Файл: Международный валютный фонд (Особенности международного валютного фонда, его цели и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проводимая работа по бюджетным вопросам включает в себя анализ и регулирование бюджетных рисков – передовая практика и налоговую политику.

Как наглядно показали мировой финансовый кризис, а позднее обвал цен на биржевые товары, комплексный анализ и регулирование бюджетных рисков могут способствовать устойчивости государственных финансов и макроэкономи- ческой стабильности. Так, в последние четверть века органы государственного управления стран в среднем испытывают негативный бюджетный шок в размере 6 процентов ВВП каждые 12 лет. [17]

МВФ играет важную роль в поддержке совершенствования анализа и регулирования бюджетных рисков в государствах- членах. В выпущенном в начале 2017 финансового года докладе «Анализ и регулирование бюджетных рисков» поясняется, почему страны нуждаются в более полном понимании потенциальных угроз для их бюджета. Всесторонняя и комплексная оценка потенциальных шоков для государственных финансов, проводимая в форме фискального стресс-теста, может помочь директивным органам смоделировать влияние шоков на их центральные прогнозы. Такой анализ должен опираться на полные, достоверные и своевременные бюджетные данные с охватом всех государственных единиц, запасов и потоков.

В докладе сделан вывод о том, что странам следует укреплять свой потенциал по снижению и регулированию бюджетных рисков путем расширения своего инструментария для управления бюджетными рисками и использования инструментов для передачи и распределения рисков или создания соответствующих резервов. При этом им следует соотносить возможные выгоды от снижения подверженности шокам с финансовыми и иными издержками требующихся для этого мер.

Странам следует шире использовать методы вероятностного прогнозирования при постановке долгосрочных целей и среднесрочных целевых показателей налогово-бюджетной политики. Их можно использовать для отображения неопределенности относительно среднесрочных траекторий государственного долга. В сочетании с бюджетными стресс-тестами, эти инструменты могут быть источником ценной информации относительно вероятности соблюдения страной лимитов долга, предусмотренных ее бюджетными правилами.

МВФ оказывает содействие государствам-членам в оценке
и регулировании бюджетных рисков посредством технической помощи в построении балансов государственного сектора, развитии институциональной структуры и потенциала для выявления определенных бюджетных рисков и количественной оценки их потенциального воздействия, проведении бюджетных стресс-тестов и интеграции рисков в систему среднесрочных бюджетных целевых показателей.


В выпущенном в 2017 финансовом году научном докладе для Исполнительного совета «Налоговая политика, леверидж и макроэкономическая стабильность» рассматривается влияние различных видов налоговой политики на макроэкономическую стабильность. Один из ключевых вопросов состоит в том, как существующее разграничение долга и инструментов участия в капитале во многих системах корпоративного налогообложения сказывается на решениях компаний относительно использования заемных средств (левериджа). Поощряя высокие коэффициенты корпоративного долга, такие налоговые стимулы могут усугублять финансовые трудности компаний и, в конечном счете, влиять на риски для макроэкономической стабильности.

В докладе анализируется действенность и экономическая эффективность реформ налоговой политики, нейтрализующих это предпочтение долгового финансирования, таких как альтернативные виды ограничений на вычет процентов, эквивалентные вычеты прибыли от капитала и различные сочетания этих двух методов. В докладе используются данные на уровне компаний и новая база данных по правилам в отношении недостаточной капитализации, чтобы эмпирически оценить воздействие недавно введенных мер политики в отношении коэффициентов долга компаний и проанализировать их влияние на более общие показатели риска корпоративного дефолта. Кроме того, в нем оцениваются последствия различных реформ для государственного дохода. [18]

В докладе также рассматривается роль корректирующих налогов в снижении рисков для финансовой стабильности: например, специальные сборы с банков могут стимулировать их капитализацию и тем самым укреплять финансовую стабильность. Кроме того, такие инструменты налоговой политики, как налоги на прирост стоимости капитала, налоги на операции с имуществом и периодические налоги на имущество, могут использоваться для регулирования изменений цен на имущество, тем самым, возможно, снижая риски. Эти меры политики оцениваются исходя из их более общего влияния на благосостояние.

    1. Глобальные вызовы

Спустя восемь лет после начала мирового финансового кризиса перспективы мировой экономики остаются неопределенными. Рост остается вялым в большинстве стран с развитой экономикой и замедляется во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Помимо низких темпов роста, во многих случаях его результаты распределяются неравномерно, что может создавать дополнительные трудности, включая ослабление поддержки реформ и уменьшение открытости стран для торговли и миграции. [19]


Индексы финансовых рынков и цены на некоторые биржевые товары резкое снизились в начале года, но к середине февраля начали восстанавливаться; однако ситуация стала более неопределенной после принятого
на референдуме 23 июня 2016 года решения о выходе Соединенного Королевства из Европейского союза. Это стечение обстоятельств побудило МВФ немного понизить свой прогноз роста на 2016 и 2017 годы в июльском «Бюллетене Перспектив развития мировой экономики» 2016 года по сравнению с апрельским ПРМЭ.

