Файл: Международный валютный фонд (Особенности международного валютного фонда, его цели и функции).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай – около 1 млрд. долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд. долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд. долл. на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд. долл.
В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл.), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено.
В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. долл., первый и последний транш которого (640 млн. долл.) был получен в том же месяце.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.
С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл.), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.[24]
В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд).[25]
В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом. Пакет реформ включал следующие важнейшие элементы: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета страновых квот. Однако поставленные задачи не могли быть реализованы до последнего времени из-за отказа парламентов ряда стран, в первую очередь США, ратифицировать необходимые документы. В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял соответствующие бюджетные законопроекты. В этой связи исходим из того, что менеджмент Фонда развернет интенсивную работу по завершению реформирования организации в 2016 г.
После проведения реформы доля стран БРИКС в Фонде увеличилась на 3,46%, до 14,89% и максимально приблизилась к пороговому показателю (15%), когда можно использовать право вето по вопросам, связанным с изменением уставных документов. В то же время следует отметить, что для одобрения программ кредитования стран-членов по-прежнему требуется простое большинство голосов.
Таким образом, с 2005 г. Россия перешла в группу стран-членов, не заимствующих его средства, что определяет более партнерский характер их отношений. Учитывая ретроспективный негативный опыт заимствований в Фонде, в случае необходимости предпочтительнее выглядит практика заимствований на мировом финансовом рынке, например, в форме выпуска российских облигаций. Однако, с учетом функций и роли МВФ в мировой экономике для России важно членство в этом мировом финансовом институте для развития делового сотрудничества. В соответствии с этой позицией Россия принимает участие в реформе Фонда и мировой валютной системы.
30 июня 2017 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил консультации с Российской Федерацией в соответствии со Статьей IV.[26]
Российская экономика стабилизировалась в 2016 году, она сократилась лишь на 0,2 процента ВВП после того, как в 2014 году испытала двойное потрясение, которое создавали низкие цены на нефть и санкции. Сравнительно умеренная реакция на крупные внешние шоки объясняется действенными ответными мерами официальных органов — введение плавающего обменного курса, поддержка ликвидности банковской системы и вливание в нее капитала, ограниченные меры бюджетного стимулирования в сочетании с мерами по ограничению доходов. Эти ответные меры политики также стали возможными благодаря солидным резервам.
Более стабильные цены на нефть и улучшение финансовых условий будут способствовать возобновлению роста в 2017 году, при этом ожидается прирост реального ВВП на 1,4 процента. Согласно прогнозу, рост продолжится в 2018 году и составит 1,4 процента. Все еще отрицательный разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства, вялый рост потребления, укрепление рубля и снижение цен на продукты питания благодаря небывалому урожаю способствуют сближению инфляции, измеряемой ИПЦ, с целевым показателем Центрального банка в 4 процента в конце 2017 года. При неблагоприятной демографической динамике и в отсутствие значительных структурных реформ, повышающих производительность, потенциальные темпы роста в среднесрочной перспективе, вероятно, останутся на уровне примерно 1½ процента. Основным риском для экономических перспектив по-прежнему является снижение цен на нефть.
МВФ в своем последнем докладе по вопросам экономики отмечает, что в условиях, когда Россия выходит из двухлетнего спада после недавнего кризиса, пришло время провести необходимые реформы для повышения производительности (основы устойчивого роста и более высокого уровня жизни) и развития новых источников роста.[27]
Необходимость новой модели роста была очевидна уже до спада. В прошлом высокие цены на биржевые товары благоприятствовали экономике, где доминирующую роль играли нефтяная, газовая и горнодобывающая отрасли. Более того, высокая норма прибыли по биржевым товарам сдерживала развитие производства альтернативной и более технически сложной продукции. Помимо этого, структурные ограничения препятствуют частным инвестициям и развитию неэнергетического сектора, что привело к замедлению процесса сближения с уровнями дохода в странах с развитой экономикой.
России следует преодолеть структурные недостатки в своей экономике, которые остаются в основном неизменными с докризисного периода. В докладе МВФ содержатся некоторые предложения относительно использования новых возможностей, возникающих благодаря более конкурентоспособному обменному курсу.
- Улучшение инвестиционного климата. Реформы в России должны начинаться с укрепления прав собственности и механизмов исполнения договоров для внушения инвесторам уверенности. России следует также сократить обременительные правила ведения и лицензирования бизнеса и жесткое регулирование, которые часто препятствуют международному участию во внутренней экономике.
