурентной борьбы),

    • информационный контекст проблемы (правила игры, текущие игровые ситуации и временные ограничения),

    • значимые фрагменты информационного контекста (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, проблема выбора величин ставок, какие управленческие решения принимать по ходу деловой игры, как вести учет ошибочных ходов, как учитывать возникающие риски и др.),

    • ключевые моменты эффективности (субстраты) в значимых фрагментах инновационного контекста (закономерности и логика расположения фишек на игровом поле в каждый момент деловой игры, закономерности внутренней организации игрового сценария, закономерности общего сценария прохождения игры, управление рисками в дебюте и по ходу всей игры, особенности текущей игровой ситуации, анализ ходов партнеров, анализ реакции игровой системы искусственного интеллекта на ваши ходы и на ходы ваших конкурентов, методы хранения информации о реакциях игровой системы на ваши неудачные ходы и на неудачные ходы ваших конкурентов),

    • построение и реализация субстратно оптимальной стратегии конкурентной борьбы (разработка оптимального плана игры, оптимизирующих принципов принятия решений, оптимальной стратегии учета игровых ситуаций),

    • учет специфики конкретной ситуации управления (особенность конкретного развертывания сценария игры, особенности текущего расположения фишек на игровом поле),

    • управление рисками (выработка плана управления ставками в зависимости от уровня понимания текущего информационного контекста),

    • преодоление возникающих диалектических противоречий (противоречие между желанием глубоко анализировать ход игры, чтобы играть максимально эффективно и временные ограничения на анализ ситуации управления, противоречие между желанием увеличить капитал фирмы и возможностью получить убытки при рискованных управленческих решениях, противоречие между желанием тщательно фиксировать ошибочные ходы и желанием анализировать динамику и логику игровых ситуаций).

  8. Учитывая, что субстрат по определению – это общее в классе объектов, подведенное под отношение целесообразности, можно разработать технологию оптимального управления сценарием игры сразу после первого хода. Другими словами под субстратом понимается та оптимизирующая конструктивная идея, которая является единственно возможным максимизирующим или минимизирующим целевую функцию решением, которое можно принять в данном узком фрагменте информационного контекста, описывающим данную прикладную проблему. Важно понимать, что в условиях дебюта деловой игры «Эволюция» это возможно только после многократного повторения начала игры при разных исходных данных.