В записке для совещания министров финансов и управляющих центральных банков Группы 20-ти в Китае в июле 2016 года Фонд указал несколько ключевых областей политики, в которых срочно требовалось принять меры для ограничения риска и оживления роста в краткосрочной и более длительной перспективе.[20]

  1. Снижение неопределенности, связанной с «Брексит» и его последствиями. Принципиально важно обеспечить плавный и предсказуемый переход к новым отношениям между Соединенным Королевством и ЕС, в максимальной мере сохраняющим преимущества торговли. Пока сохраняется неопределенность относительно итогов переговоров, директивным органам следует быть готовым принять решительные меры, если потрясения на финансовых рынках создадут угрозу для перспектив мировой экономики.
  2. Обеспечение действенной макроэкономической поддержки. В случаях все еще недостаточного спроса необходим комплекс- ный подход, с тем чтобы использовать синергетический эффект в политике путем сочетания структурных и балансовых реформ с продолжением денежно-кредитной поддержки и ориентированных на экономический рост мер налогово-бюджетной политики (в том числе использования имеющихся бюджетных возможностей с опорой на прочные основы политики). Усиление поддержки внутреннего спроса, особенно в странах-кредиторах, обладающих возможностями для проведения экономической политики, также помогло бы уменьшить внешние дисбалансы.
  3. Преодоление чрезмерной задолженности. Во многих странах с развитой экономикой оздоровление балансов остается необходимым условием для стимулирования инвестиций, ограничения уязвимости и улучшения пере- дачи воздействия денежно-кредитной политики. Решение проблемы корпоративной задолженности и других финансовых рисков также является важной задачей в ряде стран с формирующимся рынком и частью перехода Китая к новой модели роста. В некоторых случаях для этого могут потребо- ваться ресурсы государственного сектора.
  4. Повышение долгосрочного роста и расширение его охвата. Группа 20-ти может сыграть в этом ведущую роль, поощряя активную реализацию стратегии роста Группы 20-ти и отдавая приоритет структурным реформам, оказывающим большое воздействие на рост в краткосрочной перспективе. В докладе персонала, подготовленном к совещанию Группы 20-ти, были изложены приоритеты структурных реформ в странах группы.
  5. Усиление многосторонних действий. Возобновление активной торговой интеграции остается насущным условием повышения мирового роста, как и обеспечение широкого распределения выгод от торговли. По-прежнему важно также укреплять глобальные системы защиты, в том числе путем мониторинга геополитических вторичных эффектов, которые могут угрожать восстановлению мировой экономики.

Таким образом, запланированные работы, проводимоые МВФ в 2017 финансовом году, включают пересмотр квот, оценки финансового сектора, вопросы бюджетных рисков, налоговой политики, неравенства доходов и гендерного неравенства, изменения климата и стратегий борьбы с коррупцией. Необходимо реализовать разработанные меры для ограничения риска и оживления роста в краткосрочной и более длительной перспективе.

МВФ оказывает содействие государствам-членам в оценке
и регулировании бюджетных рисков посредством технической помощи в построении балансов государственного сектора, развитии институциональной структуры и потенциала для выявления определенных бюджетных рисков и количественной оценки их потенциального воздействия, проведении бюджетных стресс-тестов и интеграции рисков в систему среднесрочных бюджетных целевых показателей.

  1. Отношения Российской Федерации и МВФ

    1. Ретроспективный опыт взаимоотношений России и МВФ

Россия является членом Международного валютного фонда (далее – МВФ или Фонд) с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот (quota shares) по состоянию на 2016 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,72%). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 130,4 или 2,61% от общего числа голосов в Фонде.

Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время – Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.[21]

Таблица 1 – Кредиты МВФ России (тыс. SDR)[22]


Займы России у МВФ

Возврат займов (без учета процентов)

Возврат процентов

1992

719 000

1993

1 078 275

56 082

1994

1 078 275

122 264

1995

3 594 250

193 954

1996

2 587 861

359 500

323 568

1997

1 467 252

359 500

423 093

1998

4 600 000

673 921

528 876

1999

471 429

3 101 139

528 470

2000

2 189 497

523 542

2001

2 997 938

398 106

2002

1 147 587

161 638

2003

1 356 066

100 707

2004

1 117 424

75 830

2005

2 293 770

18 065

Всего

15 596 342

15 596 342

3 454 195

Будучи единственной страной, имевшей с 5 октября 1991 г. статус ассоциированного члена, Российская Федерация стала полноправным членом Фонда 1 июня 1992 г. Для анализа сотрудничества России и МВФ целесообразно систематизировать его этапы, что отражено в таблице 2.

Таблица 2 – Этапы сотрудничества России и МВФ (1992 г. – настоящее время)[23]

Этап

Период

Форма участия России в МВФ

1.

1989 – 1992 гг.

Подготовка к членству в МВФ: предоставление Россией полной информации об экономическом состоянии страны

2.

1992 – 1999 гг.

Кредитование МВФ рыночных реформ в России: заключено
7 кредитных договоренностей на общую сумму около 36,6 млрд. долл. (фактически использованы около 22 млрд. долл.)

3.

2000–2005 гг.

Досрочное погашение задолженности России перед Фондом и переход в категорию обычных членов МВФ, не осуществляющих заимствования его средств

5.

2008 г.–наст.вр.

Участие в саммитах «Группы 20», обсуждение вопросов реформы мировой валютной системы и МВФ как ее институциональной основы: позиция России по реформе изложена в официальном документе «Предложения к саммиту в Лондоне» 2009 г.