Файл: Доказательство трудового стажа(Трудовой стаж).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В наше время наиболее актуальным является пенсионные реформы и изменения системы начисления пенсии. Данный вопрос касается не только наших пенсионеров, но и более молодое поколение. Ведь для каждого гражданина РФ важно знать все тонкости пенсионной системы. Далеко не все юристы разбираются в данном вопросе, не говоря об обычных гражданах. Задача юриста как раз может заключаться в консультировании, просвещении, объяснении, но, чтобы это осуществить юрист сам должен быть грамотным в вопросах пенсионного обеспечения. Кроме того, новая пенсионная система вызвала новые проблемы, как в праве социального обеспечения РФ, так и в трудовом праве РФ. Чтобы в этом разобраться необходимо подробнее рассмотреть вопрос о видах трудового стажа.

Трудовой стаж- это не только один из базисов права социального обеспечения, со временем каждый человек сталкивается с назначением пенсии по старости; пособия по нетрудоспособности; пенсии по выслуге лет. При этом возникает масса вопросов: сколько лет стажа нужно для получения пенсии по старости? Входит ли обучение в вузе в трудовой стаж, если выпускник устроился на работу по специальности в течении одного месяца со дня окончания вуза?

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что за последние несколько лет стремительно менялось трудовое законодательство, что не могло не отразиться на правовом регулирование трудового стажа ,в связи с чем ,представляет интерес исследования накопившейся практики по этому вопросу.

Глава 1. Трудовой стаж

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж.

Трудовой стаж — время (продолжительность) трудовой или другой общественно-полезной деятельности работника. Является основанием для возникновения права на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев - заработной платы[1]. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка.

Наличие «Трудового стажа» существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Однако в условиях реформирования системы пенсионного обеспечения такое определение представляется весьма условным. Так, для одной возрастной категории граждан оно приемлемо, а другой нет.


В целях обеспечения для всего населения адекватной материальной помощи в старости, при утрате трудоспособности, в случае потери кормильца; обеспечения соблюдения принципов социальной справедливости; обеспечения сбалансированности финансовой системы и соблюдения финансовой дисциплины; создания системы пенсионного обеспечения, отвечающей интересам всех поколений, требовалось проведение комплексной реформы систем пенсионного обеспечения, основными элементами которой являются:

1) стабильная программа для нынешних пенсионеров;

2) новая программа для будущих пенсионеров;

3) программа перехода от ныне действующей к новой системе пенсионного обеспечения.[2]

По действующему законодательству размер трудовой пенсии по старости зависит, в первую очередь, от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. Очевидно, что действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к экономически активной категории населения, к тем, кто собирается вести активную трудовую жизнь после достижения пенсионного возраста (в нашем регионе – это около 200 тысяч пенсионеров или четверть от общей численности получателей). Уравнительный подход при расчете пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем. В предлагаемой формуле это устранено, страховой стаж приобретает наибольшую весомость, а «отложенный» выход на пенсию дает дополнительные бонусы при определении ее размера. В июне 2013 года ПРФ и Минтруд предоставили новую формулу расчета пенсии для граждан. Если правительство ее утвердит, то с начала 2015 года страховая часть пенсии будет рассчитываться совсем по-другому: в учет пойдут не только отчисления работодателя, но и количество лет трудового стажа

Сама же трудовая пенсия по старости, а точнее – ее начисление, никаких изменений не ожидает[3].

Теперь для того чтобы узнать какая пенсия вас ожидает достаточно просто, ответить на ряд вопросов и указать необходимые параметры. После этого пенсионный калькулятор выдает результат, если он вас не устраивает на него можно повлияет, например, сменив работу.


Однако, пенсионный калькулятор для нынешних пенсионеров, тех, кто собирается на пенсию в ближайшие три года и для всех, социально незащищенных категорий граждан, а также военных и силовиков – совершенно бесполезен. Он годится лишь для граждан среднего возраста, работающих на государственных предприятиях и имеющих стабильную зарплату с полным соц. пакетом. И рассчитать по нему можно лишь трудовую пенсию по возрасту.

Таким образом, в соответствии со стратегией развития системы пенсионного обеспечения законом отождествляются понятия трудовой и страховой стаж, и даётся следующее определение: страховой (трудовой) стаж – сумма периодов трудовой деятельности, в течение которых взносы государственного социального страхования вносились в пенсионный фонд.

Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.)[4]. В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:

1) общий трудовой (страховой) стаж;

2) трудовой (страховой) стаж, приобретённый в специальных условиях

Глава 2. Виды трудового стажа

2.1 Общий трудовой стаж

Общий (в настоящее время-страховой) трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении[5].

С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ», установивший новый порядок пенсионного обеспечения[6]. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие – «страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).


Более короткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы;

Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования

В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых пенсиях», в страховой стаж включаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:

период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"[7]; период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;


период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Непрерывный трудовой стаж ликвидирован

2.2 Специальный трудовой стаж

Трудовой (страховой) стаж, приобретённый в специальных условиях (специальный) - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности, дающая право на льготное пенсионное обеспечение.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Рабочими местами со специальными условиями труда признаются места, на которых трудоспособность застрахованных лиц постоянно или периодически подвергается повышенной опасности. Критерии и методика определения рабочих мест со специальными условиями труда устанавливаются Правительством на основании совместных предложений Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения. Рабочие места со специальными условиями труда определяются коллективными трудовыми договорами, а в условиях, когда в соответствии с законодательством такие договоры не заключаются, - решением законно созданного руководящего органа, с соблюдением вышеупомянутых критериев и методик. При определении рабочих мест со специальными условиями труда обязательно заключение государственной территориальной инспекции по охране труда[8].