ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2116
Скачиваний: 1
Со - остаточная стоимость объекта;
Сп - первоначальная стоимость объекта;
А - амортизация – это сумма, соответствующая ежегодному износу объекта, включаемая в амортизационный фонд;
Кз - коэффициент загрузки объекта;
Ко - коэффициент, учитывающий долю остаточной стоимости в первоначальной.
Ар% - арендный процент, который обычно равен банковскому проценту.
Он показывает минимальную границу экономической эффективности использования объекта. Если бы арендодатель продал объект и деньги положил в банк, то из банка он гарантированно получил бы банковский процент.
Полученная в ходе расчёта арендная плата является ориентиром, на базе которого происходят торги между арендатором и арендодателем за реальную сумму арендной платы, которая устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения на объект аренды.
3. Типы предприятий.
Фирма – это сложное сочетание материальных и трудовых ресурсов соответствующим образом организованных и координированных в целях производства определённых благ или услуг.
Каждая фирма старается иметь свой товарный знак и торговую марку, создавать и поддерживать свой имидж в глазах потребителей.
Торговая марка – это имя, знак, символ, рисунок или их сочетание позволяющие отделить товары одного продавца от товаров другого.
Товарный знак – это торговая марка, имеющая правовую защиту или зарегистрированная в установленном порядке.
В настоящее время в Украине имеется много типов предприятий, что объясняется особенностями переходного периода к рынку – это частные, государственные, кооперативные, акционерные, малые, совместные, коллективные предприятия, фермерские хозяйства, арендные предприятия.
В экономически развитых странах существует три основных типа предприятий:
-
Индивидуальная частная фирма (ИЧФ).
-
Партнёрство или товарищество на паях.
-
Корпорация или акционерное общество.
Сравнительная характеристика типов предприятий
Критерии |
ИЧФ |
Партнерство |
Корпорация |
1. Число владельцев |
1 |
2 … 20 |
Очень много |
2. Управление (как управлять) |
По желанию владельца |
По согласованию между партнерами |
Совет директоров |
3. Доля риска личного имущества в случае банкротства |
Неограниченная или полная ответственность |
Неограниченная |
Ограничена величиной вклада, приходящейся на 1 акцию |
4. Информация о бизнесе, предоставляемая общественности |
Никакая |
Никакая |
Регулярно публикуют финансовые отчеты |
5. Изъятие капитала из бизнеса |
Продажа фирмы |
Продажа пая |
Продажа акций |
Закон Украины «О хозяйственных обществах» предусматривает следующие меры об ответственности перед предприятиями.
-
Общество с ограниченной ответственностью (ООО), члены которого отвечают по своим долгам перед кредитором размером уставного капитала.
-
Общество с полной или неограниченной ответственностью, отвечающее по своим долгам перед кредиторами не только совместным, но и личным имуществом его членов.
-
Коммандитное общество – это общество, главные партнёры которого несут неограниченную ответственность, а остальные ограниченную.
-
Общество с дополнительной ответственностью, отвечающее по долгам совместным имуществом, а при его недостаче и личным имуществом. Пропорционально доле каждого пайщика в совместном капитале.
СОБСТВЕННОСТЬ КАК ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (2)
План:
-
Индивидуальные частные фирмы (ИЧФ).
-
Товарищество на паях. Виды партнерств.
-
Малый бизнес.
-
Франшиза как форма организации бизнеса.
1. Индивидуальные частные фирмы (ИЧФ).
ИЧФ - самый легкий и дешевый способ организации предприятия.
Преимущества ИЧФ:
1. Легко основать — лицензии + регистрация.
2. Работа на самого себя: предприниматель самостоятельно решает, сколько часов в день работать, кого нанять, какие цены назначить, расширить или сократить объем производства; можно индивидуально присваивать всю прибыль.
3. Конфиденциальность доходов (кроме налоговой инспекции). В США – 18 млн предприятий; 13 млн. (72%) — ИЧФ, но 72% прибыли в экономике приносят К°.
4. Преимущества в налогообложении: по ставкам личного подоходного налога (для США, у нас — наоборот).
Недостатки ИЧФ:
1. Ограниченные финансовые возможности.
2. Независимость индивидуального предпринимателя, от которого целиком зависит успех дела.
3. Неограниченная ответственность.
4. Недолговечны.
2. Товарищества.
Товарищества - не обладающая юридическим статусом АО фирма, которая принадлежит двум или более людям и управляется ими на основе добровольного законного объединения.
Виды партнерств
1. Общее (полное) товарищество – это партнерство, все члены которого имеют равные права СБ и несут равную ответственность по обязательствам фирмы.