- Инвестиции в инфраструктуру. Поскольку Россия обладает самой большой в мире территорией, ее транспортная сеть (автомобильные и железные дороги, порты) является обширной, но она неравномерно распределена по регионам и характеризуется плохим качеством. Инвестиции в инфраструктуру такого вида улучшат связи с регионами и остальным миром. Они также повысят прибыльность компаний за счет уменьшения транспортных издержек, облегчения доступа к внутреннему и внешнему рынкам и повышения мобильности рабочей силы, позволяющей людям переезжать для получения лучше оплачиваемой работы.
- Создание более эффективного рынка товаров. Сокращение обременительных процедур, связанных с торговлей, например, сложных процедур таможенной очистки для импорта и экспорта, приведет к увеличению воздействия международной конкуренции и тем самым повысит эффективность отечественных компаний.
- Укрепление внешнеторговых связей. Преференциальные торговые соглашения России с соседними странами следует распространить на другие страны, помимо ее непосредственных соседей. Это откроет возможности для освоения новых внешних рынков и интеграции страны в мировую торговлю. Если российские цены станут более конкурентоспособными, российские компании-экспортеры смогут получать большие выгоды.[28]
- Поддержка инноваций. России необходимо выделять больше ресурсов на НИОКР, уделяя основное внимание науке и технологиям. Способность предприятий повышать эффективность и создавать инновационные виды продукции и услуги с использованием новых технологий является необходимым условием для повышения производительности. Вместе с тем, предпосылками для этого являются благоприятные институциональная система и деловая среда, а также эффективный рынок товаров, которые обеспечивают отдачу от инновационных мер.
Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил в понедельник 24 июля 2017 года свой апрельский прогноз о постепенном восстановлении экономики России в 2017 году. Об этом говорится в распространенном июльском бюллетене "Перспективы развития мировой экономики" организации, подготовленном к его выездному годовому собранию в Куала-Лумпуре (Малайзия). В котором сказано, что «Экономика Российской Федерации, по прогнозу, будет постепенно восстанавливаться в 2017 и 2018 годах в соответствии с апрельским прогнозом.»[29]
Экономика России выходит из двухлетней рецессии, которая, благодаря предпринятым официальными органами эффективным мерам политики и достаточным резервам, оказалась не такой глубокой, как в прошлые периоды. По прогнозам, рост в текущем году достигнет 1,4 процента, что обусловлено смягчением финансовых условий и повышением цен на нефть. Инфляция продолжает снижаться на фоне укрепления рубля и все еще слабого потребительского спроса; прогнозируется, что инфляция достигнет установленного Банком России целевого уровня 4 процента в текущем году и в последующий период сохранится вблизи данного уровня. Снизились краткосрочные риски для экономики, связанные с волатильностью финансовых рынков и цен на нефть. Тем не менее, в среднесрочной перспективе рост будет пониженным и составит приблизительно 1½ процента, что обусловлено структурными ограничениями (напр., демографическими, технологическими) и сохраняющимся влиянием санкций, сдерживающих потенциал роста инвестиций.[30]
В этих условиях официальным органам следует воспользоваться ситуацией более высоких цен на нефть и ускорить проведение необходимых реформ, чтобы создать основу дальнейшего роста. Приоритетными являются следующие четыре задачи: (1) принятие бюджетного правила, закрепляющего консолидацию, обеспечивающего достаточный уровень сбережений и при этом де-факто смягчающего воздействие волатильности цен на нефть на экономику; (2) достижение целевого уровня инфляции 4% и продолжение постепенного смягчения денежно-кредитной политики при соблюдении баланса между инфляционными рисками и рисками для восстановления экономики ; (3) продолжение проводимых в настоящее время реформ в финансовом секторе в целях его углубления и поддержки роста; а также (4) решительные меры по реализации структурных реформ в целях укрепления потенциала роста и переориентации роста на несырьевые отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный Валютный Фонд — является глобальной организацией, насчитывающая 189 государств-членов и созданная для содействия благополучию мировой экономики. МВФ стремится способствовать развитию международного сотрудничества в валютно – финансовой сфере, обеспечивать финансовую стабильность, содействовать международной торговле, высокой занятости, устойчивому экономическому росту и сокращению бедности во всем мире.
Идея создания МВФ, также известного как «Фонд», зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года. 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.