Файл: «Личные неимущественные права как предмет гражданского права».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы правового государства. Государство провозгласило, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Однако, зачастую, при реализации обязанности государства по соблюдению прав и свобод возникают трудности, которые диктует уровень развития демократического общества, в котором должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека.

Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека частью правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Целью работы является изучение действующей нормативной базы, регулирующей защиту прав и свобод человека и гражданина в современном обществе, выявление проблем, сопровождающих реализацию законодательства в данной отрасли, предложение путей совершенствования применения законов в Российской Федерации, в частности специально уполномоченными государственными органами.

Задачи работы:

- дать понятие прав и свобод человека и гражданина;

- выявить признаки реализации прав и свобод человека в государстве;

- освятить правовые аспекты данной категории;

- охарактеризовать наряду с правами юридические обязанности человека в государстве;

- выявить основные проблемы ограничения прав и свобод человека и гражданина;

- проиллюстрировать эти проблемы, возникающие в ходе применения законодательства;

- проследить динамику изменения в Российской Федерации ситуации по соблюдению прав и свобод человека и гражданина;

- предложить пути повышения эффективности механизма реализации прав и свобод.

В работе были использованы материалы учебных пособий для студентов высших учебных заведений таких авторов как А.В. Должиков, С.С Алексеев., Г.Б. Романовский., О.В. Безрукова и других, материалы СМИ, в том числе журналов «Наука. Общество. Государство», «Щит и меч», законы и нормативные акты, а также ресурсы Интернета.


1 Понятие, классификация прав и свобод человека и гражданина

1.1 Содержание и смысл прав и свобод. Исторический аспект.

Права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом (ст. 18 Конституции РФ).

Права человека многообразны, ибо они отражают многогранность человеческой личности, в которой воплощаются природное, социальное и духовное начала. Не случайно в процессе их изучения используют такие категории, как "человек", "личность", "гражданин". Если понятие "человек" характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, то понятие личности характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним. Понятие же "гражданин" характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. [28]

По своему содержанию права человека - это основанные на нормах права и морали притязания (требования) отдельных субъектов к обществу и государству для самореализации и всестороннего развития личности. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, достижению которого должны содействовать общество и государство. [26]

В аспекте соотношения государства и личности права человека служат пределом осуществления государственной власти.

По своему социальному назначению права человека - это средство защиты, с помощью которого человечество стремится отразить многие угрозы: ядерную войну, голод, экологический кризис и другие опасные явления.

Нередко права человека понимаются и употребляются в житейском смысле, т.е. как житейский термин. Люди говорят: "мои права", "я имею право на отдых в выходной день", - и это представляется общепонятным и не вызывает особых споров. Вместе с тем такой подход к пониманию прав человека ведет к непредвиденным последствиям, особенно тогда, когда сталкиваются люди разных национальностей, религий.


Словосочетание "права человека" встречается в документах европейских стран в течение последних столетий. Первыми актами были принятые в Англии Великая хартия вольностей (1215), признаваемая до сих пор "краеугольным камнем английской свободы", "О лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" 1679 г.

В Великой хартии вольностей содержалось следующее положение: "Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан... иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны" (ст. 39).

В последующий период истории были приняты другие документы, относящиеся к правам человека. Среди них следует назвать французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Декларацию независимости США (4 июля 1776 г.), Билль о правах (Англия, 1689 г.).

Эти и другие подобные документы стали основой принятия последующих актов по правам человека в период до Второй мировой войны. Все они характеризуются тем, что имели национальный масштаб применения. [12]

После Второй мировой войны, принятия Устава ООН в словосочетание "права человека" был внесен новый смысл, а именно указание на международную ответственность любого правительства перед международным сообществом государств за соблюдение прав личности в своей стране. В результате понятие прав человека стало выражать особый тип отношений между человеком и обществом, между индивидом и властью.

В научной литературе можно встретить разные подходы к понятию прав человека. В одних определениях акцент делается на юридический аспект, в других - на морально-этический, в третьих - на философский аспект понятия прав человека.

В работах отечественных авторов права человека определяются преимущественно как социальные возможности, представляющие собой объекты его притязаний. Такой подход, хотя в целом и верный, однако упускает из виду то, что совокупность имеющихся у индивида возможностей является лишь средством, предпосылкой для реализации его прав и свобод, но самими правами эти возможности не являются. Права человека - это не только средство достижения блага. Они превращаются в само благо, если обеспечены условиями жизни и если гарантированы государством. [29]

Средства обеспечения, гарантирования прав человека могут быть различными в зависимости от целого ряда социально-экономических, политических и культурных факторов, но значение и ценность прав человека носят всеобщий характер. Без активных, целенаправленных действий со стороны человека никакие права и свободы сами по себе не могут быть реализованы.