2. Товарищество с ограниченной ответственностью – это товарищество, состоящее из одного или нескольких главных партнеров (с неограниченной ответственностью) и одного или нескольких, чьи обязательства ограничены размерами вложенного ими капитала.
3. Квалифицированное товарищество с ограниченной ответственностью – это товарищество, которое действует как Ко, продавая партнерские паи на фондовой бирже. При этом если 90% его дохода имеют форму пассивных доходов, облагается налогом по ставкам налога на личный доход.
Преимущества:
1. Легко создать (документы: права и обязанности партнеров).
2. Преимущества в налогообложении - по ставкам налога на личный доход.
3. Позволяет развернуть более перспективное дело, увеличить шансы на успех при условии подбора хороших партнеров.
Недостатки:
1. Неограниченная ответственность.
2. Потенциальная возможность конфликтов между членами фирмы.
3. Скромные финансовые возможности.
3. Малый бизнес.
МП (малые предприятия) в Украине – это предприятия любой формы собственности с ограничением численности занятых до 200 человек (максимум) в промышленности и до 25 человек (минимум) в розничной торговле.
Социально – экономическая природа МБ.
-
Предприятия, основанные на частно - трудовой собственности;
-
Предприятия, основанные на частно - капиталистической собственности;
-
Предприятия, основанные на коллективной собственности.
Правовые формы МБ.
-
ИЧФ (в Украине – ЧМП);
-
Партнерства;
-
Кооперативы;
-
Государственные предприятия.
Необходимость существования МБ в рыночной экономике объясняется следующими причинами:
-
в некоторых отраслях существует большой риск инвестиций (капиталовложений) (например, в сельском хозяйстве), поэтому крупный капитал туда не помещают;
-
в некоторых отраслях необходимо для удобства потребителей существование большого количества мелких предприятий, объединять которые невыгодно, т.к. затрудняется контроль над ними.
Функции малого бизнеса в экономике:
1. Снижение уровня безработицы вследствие способности быстро поглощать большое количество рабочей силы, которая высвобождается в результате структурных сдвигов в экономике.
2. Придание большей мобильности сотрудничающим с ними крупным предприятиям вследствие собственной большей мобильности.
3. Приближение производства товаров и услуг к потребителю, сокращение на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию и выравнивание условий жизни в населенных пунктах разных масштабов.
4. Создание условий для повторной занятости (студенты, домохозяйки, пенсионеры).
5. Более полное использование способностей, навыков отдельных людей, для которых на крупных предприятиях не стимулируют полной самоотдачи.
6. Инновационная деятельность.
Преимущества малого бизнеса в экономике и преимущества МП
1. Низкий уровень капиталовложений для создания одного рабочего места и создания доходного предприятия, а также для значительного производства многих потребительских товаров и услуг.
2. Способность быстро реагировать на изменение рыночного спроса.
3. Низкие накладные расходы.
4. Способность мобилизовать местные ресурсы и создавать производство без привлечения капитала из других регионов.
5. Преодоление отчуждающего воздействия крупных предприятий, создание благоприятного социально-психологического климата, низкий уровень социальных конфликтов.
Недостатки малого бизнеса:
1. Низкая производительность труда.
2. Высокая интенсивность труда.
3. Слабая восприимчивость к новейшим достижениям НТП.
Государственная поддержка МБ
1. Льготы по налогообложению:
а) для создания МП;
б) для перемещения существующих МП в отсталые районы для стимулирования кооперации мелких и средних фирм.
2. Проведение кампаний по распространению научно-технической информации.
3. Предоставление ссуд на расширение, реконструкцию, приобретение и создание предприятий.
4. Поручительство перед кредитными обществами.
5. Финансирование участия в капитале крупных предприятий.
6. Долгосрочное инвестирование создания или сохранения рабочих мест.
7 Бесплатные консультации.
8. Фонды поддержки МБ.
4. Франшиза как способ организации своего дела.
Франшиза - это организационная форма в бизнесе, дающая индивидуальному предпринимателю право на продажу уже зарекомендовавшего себя товара или услуги крупной фирмы.
Держатель франшизы (лицензиат) – это человек или группа лиц, которым К° предоставляет исключительное право на использование ее имени в определенном регионе, обычно оплачиваемое первоначальным взносом с последующими ежемесячными компенсационными платежами.
К°, предоставляющая франшизу (лицензиар) - К°, выдающая лицензию индивидуальным предприятиям или их группам.
В последствии лицензиат платит К° ежемесячную плату.
Типы франшизы
1. Франшиза на продажу готового товара.
Лицензиат получает у К° товары, перепродает их и платит К° за право использовать товары с ее торговой маркой (продажа автомобилей, бензоколонки).
