Файл: Осн.эконом.теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2052

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Работник социально защищен государством от произвола работодателя с помощью:

контрактной системы (каждый работающий по найму заключает индивидуальный контракт с администрацией, в котором оговариваются сроки контракта, должность, квалификация работника, условия работы и величина заработной платы, виды страхования, повышение квалификации, санкции за нарушение условий договора и др.);

коллективного договора, который заключается между администрацией и профсоюзной организацией предприятия;

тарифного соглашения, которое заключается между правительством и отраслевым профсоюзом.

Поэтому размер заработной платы работающих по найму не может быть величиной произвольной.

2. Государственное регулирование оплаты труда наемных работников обеспечивает высокий уровень гарантии получения дохода (это не относится к переходной экономике Украины).

Для доходов кооперативов характерно:

1.Отсутствие гарантированности дохода.

2. Слабая социальная защита доходов, так как в сфере кооперативное движения почти нет профсоюзов.

З. Отсутствие контрактной системы найма.

4. 3начительные колебания дохода в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры.

5. Формирование дохода не только по трудовому участию, но и зависимости от внесенного пая и других факторов.

6. Оплата труда может быть натуральной и денежной.

Важно подчеркнуть, что характер распределения и доля каждого кооператора определяются уставом кооператива.

Специфика доходов от индивидуальной трудовой деятельности состоит в том, что:

1. 0ни могут быть выше, чем доходы за такую же работу в государственном и кооперативном секторе, так как в мелкотоварном производстве выше интенсивность труда, меньше накладные расходы. К тому же, эти доходы могут основываться на монопольных ценах и включать дифференциальную ренту и использовать благоприятное соотношение спроса и предложения.

2. Доходы от ИТД не гарантированы.

3. Мелкий товаропроизводитель не имеет социальной защиты со стороны государства и профсоюзов.


5. Заработная плата. Ее сущность. Современные формы и системы.

Внешне заработная плата кажется платой за труд потому, что:

1. Выплачивается, как правило, после того, как проделана определенная работа.

2. Ее размер определяется с учетом количества и качества проделанной работы.

Однако труд не может быть объектом купли - продажи, так как:

1. Если бы продавался труд, то он, как и всякий товар, имел бы стоимость, и тогда стоимость труда измерялась бы трудом, а это тавтология.

2. Если бы продавался труд, то он, как и всякий товар продавался бы по стоимости. Следовательно, в момент продажи оплачивался бы весь труд и необходимый, и прибавочный. Тогда бы не было прибавочной стоимости.

3. Труд есть процесс потребления рабочей силы. В момент продажи сам труд еще не осуществлен. Как можно продать то, чего нет?


4. Труд - это не благо и не материализованная в каком - то объекте услуга. Труд - это процесс, а процесс как таковой продать нельзя, поскольку продаются лишь блага и услуги.

Итак, заработная плата - это не цена труда, а превращенная форма стоимости и цены рабочей силы.

Заработная плата есть превращенная форма потому, что кажется не тем, чем является на самом деле: кажется платой за труд, на деле же - это плата за рабочую силу.

В настоящее время во всех странах применяются две формы заработной платы:

1 Повременная, при которой величина заработка определяется продолжительностью отработанного времени.

2. Сдельная или поштучная, при которой величина заработка зависит от количества выработанной продукции (выполненных услуг).

Системы заработной платы, используемые в Украине:

1. Прямая повременная.

2. Повременно - премиальная.

3. Прямая сдельная.

4. Сдельно - премиальная.

5. Сдельно - прогрессивная.

6. Коллективная сдельная.

7. Косвенная сдельная.

8. Аккордная.


6. Принцип социальной справедливости в распределении. Необходимость дифференциации индивидуальных доходов.

Существует экономическое неравенство в доходах, источниками которого являются:

1. Концентрация собственности и богатства в руках одних людей и их отсутствие у других.

2. Различная профессиональная подготовка людей. Различные способности людей.

4. Различный состав семьи.

5. Неравенство порождает и наследование каких - то благ.

