ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2019
Просмотров: 2283
Скачиваний: 8
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ЭКОЛОГИИ, МОРСКОЙ БИОЛОГИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ
В. И. Малиновский
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Владивосток
2004
УДК 581.1
Физиология растений. Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. с.
В учебном пособии кратко изложены основные разделы физиологии растений: физиология растительной клетки, водный обмен, минеральное питание, фотосинтез, брожение и дыхание, гетеротрофное питание, транспорт и выделение веществ, рост и развитие, движения растений, механизмы защиты растений от факторов внешней среды, в том числе и от патогенов.
Рекомендуется студентам биологических специальностей высших учебных заведений.
Ил. 20 , библ. 14.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение …………………………………………………………………………………………. 6
2. Физиология растительной клетки …………………………………………….……………… 7
2.1. Раздражимость ……………………………………………………………………..………. 7
2.2. Репликация, транскрипция и трансляция …………………………..………………….. 8
2.3. Регуляция ферментативной активности в клетке …………………………….…….. 13
2.4. Поступление воды в клетку ………………………….………………………………….. 16
2.5. Поступление ионов в клетку …………………………………………………………….. 19
3. Водный обмен ……………………………………………………………………….…………. 22
3.1. Значение воды для растения ………………………………………..………………….. 22
3.2. Формы почвенной влаги …………………………………………….…………………… 22
3.3. Формы воды в растении ………………………………………………...……………….. 23
3.4. Корневая система как орган поглощения воды ……………………………………… 24
3.5. Передвижение воды по сосудистой системе ………………………………..……….. 26
3.6. Транспирация …………………………………………………………………..………….. 26
3.7. Особенности водного обмена у растений разных экологических групп ……….... 29
4. Минеральное питание ……………………………………………………….……………….. 32
4.1. Почва как источник питательных веществ ………………………………...…………. 32
4.2. Содержание минеральных элементов в растениях ………………..……………….. 32
4.3. Физиолого-биохимическая роль основных элементов питания ……………...…… 33
4.3.1. Углерод ……………………………………………………………………………...…. 33
4.3.2. Азот …………………………………………………………………..…………………. 34
4.3.2.1. Доступные для растений формы азота ……………………………………..... 34
4.3.2.2. Биологическая азотфиксация ………………………………………..………… 35
4.3.2.3. Редукция нитрата ………………………………………………...………………. 37
4.3.2.4. Пути ассимиляции аммиака …………………………………..………………… 37
4.3.3. Фосфор …………………………………………………………………….…………… 39
4.3.4. Сера ……………………………………………………………………….…………….. 40
4.3.5. Калий ……………………………………………………….…………………………… 40
4.3.6. Кальций ………………………………………………………………..……………….. 41
4.3.7. Магний ………………………………………………………………………………….. 43
4.3.8. Кремний …………………………..…………………………………………………….. 44
4.3.9. Микроэлементы …………………………….…………..………………………..……. 44
4.4. Применение удобрений ………………………………………………………………….. 46
5. Фотосинтез ………………………………………………………………..……………………. 49
5.1. Пигменты …………………………………………………………………...………………. 49
5.1.1. Хлорофиллы ………………………………………………………….……………….. 49
5.1.2. Каротиноиды ……………………………………………………………….………….. 49
5.1.3. Фикобилины …………………………………………………………………………… 50
5.2. Световая фаза фотосинтеза ………………………………………….………………… 50
5.2.1. Поглощение света и возбуждение хлорофилла ………………………..………. 51
5.2.2. Нециклический и циклический транспорт электронов ………………….……… 52
5.3. Темновая фаза фотосинтеза ……………………………………………...……………. 53
5.3.1. С3-путь фотосинтеза или цикл Кальвина ………………………………...………. 53
5.3.2. С4-путь фотосинтеза или цикл Хетча-Слэка ……………………..……………… 54
5.3.3. Фотосинтез по типу толстянковых (суккулентов) ……………………..………… 55
5.3.4. Фотодыхание ………………………………………………………………………….. 55
5.4. Влияние внутренних и внешних факторов на фотосинтез ………………………… 56
5.5. Значение фотосинтезирующих организмов для биосферы ……………………….. 57
6. Брожение и дыхание растений ……………………………………..………………………. 59
6.1. Брожение …………………………………………………………………………………… 59
6.2. Дыхание ………………………………………………………………..…………………… 59
6.2.1. Субстраты дыхания ………………………………………………………………….. 59
6.2.2. Оксиредуктазы ………………………………………………………………..………. 60
6.2.3. Гликолитический путь ………………………………………………...……………… 60
6.2.3.1. Гликолиз …………………………………………………………...………………. 60
6.2.3.2. Цикл ди- и трикарбоновых кислот (цикл Кребса) ………….……………….. 61
6.2.3.3. Глиоксилатный цикл ……………………………………….…………………….. 61
