Файл: Международный валютный фонд (Особенности международного валютного фонда, его цели и функции).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
Проводимая работа по бюджетным вопросам включает в себя анализ и регулирование бюджетных рисков – передовая практика и налоговую политику.
Как наглядно показали мировой финансовый кризис, а позднее обвал цен на биржевые товары, комплексный анализ и регулирование бюджетных рисков могут способствовать устойчивости государственных финансов и макроэкономи- ческой стабильности. Так, в последние четверть века органы государственного управления стран в среднем испытывают негативный бюджетный шок в размере 6 процентов ВВП каждые 12 лет. [17]
МВФ играет важную роль в поддержке совершенствования анализа и регулирования бюджетных рисков в государствах- членах. В выпущенном в начале 2017 финансового года докладе «Анализ и регулирование бюджетных рисков» поясняется, почему страны нуждаются в более полном понимании потенциальных угроз для их бюджета. Всесторонняя и комплексная оценка потенциальных шоков для государственных финансов, проводимая в форме фискального стресс-теста, может помочь директивным органам смоделировать влияние шоков на их центральные прогнозы. Такой анализ должен опираться на полные, достоверные и своевременные бюджетные данные с охватом всех государственных единиц, запасов и потоков.
В докладе сделан вывод о том, что странам следует укреплять свой потенциал по снижению и регулированию бюджетных рисков путем расширения своего инструментария для управления бюджетными рисками и использования инструментов для передачи и распределения рисков или создания соответствующих резервов. При этом им следует соотносить возможные выгоды от снижения подверженности шокам с финансовыми и иными издержками требующихся для этого мер.
Странам следует шире использовать методы вероятностного прогнозирования при постановке долгосрочных целей и среднесрочных целевых показателей налогово-бюджетной политики. Их можно использовать для отображения неопределенности относительно среднесрочных траекторий государственного долга. В сочетании с бюджетными стресс-тестами, эти инструменты могут быть источником ценной информации относительно вероятности соблюдения страной лимитов долга, предусмотренных ее бюджетными правилами.
МВФ оказывает содействие государствам-членам в оценке
и регулировании бюджетных рисков посредством технической помощи в построении балансов государственного сектора, развитии институциональной структуры и потенциала для выявления определенных бюджетных рисков и количественной оценки их потенциального воздействия, проведении бюджетных стресс-тестов и интеграции рисков в систему среднесрочных бюджетных целевых показателей.
В выпущенном в 2017 финансовом году научном докладе для Исполнительного совета «Налоговая политика, леверидж и макроэкономическая стабильность» рассматривается влияние различных видов налоговой политики на макроэкономическую стабильность. Один из ключевых вопросов состоит в том, как существующее разграничение долга и инструментов участия в капитале во многих системах корпоративного налогообложения сказывается на решениях компаний относительно использования заемных средств (левериджа). Поощряя высокие коэффициенты корпоративного долга, такие налоговые стимулы могут усугублять финансовые трудности компаний и, в конечном счете, влиять на риски для макроэкономической стабильности.
В докладе анализируется действенность и экономическая эффективность реформ налоговой политики, нейтрализующих это предпочтение долгового финансирования, таких как альтернативные виды ограничений на вычет процентов, эквивалентные вычеты прибыли от капитала и различные сочетания этих двух методов. В докладе используются данные на уровне компаний и новая база данных по правилам в отношении недостаточной капитализации, чтобы эмпирически оценить воздействие недавно введенных мер политики в отношении коэффициентов долга компаний и проанализировать их влияние на более общие показатели риска корпоративного дефолта. Кроме того, в нем оцениваются последствия различных реформ для государственного дохода. [18]
В докладе также рассматривается роль корректирующих налогов в снижении рисков для финансовой стабильности: например, специальные сборы с банков могут стимулировать их капитализацию и тем самым укреплять финансовую стабильность. Кроме того, такие инструменты налоговой политики, как налоги на прирост стоимости капитала, налоги на операции с имуществом и периодические налоги на имущество, могут использоваться для регулирования изменений цен на имущество, тем самым, возможно, снижая риски. Эти меры политики оцениваются исходя из их более общего влияния на благосостояние.
Спустя восемь лет после начала мирового финансового кризиса перспективы мировой экономики остаются неопределенными. Рост остается вялым в большинстве стран с развитой экономикой и замедляется во многих странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Помимо низких темпов роста, во многих случаях его результаты распределяются неравномерно, что может создавать дополнительные трудности, включая ослабление поддержки реформ и уменьшение открытости стран для торговли и миграции. [19]
Индексы финансовых рынков и цены на некоторые биржевые товары резкое снизились в начале года, но к середине февраля начали восстанавливаться; однако ситуация стала более неопределенной после принятого
на референдуме 23 июня 2016 года решения о выходе Соединенного Королевства из Европейского союза. Это стечение обстоятельств побудило МВФ немного понизить свой прогноз роста на 2016 и 2017 годы в июльском «Бюллетене Перспектив развития мировой экономики» 2016 года по сравнению с апрельским ПРМЭ.