2. Франшиза на производство товаров.
Лицензиат покупает сырье и материалы у К° и покупает у нее право на производство и сбыт ее товаров (завод по разливу безалкогольных напитков).
3. Франшиза на вид деятельности.
Лицензиат покупает право па открытие собственной фирмы с использованием названия К°- лицензиара и сохранением профиля ее деятельности (цепь закусочных).
На долю франшизы приходится 1/3 всей розничной торговли США, ими охвачено 7 млн.чел.
Преимущества франшизы
а) для лицензиата:
1. Риск сравнительно мал, так как мгновенно узнают имя вашей фирмы и вы можете рассчитывать на массовую рекламу.
2. Финансовая помощь. Покупка франшизы помогает преодолеть нехватку денег вследствие экономии на налаживании собственного дела.
3. Профессиональное обучение и другие виды поддержки.
б) для лицензиара - К°:
1. Расширяют свой бизнес, используя чужие средства;
2. Получают регулярный доход от лицензиата.
Недостатки франшизы
1. Покупка франшизы сопряжена со значительными первоначальными (на 10-20% больше, чем на создание собственного дела) взносами.
2. Необходимость выплачивать ежемесячную плату (0 20% от объема продаж).
3. Ограничение независимости.
4. Вовлечение лицензиатов в сомнительные сделки.
Акционерная собственность
План:
-
Акции и облигации. Рынок ценных бумаг.
-
Акционерная собственность. Функции акционерной собственности. Институт учредительства. Проспект эмиссии.
-
Преимущества и недостатки корпорации. Типы корпораций.
1. Акции и облигации. Рынок ценных бумаг.
Рассмотрим капитал, представленный в ценных бумагах: акциях и облигациях. С появлением ценных бумаг происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами; с другой стороны – его отражение в ценных бумагах. Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности.
Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг есть не что иное, как передача части денежного капитала в ссуду, а сама бумага получает форму кредитного документа, в соответствии с которым ее владелец приобретает право на определенный регулярный доход, представленный в виде % или дивидендов на отданный взаймы капитал.
Ценная бумага, которая возникает в результате такой операции, сохраняет за ее владельцем право собственности на отданный взаймы капитал и, кроме того, на его увеличение за счет % или дивиденда.
Ценная бумага (ЦБ) - это денежный документ, удостоверяющий право владения или отношения займа и определяющий взаимоотношения между лицом, выпустившим этот документ и их владельцем.
ЦБ предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивиденда или процента (%), а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.
Наиболее распространенными видами ЦБ являются акции и облигации.
Акция – это ЦБ, которая свидетельствует о внесении пая в капитал акционерного общества и дает ее владельцу право:
-
на получение определенного дохода, который называется дивидендом;
-
голоса при решении дел акционерного общества;
-
на получение части имущества компании при ее ликвидации;
-
на инспекцию за производственно – финансовым состоянием фирмы;
-
на преимущественное приобретение новых выпусков акций.
Стоимость акций, как правило, не погашается акционерным обществом (АО) и вновь превратить ее в деньги можно лишь путем продажи.
Цена акции в момент выпуска называется номиналом.
Акция обращается до тех пор, пока существует АО.
Существуют следующие виды акций:
-
по характеру распоряжения ими:
-
именные;
-
предъявительские.
В момент выпуска на именной акции указаны ФИО владельца, и покупка ее оформляется нотариально. Владелец именной акции регистрируется в документах АО. Продажа именной акции другому владельцу без регистрации этого факта недопустима. Если такая акция продается другому лицу, то АО выписывает акцию для нового владельца, а старую погашает.
Предъявительские акции служат предметом свободной купли и продажи и носят анонимный характер.
-
по характеру и размеру приносимого дохода:
-
привилегированные;
-
обыкновенные (простые).
Привилегированные акции не дают ее владельцу права голоса на собраниях акционеров, однако они дают преимущественное право на получение дивидендов, размер которых может оговариваться заранее. Причем дивиденды выплачиваются независимо от суммы полученной в данном году прибыли АО. При недостатке суммы прибыли дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются за счет резервного фонда общества.
Дивиденд на обыкновенные акции колеблется в зависимости от финансовых результатов деятельности компании.
Размер дивидендов по простым акциям заранее не оговаривается и при неблагоприятных итогах хозяйствования он может отсутствовать вообще. Однако, простые акции дают ее владельцу право голоса на общем собрании акционеров (1 акция – 1 голос), то есть право участия в управлении делами АО.
-
по количеству голосов:
-
безголосые;
-
одноголосые;
-
многоголосые.