Файл: Международный валютный фонд (Особенности международного валютного фонда, его цели и функции).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
За более чем шестидесятилетнюю историю Международный Валютный Фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. На протяжении почти семи лет с 1992 года, года вступления России в МВФ, ее экономическая политика подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны.
Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.
Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов
в международной валютно-финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран и экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы, известной как надзор. МВФ дает рекомендации 189 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов — в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики.
Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в отношениях с Российской Федерацией. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение основных направлений деятельности МВФ; определение роли и места МВФ в отношениях с Российской Федерацией.
Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно – кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.
Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.[1]
Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно‑финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон‑Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года.[2]
МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме "специальных прав заимствования" (СПЗ). -СПЗ – система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах – СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.
Финансовые ресурсы фонда формируются главным образом за счет подписки ("квот") государств‑членов МВФ, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств‑членов.
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны‑члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам‑членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства‑члена.
Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165‑м членом МВФ, подписав Устав фонда.
31 января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.[3]
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором представлены все страны‑члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.
Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.
Исполнительным советом избирается директор‑распорядитель. Директор‑распорядитель является председателем Совета и главой персонала МВФ. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.
Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена – любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора‑распорядителя, причем он может быть из любой страны‑члена фонда.
Первым директором‑распорядителем МВФ был Камиль Гутт, бельгийский экономист и политик, экс‑министр финансов, который возглавлял Фонд с мая 1946 по май 1951 года.
В ноябре 2007 года МВФ возглавил француз Доминик Стросс-Кан.
19 мая 2011 г. стало известно, что Стросс – Кан проинформировал руководство организации о намерении покинуть свой пост в связи с ведущимся в отношении него уголовным расследованием.
В этом же году 2011 новым главой Международного валютного фонда (МВФ) стала министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард, которая сменила на этом посту бывшего руководителя организации Доминика Стросс – Кана.[4]
На данным момент число государств – членов составляет 189 стран. Исполнительный совет включает 24 директора, каждый из которых представляет группу стран или отдельную страну. Общая сумма квот по данным 13 сентября 2016 года составляет 650 млрд долларов.[5]
Международный Валютный Фонд (МВФ) содействует международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно – финансовой сфере. Он также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости
и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире. МВФ управляется 189 государствами-членами организации и подотчетен им.
Первоначальный цели МВФ заложены в статьях Соглашения Международного Валютного фонда, Приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций. Вступили в силу 27 декабря 1945 года. С поправкой, вступившей в силу 28 июля 1969 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 23–5 от 31 мая 1968 года; с поправкой, вступившей в силу 1 апреля 1978 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 31–4 от 30 апреля 1976 года; с поправкой, вступившей в силу 11 ноября 1992 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 45–3 от 28 июня 1990 года; с поправкой, вступившей в силу 10 августа 2009 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 52–4 от 23 сентября 1997 года; с поправкой, вступившей в силу 18 февраля 2011 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 63–3 от 5 мая 2008 года; с поправкой, вступившей в силу 3 марта 2011 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 63–2 от 28 апреля 2008 года.
Статья 1 Соглашения закреплены цели Международного Валютного Фонда, которыми руководствуется Фонд во всей своей политике и решениях:[6]
- Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно- финансовыми проблемами.
- Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
- Способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
- Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами- членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
- За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
- В соответствии с вышеизложенным, сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
Все страны-члены МВФ представлены в Исполнительном совете, который обсуждает национальные, региональные и глобальные последствия экономической политики каждого государства-члена и утверждает кредиты Фонда для оказания государствам-членам содействия в решении временных проблем платежного баланса, а также для развития потенциала. Годовой отчет освещает деятельность Исполнительного совета, руководства и персонала МВФ в течение финансового года с 1 мая 2015 года по 30 апреля 2016 года. Содержание отражает точку зрения и обсуждения вопросов политики Исполнительного совета МВФ, который активно участвовал в подготовке настоящего Годового отчета.[7]
В финансовом году, который продолжался с 1 мая 2015 года по 30 апреля 2016 года, МВФ оказывал содействие своим государствам-членам, став более быстрой и гибкой организацией, более интегрированной и ориентированной на нужды государств-членов.[8]
-
Быстрота и гибкость. МВФ предоставлял финансирование странам, пострадавшим от снижения цен на биржевые товары и стихийных бедствий.
Расширялись знания о макроэкономических последствиях возникающих проблем, таких как миграция, замедление роста мировой торговли, а также неравенство доходов и гендерное неравенство.
Непрерывно проводится углубленный анализ структурных реформ, включая подготовку главы издания «Перспективы развития мировой экономики», в которой подчеркивается взаимодополняемость структурных реформ и мер макроэкономической политики.
Дается оценка достаточности глобальной системы финансовой защиты и размера Фонда с целью содействия более активному и ориентированному
на перспективу диалогу о сохранении действенности международной валютной системы и МВФ.
Фонд применяет структурированный подход к развитию потенциала в уязвимых государствах, адаптированный к их потенциалу освоения.
- Интеграция. МВФ применял интегрированный подход к оценке вторичных эффектов перехода для государств-членов, особенно в связи с перебалансировкой экономики в Китае и низким уровнем мировых цен на биржевые товары.
Ведется работа по усилению ориентации на макрофинансовые и макроструктурные вопросы в рамках надзора.
Второй этап инициативы по устранению пробелов в данных Группы 20-ти начался в январе 2016 года, особое внимание уделяется выявлению рисков, взаимосвязям и вторичным эффектам.
Продолжалась работа по интеграции возникающих проблем в деятельность по надзору. Были проведены пилотные аналитические исследования по изменению климата, гендерным вопросам и неравенству в странах, где эти проблемы являются существенными для макроэкономического развития, то есть там, где они могут сказаться на внутренней стабильности или стабильности платежного баланса.[9]
Персонал МВФ разработал новый инструмент для мониторинга неупорядоченной динамики ситуации на рынке, который может помочь информировать группы сотрудников по странам о проблемах внутреннего рынка и возможной широко распространённой напряженности.
Был усилен синергетический эффект от мер в области надзора и развития потенциала, в том числе в областях мобилизации доходов, стандартах отчетности в рамках статистики государственных финансов, сбора данных, всеобъемлющего роста, реформы энергетических субсидий, систем социальной защиты и исламских финансовых институтов.