6.2.4. Апотомический путь ……………………………………………………..…………… 61
6.2.5. Прямое окисление сахаров …………………………………….…………………… 62
6.2.6. Дыхательная электронтранспортная цепь и окислительное
фосфорилирование ………………………………………………………………….. 62
6.2.7. Влияние внешних и внутренних факторов на дыхание ………………………... 63
6.2.8. Взаимосвязь дыхания с другими процессами обмена ………..……………….. 64
7. Гетеротрофный способ питания у растений ……………………………………………… 66
8. Транспорт веществ по растению …………………………………………………………… 68
9. Выделение веществ ……………………………………………..……………………………. 71
10. Рост и развитие растений …………………………………………….……………………. 72
10.1. Особенности роста клеток ……………………………………………..………………. 72
10.2. Этапы онтогенеза высших растений …………………………………………………. 73
10.3. Дифференцировка и рост растений ……………………………..…………………… 75
10.4. Регенерация у растений …………………………………………..……………………. 77
10.5. Кинетика ростовых процессов …………………………………...……………………. 78
10.6. Влияние факторов внешней среды на рост растений …………………..………… 79
10.7. Фитогормоны …………………………………………………..…………………………. 80
10.7.1. Ауксины ……………………………………………………………………………….. 80
10.7.2. Цитокинины …………………………………………………….…………………….. 80
10.7.3. Гиббереллины ……………………………………………………………………….. 80
10.7.4. Абсцизовая кислота …………………………………………..…………………….. 81
10.7.5. Этилен …………………………………………………………...……………………. 81
10.7.6. Брассиностероиды ………………………………………….………………………. 81
10.7.7. Синтетические регуляторы роста …………………………..……………………. 81
11. Движения растений ……………………………………….…………………………………. 83
11.1. Верхушечный рост ………………………………………………………………………. 83
11.2. Ростовые движения ………………………………………………….………………….. 83
11.2.1. Тропизмы ………………………………………………………...…………………… 83
11.2.2. Ростовые настии ……………………………………………………………………. 84
11.2.3. Круговые нутации ……………………………………………………..…………….. 84
11.3. Тургорные обратимые движения ……………………………………..………………. 84
12. Механизмы устойчивости растений ……..………………………….……………………. 86
12.1. Физиология стресса …………………………………………………..………………… 86
12.2. Засухоустойчивость и устойчивость к перегреву ……………………….…………. 87
12.3. Устойчивость растений к низким температурам …………………………………… 88
12.4. Солеустойчивость …………………………………………………..…………………… 89
12.5. Устойчивость к недостатку кислорода ……………………………...……………….. 90
12.6. Газоустойчивость …………………………………………….………………………….. 90
12.7. Радиоустойчивость …………………………………………………..…………………. 91
12.8. Устойчивость растений к патогенам …………………………….…………………… 92
Литература
1. ВВЕДЕНИЕ
Физиология растений – это наука о процессах, происходящих в растительном организме: почвенное, воздушное и гетеротрофное питание, синтез, транспорт и распад веществ, рост и развитие, движения растений, взаимодействие с патогенами, реакции на неблагоприятные факторы внешней среды.
Физиология растений занимается процессами, происходящими на разных уровнях организации: молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном и биоценотическом. Однако надо всегда иметь в виду, что в растении все процессы на любом уровне организации взаимосвязаны. Изменение какого-либо процесса сказывается на всей жизнедеятельности организма. Кроме того, надо учитывать следующие факторы:
-
растения являются продуктом длительной эволюции, в ходе которой изменялись строение и обмен веществ растений под влиянием изменяющихся условий внешней среды,
-
растительный организм неотделим от внешней среды, которая в значительной мере влияет на обмен веществ в растении,
-
растительный организм развивается в течение всей своей жизни.
При изучении растительного организма возможны два подхода. Первый – это переход от высокого уровня организации к более низкому. Большое значение при этом имеет разработка модельных систем, применение которых открывает новые возможности исследования растений. Так, например, использование изолированных протопластов привело к большому прогрессу в выяснении процессов проникновения и размножения вирусов в клетках растений. Однако для того, чтобы понять закономерности жизнедеятельности целого растения, этот подход недостаточен. Поэтому применяется и иной путь – переход от изучения процессов на низком уровне организации к более сложному.
Изучение закономерностей жизнедеятельности растений является теоретической основой для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур и, в дальнейшем, создания промышленных установок по производству продуктов питания, материалов и топлива.