В записке для совещания министров финансов и управляющих центральных банков Группы 20-ти в Китае в июле 2016 года Фонд указал несколько ключевых областей политики, в которых срочно требовалось принять меры для ограничения риска и оживления роста в краткосрочной и более длительной перспективе.[20]
- Снижение неопределенности, связанной с «Брексит» и его последствиями. Принципиально важно обеспечить плавный и предсказуемый переход к новым отношениям между Соединенным Королевством и ЕС, в максимальной мере сохраняющим преимущества торговли. Пока сохраняется неопределенность относительно итогов переговоров, директивным органам следует быть готовым принять решительные меры, если потрясения на финансовых рынках создадут угрозу для перспектив мировой экономики.
- Обеспечение действенной макроэкономической поддержки. В случаях все еще недостаточного спроса необходим комплекс- ный подход, с тем чтобы использовать синергетический эффект в политике путем сочетания структурных и балансовых реформ с продолжением денежно-кредитной поддержки и ориентированных на экономический рост мер налогово-бюджетной политики (в том числе использования имеющихся бюджетных возможностей с опорой на прочные основы политики). Усиление поддержки внутреннего спроса, особенно в странах-кредиторах, обладающих возможностями для проведения экономической политики, также помогло бы уменьшить внешние дисбалансы.
- Преодоление чрезмерной задолженности. Во многих странах с развитой экономикой оздоровление балансов остается необходимым условием для стимулирования инвестиций, ограничения уязвимости и улучшения пере- дачи воздействия денежно-кредитной политики. Решение проблемы корпоративной задолженности и других финансовых рисков также является важной задачей в ряде стран с формирующимся рынком и частью перехода Китая к новой модели роста. В некоторых случаях для этого могут потребо- ваться ресурсы государственного сектора.
- Повышение долгосрочного роста и расширение его охвата. Группа 20-ти может сыграть в этом ведущую роль, поощряя активную реализацию стратегии роста Группы 20-ти и отдавая приоритет структурным реформам, оказывающим большое воздействие на рост в краткосрочной перспективе. В докладе персонала, подготовленном к совещанию Группы 20-ти, были изложены приоритеты структурных реформ в странах группы.
- Усиление многосторонних действий. Возобновление активной торговой интеграции остается насущным условием повышения мирового роста, как и обеспечение широкого распределения выгод от торговли. По-прежнему важно также укреплять глобальные системы защиты, в том числе путем мониторинга геополитических вторичных эффектов, которые могут угрожать восстановлению мировой экономики.
Таким образом, запланированные работы, проводимоые МВФ в 2017 финансовом году, включают пересмотр квот, оценки финансового сектора, вопросы бюджетных рисков, налоговой политики, неравенства доходов и гендерного неравенства, изменения климата и стратегий борьбы с коррупцией. Необходимо реализовать разработанные меры для ограничения риска и оживления роста в краткосрочной и более длительной перспективе.
МВФ оказывает содействие государствам-членам в оценке
и регулировании бюджетных рисков посредством технической помощи в построении балансов государственного сектора, развитии институциональной структуры и потенциала для выявления определенных бюджетных рисков и количественной оценки их потенциального воздействия, проведении бюджетных стресс-тестов и интеграции рисков в систему среднесрочных бюджетных целевых показателей.
Россия является членом Международного валютного фонда (далее – МВФ или Фонд) с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот (quota shares) по состоянию на 2016 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,72%). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 130,4 или 2,61% от общего числа голосов в Фонде.
Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время – Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.[21]
Таблица 1 – Кредиты МВФ России (тыс. SDR)[22]
Займы России у МВФ |
Возврат займов (без учета процентов) |
Возврат процентов |
|
1992 |
719 000 |
||
1993 |
1 078 275 |
56 082 |
|
1994 |
1 078 275 |
122 264 |
|
1995 |
3 594 250 |
193 954 |
|
1996 |
2 587 861 |
359 500 |
323 568 |
1997 |
1 467 252 |
359 500 |
423 093 |
1998 |
4 600 000 |
673 921 |
528 876 |
1999 |
471 429 |
3 101 139 |
528 470 |
2000 |
2 189 497 |
523 542 |
|
2001 |
2 997 938 |
398 106 |
|
2002 |
1 147 587 |
161 638 |
|
2003 |
1 356 066 |
100 707 |
|
2004 |
1 117 424 |
75 830 |
|
2005 |
2 293 770 |
18 065 |
|
Всего |
15 596 342 |
15 596 342 |
3 454 195 |
Будучи единственной страной, имевшей с 5 октября 1991 г. статус ассоциированного члена, Российская Федерация стала полноправным членом Фонда 1 июня 1992 г. Для анализа сотрудничества России и МВФ целесообразно систематизировать его этапы, что отражено в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы сотрудничества России и МВФ (1992 г. – настоящее время)[23]
Этап |
Период |
Форма участия России в МВФ |
1. |
1989 – 1992 гг. |
Подготовка к членству в МВФ: предоставление Россией полной информации об экономическом состоянии страны |
2. |
1992 – 1999 гг. |
Кредитование МВФ рыночных реформ в России: заключено |
3. |
2000–2005 гг. |
Досрочное погашение задолженности России перед Фондом и переход в категорию обычных членов МВФ, не осуществляющих заимствования его средств |
5. |
2008 г.–наст.вр. |
Участие в саммитах «Группы 20», обсуждение вопросов реформы мировой валютной системы и МВФ как ее институциональной основы: позиция России по реформе изложена в официальном документе «Предложения к саммиту в Лондоне» 2009 г. |