6. Существуют компенсации к заработной плате за вредные и тяжелые условия труда и т.п.

Неравенство измеряют следующим образом: разбивают все население на ряд групп по уровню дохода и определяют долю каждой группы в общем доходе.

Измерение неравенства иллюстрирует кривая Лоренца: чем больше эта кривая отдаляется от биссектрисы прямого угла, тем выше степень неравенства.

В рыночной экономике доходы не могут распределять равномерно с таким расчетом, чтобы каждые 20% населения получали 20% дохода. Доходы должны быть дифференцрованны: высокие доходы являются средством поощрения тех групп населения, которые вносят наибольший вклад в общественное развитие и в максимальной степени удовлетворяют потребности людей. Однако чрезмерная дифференциация доходов нарушает принцип социальной справедливости в распределении.

На современном этапе социальная справедливость в распределении заключается в максимальной поддержке тех споев населения, которые вносят наиболее весомый вклад в общественное развитие и не ставят свои узкопрофессиональные интересы выше интересов других.


7. Формы распределения, не зависящие от трудового вклада.

Следует различать доходы нетрудовые и незаконные.

Источником нетрудовых доходов является прибавочный продукт, и поступают они к населению законными рублями.

Формы нетрудовых законных доходов:

1. Выплаты и льготы из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, бесплатное образование и медицинское обслуживание, пользование библиотеками, спортзалами и т.п.)






Рис. 1. Кривая Лоренца.


В Украине доля общественных фондов потребления в общем доходе семьи выше, чем в развитых капиталистических странах.

2. Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности.

3. Арендная плата за сданные в аренду объекты.

4. Доходы от ценных бумаг.

5. Проценту на вклады в банках.

6. Земельная рента.

7. Доходы от лотерей, развлекательных программ, выигрыши на бегах и т.п.

Незаконные доходы - это доходы, полученные в связи с нарушением действующего законодательства. Они могут быть нетрудовыми (если, например, получены от торговли оружием, государственным имуществом) и трудовыми (если часть заработанных по совместительству денег укрыта от налогообложения).

Определенную прибавку к доходу обеспечивают льготы и привилегии.

Льготы - это определенные блага и услуги, которыми по закону наделяются граждане за особые заслуги перед Родиной или в связи с потерей здоровья.

Привилегии - это блага и услуги, получаемые отдельными людьми благодаря своему служебному положению (служебные автомобили, дачи, спецобслуживание: медицинское, торговое; элитарное образование и т.п.).

Необходимо отметить, что вопрос о величине и мере получаемых нетрудовых доходов является чрезвычайно острым. Социальная справедливость не будет нарушена только в том случае, если сумма нетрудовых доходов, полученных трудоспособными людьми, не позволит им не работать в течении года.


8.Минимальный потребительский бюджет. Государственные программа защиты малоимущих слоев населения.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - это баланс доходов и расходов, позволяющий определить стоимость материального обеспечения жизни тех групп населения, которые располагают минимальными доходами.

Цели расчета МПБ:

1.Определить минимальную заработную плату.

2.Сбалансировать госбюджет: спланировать расходы, которые будет осуществлять государство для доплаты бедным слоям населения.

МПБ включает научно - обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и платным услугам. МПБ определяет такой минимум доходов, который позволяет удовлетворить - потребности в питании на уровне не ниже физиологических норм.

Способы расчета МПБ:

1. Для одиноких.

2. Для семейных (для семьи из 2-х, 3-х, 4-х, 5,6,7 и более человек).

МПБ устанавливает:

1. Минимально - необходимый уровень потребления.

2. Структуру потребления материальных благ и услуг.

3. Размер минимального дохода. На Украине размер МПБ превышает минимальную заработную плату в 4 -5 раз.

Государственные программы защиты малоимущих:

1. Программы обесценения всему населению прожиточного минимума.

2. Программы материально - вещественного обеспечения малоимущих (продовольственные талоны, бесплатные обеды, оплата жилья).

3. Программы организации частных благотворительных фондов, действующих под эгидой государства.


61