ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2096
Скачиваний: 1
1. Работник социально защищен государством от произвола работодателя с помощью:
• контрактной системы (каждый работающий по найму заключает индивидуальный контракт с администрацией, в котором оговариваются сроки контракта, должность, квалификация работника, условия работы и величина заработной платы, виды страхования, повышение квалификации, санкции за нарушение условий договора и др.);
• коллективного договора, который заключается между администрацией и профсоюзной организацией предприятия;
• тарифного соглашения, которое заключается между правительством и отраслевым профсоюзом.
Поэтому размер заработной платы работающих по найму не может быть величиной произвольной.
2. Государственное регулирование оплаты труда наемных работников обеспечивает высокий уровень гарантии получения дохода (это не относится к переходной экономике Украины).
Для доходов кооперативов характерно:
1.Отсутствие гарантированности дохода.
2. Слабая социальная защита доходов, так как в сфере кооперативное движения почти нет профсоюзов.
З. Отсутствие контрактной системы найма.
4. 3начительные колебания дохода в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры.
5. Формирование дохода не только по трудовому участию, но и зависимости от внесенного пая и других факторов.
6. Оплата труда может быть натуральной и денежной.
Важно подчеркнуть, что характер распределения и доля каждого кооператора определяются уставом кооператива.
Специфика доходов от индивидуальной трудовой деятельности состоит в том, что:
1. 0ни могут быть выше, чем доходы за такую же работу в государственном и кооперативном секторе, так как в мелкотоварном производстве выше интенсивность труда, меньше накладные расходы. К тому же, эти доходы могут основываться на монопольных ценах и включать дифференциальную ренту и использовать благоприятное соотношение спроса и предложения.
2. Доходы от ИТД не гарантированы.
3. Мелкий товаропроизводитель не имеет социальной защиты со стороны государства и профсоюзов.
5. Заработная плата. Ее сущность. Современные формы и системы.
Внешне заработная плата кажется платой за труд потому, что:
1. Выплачивается, как правило, после того, как проделана определенная работа.
2. Ее размер определяется с учетом количества и качества проделанной работы.
Однако труд не может быть объектом купли - продажи, так как:
1. Если бы продавался труд, то он, как и всякий товар, имел бы стоимость, и тогда стоимость труда измерялась бы трудом, а это тавтология.
2. Если бы продавался труд, то он, как и всякий товар продавался бы по стоимости. Следовательно, в момент продажи оплачивался бы весь труд и необходимый, и прибавочный. Тогда бы не было прибавочной стоимости.
3. Труд есть процесс потребления рабочей силы. В момент продажи сам труд еще не осуществлен. Как можно продать то, чего нет?
4. Труд - это не благо и не материализованная в каком - то объекте услуга. Труд - это процесс, а процесс как таковой продать нельзя, поскольку продаются лишь блага и услуги.
Итак, заработная плата - это не цена труда, а превращенная форма стоимости и цены рабочей силы.
Заработная плата есть превращенная форма потому, что кажется не тем, чем является на самом деле: кажется платой за труд, на деле же - это плата за рабочую силу.
В настоящее время во всех странах применяются две формы заработной платы:
1 Повременная, при которой величина заработка определяется продолжительностью отработанного времени.
2. Сдельная или поштучная, при которой величина заработка зависит от количества выработанной продукции (выполненных услуг).
Системы заработной платы, используемые в Украине:
1. Прямая повременная.
2. Повременно - премиальная.
3. Прямая сдельная.
4. Сдельно - премиальная.
5. Сдельно - прогрессивная.
6. Коллективная сдельная.
7. Косвенная сдельная.
8. Аккордная.
6. Принцип социальной справедливости в распределении. Необходимость дифференциации индивидуальных доходов.
Существует экономическое неравенство в доходах, источниками которого являются:
1. Концентрация собственности и богатства в руках одних людей и их отсутствие у других.
2. Различная профессиональная подготовка людей. Различные способности людей.
4. Различный состав семьи.
5. Неравенство порождает и наследование каких - то благ.