В проблеме прав человека наряду с термином "права человека" используется понятие "свободы". Свободы человека имеют много форм проявления и определений. Одно из первых таких определений содержится во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней сказано: "Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами".[9]

Можно сказать, что свобода - это способность и возможность человека действовать в соответствии со своим выбором и в целях обеспечения своих интересов и потребностей. Важнейшим из них является стремление быть самим собой, развивать и использовать свой созидательный потенциал, формировать в себе подлинно человеческие качества. Среди этих качеств первостепенное значение имеют свобода воли, стремление к независимости, самоутверждению и достижению высоких общественных духовно-нравственных идеалов.

Из всего сказанного выше представляется правильным определить права человека не как совокупность социальных возможностей индивидов для удовлетворения их запросов и их развития, а как основанные на нормах и принципах права и морали притязания (требования) отдельных индивидов и групп к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации, достижения свободного и всестороннего развития личности. [25]

Традиционно в науке права и свободы делятся на группы: на международном уровне принято классифицировать права по нескольким основаниям. Учитывая постоянное расширение круга прав, свобод и обязанностей человека, их классификация на отдельные группы помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой категории и облегчает изучение данного института. [10]

Права человека различают по степени важности, по источникам, по сфере жизнедеятельности, по особенностям правового статуса субъектов, по времени возникновения, по возможности ограничения, по способу реализации и т.д. Всем классификациям присуща такая черта, как условность, поскольку отдельные права могут быть отнесены к двум и более группам.

Рассмотрим ниже некоторые из наиболее часто используемых классификаций.

По степени важности (обязательности) выделяют основные (фундаментальные) и дополнительные (остальные, не основные) права. Фундаментальные права и свободы человека - это те права, которые закреплены в основных международных актах, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международные пакты о правах человека (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), и в основном законе государства (например, право на жизнь, запреты пыток или унижающего человеческое достоинство обращения, рабства, свобода мысли и религиозных убеждений и т.д.). Фундаментальными данная категория прав называется потому, что они являются жизненно важными и наиболее значимыми как для отдельных индивидов, так и в целом для общества и государства.


Дополнительные права в отличие от фундаментальных прав и свобод, которые закрепляются за каждым, связаны с приобретением лицом того или иного статуса: работающего, учащегося, пенсионера, покупателя, собственника имущества, изобретателя, наследника, истца или ответчика, арендатора, кредитора и т.п.

По субъектам права и свободы классифицируют на:

- права человека и права гражданина.

Разграничение прав индивида на права человека и права гражданина вытекает того обстоятельства, что человек - существо одновременно биологическое и социальное, поэтому его права, несмотря на их естественный и индивидуальный характер, реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде и вне ее во многом теряют свой смысл.

- коллективные и индивидуальные права.

Права индивида - это естественные права, присущие всем от рождения. Как правило, они осуществляются и защищаются индивидуально, хотя могут быть реализованы и коллективно. Коллективные права - это права социальной группы (ассоциации, народа, национального меньшинства и др.). Они не являются естественными и не должны противоречить индивидуальным правам. Нередко по формулировкам, используемым в конституциях, нельзя судить о коллективном или индивидуальном характере прав и свобод. Например, положение ст. 32 Конституции РФ о том, что "граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства" вовсе не означает, что только объединившись все вместе граждане наделяются таким правом.

В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные.

В отношении абсолютных прав не допускаются ограничения и отступления (приостановление) ни при каких обстоятельствах. Относительные права, напротив, могут быть приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения или ограничены. При этом меры по ограничению должны быть предусмотрены законом, исключительно в законных целях и должны быть необходимы в демократическом обществе.

К сожалению, и данная классификация не является строгой, поскольку перечень абсолютных прав в разных документах не является одинаковым. Так, согласно п. 2 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах среди этих прав находятся: право на жизнь (ст. 6), запрет пыток и унижающего достоинство обращения и наказания (ст. 7), запрет рабства (ст. 8), уважение личного достоинства (ст. 11), запрет повторного преследования по одинаковым основаниям (ст. 15), право человека на признание его правосубъектности (ст. 16), свобода мысли, совести и религии (ст. 18). Перечень, содержащийся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, несколько иной, в нем отсутствуют некоторые права, названные в Международном пакте о гражданских и политических правах неотъемлемыми, но зато фигурируют некоторые права, которые не упомянуты в Пакте как не подлежащие ограничениям. Согласно п. 2 ст. 15 Конвенции такими правами являются: право на жизнь (ст. 2), запрет пыток и унижающего достоинство обращения и наказания (ст. 3), запрет рабства (п. 1 ст. 4), запрет обратного действия уголовного закона (ст. 7), запрет повторного преследования по одинаковым основаниям (п. 3 ст. 4 Дополнительного протокола N 7), отмена смертной казни (ст. 3 Дополнительного протокола N 6 и Дополнительный протокол N 13). Согласно ст. 27 Американской конвенции о правах человека (1969) абсолютными являются 11 прав. [21]