6. Существуют компенсации к заработной плате за вредные и тяжелые условия труда и т.п.
Неравенство измеряют следующим образом: разбивают все население на ряд групп по уровню дохода и определяют долю каждой группы в общем доходе.
Измерение неравенства иллюстрирует кривая Лоренца: чем больше эта кривая отдаляется от биссектрисы прямого угла, тем выше степень неравенства.
В рыночной экономике доходы не могут распределять равномерно с таким расчетом, чтобы каждые 20% населения получали 20% дохода. Доходы должны быть дифференцрованны: высокие доходы являются средством поощрения тех групп населения, которые вносят наибольший вклад в общественное развитие и в максимальной степени удовлетворяют потребности людей. Однако чрезмерная дифференциация доходов нарушает принцип социальной справедливости в распределении.
На современном этапе социальная справедливость в распределении заключается в максимальной поддержке тех споев населения, которые вносят наиболее весомый вклад в общественное развитие и не ставят свои узкопрофессиональные интересы выше интересов других.
7. Формы распределения, не зависящие от трудового вклада.
Следует различать доходы нетрудовые и незаконные.
Источником нетрудовых доходов является прибавочный продукт, и поступают они к населению законными рублями.
Формы нетрудовых законных доходов:
1. Выплаты и льготы из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, бесплатное образование и медицинское обслуживание, пользование библиотеками, спортзалами и т.п.)
Рис. 1. Кривая Лоренца.
В Украине доля общественных фондов потребления в общем доходе семьи выше, чем в развитых капиталистических странах.
2. Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности.
3. Арендная плата за сданные в аренду объекты.
4. Доходы от ценных бумаг.
5. Проценту на вклады в банках.
6. Земельная рента.
7. Доходы от лотерей, развлекательных программ, выигрыши на бегах и т.п.
Незаконные доходы - это доходы, полученные в связи с нарушением действующего законодательства. Они могут быть нетрудовыми (если, например, получены от торговли оружием, государственным имуществом) и трудовыми (если часть заработанных по совместительству денег укрыта от налогообложения).
Определенную прибавку к доходу обеспечивают льготы и привилегии.
Льготы - это определенные блага и услуги, которыми по закону наделяются граждане за особые заслуги перед Родиной или в связи с потерей здоровья.
Привилегии - это блага и услуги, получаемые отдельными людьми благодаря своему служебному положению (служебные автомобили, дачи, спецобслуживание: медицинское, торговое; элитарное образование и т.п.).
Необходимо отметить, что вопрос о величине и мере получаемых нетрудовых доходов является чрезвычайно острым. Социальная справедливость не будет нарушена только в том случае, если сумма нетрудовых доходов, полученных трудоспособными людьми, не позволит им не работать в течении года.
8.Минимальный потребительский бюджет. Государственные программа защиты малоимущих слоев населения.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - это баланс доходов и расходов, позволяющий определить стоимость материального обеспечения жизни тех групп населения, которые располагают минимальными доходами.
Цели расчета МПБ:
1.Определить минимальную заработную плату.
2.Сбалансировать госбюджет: спланировать расходы, которые будет осуществлять государство для доплаты бедным слоям населения.
МПБ включает научно - обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и платным услугам. МПБ определяет такой минимум доходов, который позволяет удовлетворить - потребности в питании на уровне не ниже физиологических норм.
Способы расчета МПБ:
1. Для одиноких.
2. Для семейных (для семьи из 2-х, 3-х, 4-х, 5,6,7 и более человек).
МПБ устанавливает:
1. Минимально - необходимый уровень потребления.
2. Структуру потребления материальных благ и услуг.
3. Размер минимального дохода. На Украине размер МПБ превышает минимальную заработную плату в 4 -5 раз.
Государственные программы защиты малоимущих:
1. Программы обесценения всему населению прожиточного минимума.
2. Программы материально - вещественного обеспечения малоимущих (продовольственные талоны, бесплатные обеды, оплата жилья).
3. Программы организации частных благотворительных фондов, действующих под эгидой государства.